Детский фольклор

Алла Швед
Детский фольклор

) Фольклор - это словесное искусство,включающее в себя: пословицы, частушки, сказки, легенды, мифы, притчи, скороговорки, загадки, героический эпос, былины, сказания и прочее.

(3слайд) Особое место в фольклоре занимает детский фольклор. Через устное народное творчество у ребенка формируется потребность в художественном слове. Поэтому не случайно, важным моментом в воспитательной работе каждого педагога стало широкое знакомство детей с фольклорным творчеством.

Актуальность работы заключается в том, что сегодня детский фольклор – обширная, специфическая, многосоставная область народного творчества. Она включает в себя классический детский фольклор (это «поэзия пестования», т. е. произведения, создававшиеся и исполнявшиеся взрослыми, фольклорные тексты, носители которых дети дошкольного возраста) и школьный фольклор в его устных и письменных формах, в том числе и речевые образования, вошедшие в детскую традицию.

Цель данного исследования –рассмотреть различные классификации детского фольклора.

К детскому фольклору относится произведения, во-первых, созданные самими детьми, во-вторых, заимствованные детьми у взрослых, но переработанные в соответствии с психологией и потребностями детского возраста.

Детский фольклор имеет свою систему жанров, соотнесенную с возрастными особенностями детей. Он несет художественные и педагогические функции. В нем преобладают игровые начала.

Все произведения детского фольклорапо их функциональной роли можно разделить на две группы: произведения,связанные с игровыми действиями:

(4 слайд) Скороговорки или чистоговорки - быстрое повторение труднопроизносимых стишков и фраз. Они сочетают однокоренные или созвучные слова.

(5 слайд) Пестушки - это короткие стихотворные приговоры, которыми сопровождают движения младенца впервые месяцы жизни. Пестушки получили свое название от слова пестовать — «нянчить, растить, ходить за кем-либо, воспитывать, носить на руках».

(6 слайд) Потешки – это песенки, сопровождающие игры ребенка с пальцами, ручками и ножками

Жеребьевки - это сговорка появляется, когда играющим на до разделиться на две партии. Это рифмованное обращение к «мат кам», главам обеих партий.

(7 слайд)Считалка - рифмованный стишок, состоящий по боль шей части из придуманных слов и созвучий с подчеркнуто стро гим соблюдением ритма.

2 произведения,которые занимают детей своим словесным содержанием и исполняются независимо от игровых действий: Колыбельные песни в народе зовут байками. Это название произошло от глагола баять, баить — «говорить». Старинное значение этого слова — «шептать, за говаривать».Такое название колыбельные песни получили не случайно: самые древние из них имеют прямое отношение к заго ворной поэзии. В песнях, назначение которых убаюкать ребят, ритмика и звуковое «оформление» соответствуют покачиванию и скрипу зыбки

Заклички произошли от слова за кликать — «звать, просить, приглашать, обра щаться»). Это обращения к солнцу, радуге, дождю, птицам. При случае детвора выкрикивает слова закличек нараспев хором - это короткие, обычно стихотворные обращения к животным и птицам и т. д.

Прибаутки - это песенки более сложного содержания, уже не связанные с какой-либо игрой. Своим содержанием они напоминают маленькие сказочки в стихах.

Небылицы, небылицы-перевертыши - это особый вид песен-стишков, вызывающих смех нарочитым смещением реальных связей и отношений

Существует и другое деление фольклорных жанров, которое зависит от объема произведения. Так к большим фольклорным жанрам относятся сказки, легенды, былины, исторические песни, народный театр, а к малым –частушки, загадки, пословицы, поговорки, чистоговорки, скороговорки, частоговорки.

Более подробно рассмотрим малые фольклорные жанры

Загадка – происходит от слова «гадати» - думать, рассуждать. Под загадкой обычно понимают построенное в виде иносказания небольшое фольклорное произведение, содержащее замысловатый вопрос, на который необходимо дать исчерпывающий ответ. Разгадывание загадок развивает способность к анализу, обобщению, формирует умение самостоятельно делать выводы, умозаключения

Поговорка– «складная короткая речь, ходячая в народе, но не составляющая полной пословицы» - это определение Даля. Это первая половина пословицы. Поговорка, в отличие от пословицы, не содержит обобщающий поучительный смысл.

Песни подблюдные, масленичные, протяжные лирические (любовные, семейно-бытовые, о рекрутчине и солдатчине, удалые (разбойничьи, исторические, балладные, игровые хороводные и плясовые и т. д., в зависимости от народного праздника.

Пословица- это краткие изречения, содержащие вывод из наблюдений над окружающим. Пословицы похожи, и не похожи на афоризмы мудрые высказывания знаменитых писателей, общественных деятелей. Пословица тем и отличается от афоризма, что, кроме прямого смысла, заключает в себе иносказательный смысл, более значительный по сравнению с тем, который в них прямо выражен. Содержание пословицы раскрывается в речи.

Прикреплённые файлы:

detskii-folklor_evo58.pptx | 7340,38 Кб
 
Публикации по теме:

Мордовский фольклор-детям Я хочу представить вам творческий проект «Мордовский фольклор - детям», который был разработан воспитателями: Талабаевой М. П. ,Алькановой.

Детский фольклор как средство эстетического воспитания У каждого народа своя национальная культура. В фольклоре люди с древнейших времён выражали свои взгляды на жизнь, природу, общество и человека.

Фольклор Карелии Фольклор Карелии. Фольклор, в переводе с английского языка, означает «народная мудрость, народное знание». Выполнила воспитатель МКДОУ.

Фольклор — неоценимое богатство каждого народа.Фольклор — неоценимое богатство каждого народа. Фольклор-неоценимое богатство каждого народа. Это золотой фонд, любовно сохраненный предшествующими поколениями. Русские народные сказки-благодатный.

Фольклор в жизни детей.Фольклор в жизни детей. Фольклорный кружок «Скворушки» существует в детском саду «Теремок» уже 20 лет. Главная цель - это приобщение дошкольников к народному, песенно.

Проект «Мордовский фольклор» Актуальность проекта Мы живем в интересное и сложное время, когда на многое начинаем смотреть по-иному, многое открываем заново и переоцениваем.

Проект «Игры по-русски» (фольклор) Актуальность. Чем увлечь ребенка, как не игрой? Знакомя детей с русскими народными играми, традициями, обычаями, мы уделяем внимание духовному.

Рекомендации для родителей-детский фольклор, как средство развития речи Рекомендации для родителей -детский фольклор, как средство развития речи. Игры в ладошки с речевым сопровождением стали сегодня характерным.

Родительское собрание «Фольклор в развитии детей» Родительское Собрание <<Фольклор в развитии детей>> Задачи: - Приобщать родителей к русской народной культуре через малые.

Статья «Народный детский фольклор» Народный детский фольклор Первое знакомство ребёнка с устным народным творчеством начинается с фольклорных произведений. Первыми в жизнь.

Опубликовано в разделах:
Автор публикации:
Детский фольклор
Опубликовано: 6 июня 2017 в 20:37
+18Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 5.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
26 февраля. Всемирный день неторопливости

«Дело верши, да не спеши» — девиз очередного тематического дня. Воспользуйтесь нашей специальной подборкой, чтобы с ребенком отметить Международный день неторопливости, вместе поиграть и позаниматься...

26 февраля. Всемирный день фисташек

Международный день фисташек был придуман для того, чтобы побудить людей почаще добавлять фисташки в свой ежедневный рацион, используя их преимущества для своего здоровья. Они низкокалорийны, а витаминов,...

Конспект НОД по физическому развитию для детей старшей группы «Пожарные учения ко Дню...
Цель: создать условия для сохранения и укрепления природного здоровья детей, развития двигательных умений и навыков детей через сюжетно-игровые...
Краткосрочный проект в младшей разновозрастной группе «Зимушка-зима все дороги замела»
Подготовила: воспитатель высшей категории Стапонкус Марина Николаевна Вид проекта: практико-ориентированный. Продолжительность проекта: краткосрочный 18....
«Несуществующий дорожный знак». Мастер-класс для воспитателей, учителей, педагогов...
Как сделать дорогу более безопасной -O-? Придумать новые дорожные знаки. Этим я и занялась во время пандемии. Думаю, что в наше время важным знаком был...