Получи документы

Детский проект «Масленица — гостьюшка дорогая»

любовь викторовна ташлыкова
Детский проект «Масленица — гостьюшка дорогая»

Введение

Этнокультурное образование дошкольников предполагает учет национального компонента в образовательной программе в дошкольном детстве. Необходимость приобщения молодого поколения к национальной культуре трактуется народной мудростью: наше сегодня, как никогда - наше прошлое, а также «наше сегодня» творит традиции нашего будущего. Наши дети должны хорошо знать традиции национальной культуры, осознавать, понимать и активно участвовать в возрождении национальной культуры; самореализовывать себя как личность, любящую свою Родину, свой народ и все, что связано с народной культурой: русские народные праздники, в которых дети черпают русские нравы, обычаи.

Публикация «Детский проект „Масленица — гостьюшка дорогая“» размещена в разделах

Россия богата своими народными праздниками: самые любимые и известные — это снежное и морозное Рождество, светоносное торжество Пасхи, весенне-летняя Троица, солнечный радужный день Ивана Купалы. Народным праздником является и ранневесенняя Масленица, указывающая дорогу весенним и солнечным дням, «Масленица» - большое народное гулянье в конце зимы. Образовательная работа в ДОУ этнокультурной направленности даёт детям колоссальный эмоциональный заряд, а это обостряет наблюдательность и восприятие, обогащает чувственный опыт, и, следовательно, формирует неподдельный интерес к таким этнокультурным явлениям, как народные праздники.

А. П. Усова; К. Д. Ушинский, П. Ф. Лесгафт отмечали, что в народных праздниках ребенок приобретает знакомство с привычками и обычаями народа. Они считали народные праздники ценнейшим средством всестороннего воспитания личности ребенка, развития у него нравственных качеств: честности, правдивости, выдержки, дисциплины, товарищества.

Актуальность.

Приобщать к культуре, к традициям народа необходимо с периода «первичной социализации», то есть с дошкольного возраста. Именно в дошкольном детстве, по мнению А. А. Грекалова, В. II. Зеньковского, P.M. Чумичевой и других, закладывается программа поведения, социальные формы жизни. Изучение культуры своего народа на начальном этапе становления личности — актуальная задача современного образования. Народная культура является хранительницей вековых традиций, опыта, самосознания нации, а также выражением философских, нравственных и эстетических взглядов и идеалов.

К. Д. Ушинский писал: «Как нет человека без самолюбия, так нет человека без любви к отечеству, и эта любовь дает воспитанию верный ключ к сердцу человека…» именно поэтому наши интересы обратились к народному празднику «Масленице», как к национальной культуре нашего народа

Проблема.

Несформированность представления о народном празднике Масленице, её обычаях и традициях.

Во время рассматривания репродукций картин о масленице, дети заинтересовались, а что такое «масленица

Дети задали вопрос: «Это посуда где хранится масло

Тогда возникла идея проекта «Масленица - гостьюшка дорогая».

Новизна

Новизна данного проекта заключается в том, что этнокультурная компетентность детей дошкольного возраста построена на основе системного, личностно-ориентированного, компетентностного, деятельностного, культурологического подходов.

Продуктивная деятельность:

Изготовление игрушек из бумаги (оригами) «Матрешка»;

Изготовление из глины «Барышня на ярмарке»;

Изготовление из пластилина «Козлик»;

Изготовление игрушек из соленого теста «Жаворонок»;

Поделки из бросового материала по теме «Такая разная Масленица» :

чучело Масленица, Мальчик Блинчик, Девочка Блинница и т. д.

Коммуникативная деятельность:

Беседы о традициях и обрядах праздника:«Гостя Масленица», «Широкая Масленица», «Масленица дорогая-гостьюшка годовая»;

Рассматривание экспонатов мини-музея «Игрушки-обереги»;

Чтение: русская народная сказка «Снегурочка», К. Ушинский «Проказы старухи Зимы»;

Заучивание закличек, стихотворений о Масленице, о весне.

Знакомство с пословицами и поговорками.

Познавательная деятельность:

Рассказ воспитателя о народных праздниках «Масленица», «Обряды и традиции праздника Масленицы» «Народные игры Масленицы»;

Знакомство с Птицей Жаворонком (условия, характерные особенности птицы Жаворонка);

Рассматривание репродукций-картин о МасленицеБ. М. Кустодиев «С праздником Масленицы», «Масленица»;В. И. Суриков «Взятие снежной крепости»;С. Л. Кожин «Проводы зимы»;В. В. Шевчук «Масленица»;В. Рябчиков «Масленица» ;

Просмотр и обсуждение видеофильма «Масленица-просковейка»;

Игры с электронной базой дидактических материалов для активизации развития познавательного интереса детей: «Времена года: зима и весна»,«Русские народные игры», «Малый народный фольклор «Веселись, народ» (заклички, прибаутки, частушки, пословицы, поговорки).

Творческая деятельность:

Разучивание закличек: «Весна-весна красная»; «А мы Масленицу дожидались» и др. ;

Разучивание русских народных песен, «масленичных» частушек, русских народных наигрышей: «Масленица-кривошейка», «Едет Масленица», «Блины», «Веснянка», «Ой, бежит ручьем вода»;

Обыгрывание русских народных игр: «Тень, тень, потетень», «Ворон», «Как у дяди Якова»; «Пугало»; «Веселый бубен» «Гори, гори ясно!»;

Слушание пьесы П. И. Чайковского «Февраль. Масленица».

Практическая значимость

Разработано методическое пособие лепбук «Масленица»и мультимедийное сопровождение (электронная база мультимедийных дидактических и методических материалов) для повышения эффективности этнокультурной компетенции ребенка дошкольного возраста.

Направленность проекта

Направление проекта : этнокультурное образование детей среднего дошкольного возраста.

Содержание проекта интегрирует образовательные области:

познавательное развитие, художественно-эстетическое, социально-коммуникативное развитие, физическое развитие, речевое развитие.

Предмет проекта.

Процесс ознакомления детей с традициями проведения народного праздника «Масленица».

Тип проекта

По доминирующему методу: информационный

По характеру содержания: ребенок и социальный мир

по характеру участия ребёнка в проекте : участник от зарождения идеи до получения результатов;

по характеру контактов: осуществляется внутри одной возрастной группы, в контакте с семьёй;

по количеству участников: групповой;

по продолжительности: 1 неделя (среднесрочный).

Цель проекта :

Развитие познавательных способностей детей среднего возраста через формирование интереса к народной культуре, традициям и обычаям проведения Масленицы.

Для педагогов Для детей Для родителей

Обучающие задачи

Повысить профессиональную компетентностьоб обычаях и традициях русского народа;

Начать создание в группе информационно-образовательную среду по нравственно – духовному воспитанию детей; Систематически использовать информационные технологии в работе с детьми и родителями в рамках проекта «Широкая масленица»;

Повысить информационную компетентность с целью внедрения современных технологий для развития эмоционально-чувственной и деятельностной сфер ребенка-дошкольника;

Обогатить предметно-развивающую среду через создание электронной базы дидактических и методических материалов по использованию информационных технологий в работе;Сформировать у детей представления о происхождении праздника;

Освоить технику изготовления игрушки из соленого теста (жаворонок);

Обучить родителей изготовлению куклы из соломы «Масленица»

Расширить знания о народных праздниках, об обычаях и традициях русского народа проводить Масленицу;

Познакомиться с различными жанрами устного народного творчества: песни, заклички, дразнилки, пословицы и поговорки;

Овладеть приемами изготовления кукол из ткани и соломы (кукла Масленка);

Совершенствовать навыки лепки из солёного теста;

Развивать эмоционально –чувственную сферу с помощью ИКТ – технологий;

Углубить представления о символах праздника Масленицы.

Найти и

изучить материал, описывающий и

объясняющий возникновение праздника Масленицы;

Использовать

интернет-ресурсы с анализом информации о том, как традиционно на Руси праздновали «Масленицу»;

Изготовить чучелко масленицы, кукол «Зима», «Весна» для праздника «Широкая масленица», освоив технику изготовления из ткани и соломы;

Оформить фотовыставку «Масленица к нам спешит»;

Развивающие задачи

Развитьпрофессиональную компетентность, которая заключается в совокупности знаний, навыков, опыта, владения способами и приемами работы по этнокультурному воспитанию. Развить чувственно – эмоциональную сферу ребёнка напроизведениях русского народного творчества, на источниках познавательной информации, на привитие интереса к русской народной игре, малым фольклорным формам: потешкам, закличкам, дразнилкам, считалкам, загадкам, пословицам, поговоркам

Развивать

педагогичес-кую культуру за счет освоения

совместной проектной деятельности со своим ребенком.

Воспитательные задачи

Продолжать воспитывать интерес к литературному наследию русского народа о Масленице;

Приобщать детей к малым фольклорным формам: потешкам, закличкам, дразнилкам, считалкам, загадкам, пословицам, поговоркам

Учиться сохранять культурные традиции русского народа,соблюдать обряды, обычаи проведения Масленицы. Повышать

заинтересованность родителей в совместно- партнерской деятельности со

своими детьми;

Воспитывать желание взаимодейст-вовать с дошкольным учреждением на основе сотрудничест-ва.

Гарантированный результат

В результате реализации проекта дети будут знать :

историю возникновения праздника «Масленицы», традиции, обряды и обычаи её проведения;

произведения устного народного творчества о ранневесенней Масленице : потешки, заклички, дразнилки, считалки, загадки, пословицы, поговорки, песни, игры;

технику изготовления кукол из ткани и соломы.

У них разовьется:

познавательные способности у детей среднего возраста;

интерес к самобытной русской культуре: «Дела давно минувших дней, преданья старины глубокой…» станут ближе, понятнее ребенку;

способность:сопереживать, умение встать на позицию товарища: «дела для других - не для себя, и помыслы о других - не о себе»;

коллективизм, уважение к предкам, нравственные чувства;

уважение, интерес, терпение, сопереживание к другим национальным культурам.

Дети приобщатся:

к литературному наследию русского народа - устному народному творчеству, воспевающему народный праздник Масленицу.

Критерии и способы оценки результатов.

В результате данного проекта ожидается, что у воспитанников повысятся следующие компетенции:

Этнокультурная компетенция.

У детей:

Повысится способность этнического самосознания;

Повысится интерес к национальной культуре и традициям;

Приобщатся к миру общечеловеческих ценностей: гуманности, толерантности, неприятие насилия;

Сформируется отношения к ранневесенней природе, рукотворному миру, культуре родного края.

Информационная компетенция.

У детей:

Разовьётся более широкая любознательность (ребенок задает вопросы, касающиеся далеких предметов и явлений, интересуется причинно-следственными связями, пытается самостоятельно придумывать объяснения появлению праздника Масленицы, её обычаям);

Проявится интерес к познавательной литературе, к прошлому, к народным

сказаниям, обычаям;

Сформируются навыки использования различными источниками информации для достижения целей.

Критерии:

Знать и называть традиции и обычаи Масленицы;

Знать и называтьприметы уходящей зимы и ранней весны;

Знать и рассказывать заклички, прибаутки, частушки, пословицы, поговорки о Масленице;

Различать заклички и частушки, как формы малого народного фольклора;

Знать техникуизготовления поделок из ткани и соломы;

Знать правила приёма гостей и угощения их блинами;

Метод диагностики: наблюдение.

Цель: выявление личностного продвижения в процессе формирования этнокультурной компетентности детей среднего дошкольного возраста.

Процедура организации и проведения.

В естественных условиях за детьми проводится серия наблюдений, направленных на изучение уровня этнокультурной компетенции детей среднего дошкольного возраста:

Дети должны:

Испытывать любовь и привязанность к родному дому, к семье, матери, детскому саду; дорожить и гордиться своей семьей, домом; знать и уважать семейные традиции, с удовольствием идти в детский сад, уважать мнения других людей, испытывать чувство гуманности, толерантности, неприятие насилия;

Знать основы экологической культуры (научиться любоваться ранневесенней природой, бережно относиться к ней).

Определять свою нацию, русскую, обычаи, традиции; должны гордиться своим народом, его достижениями.

Метод диагностики: беседа.

Цель: изучение особенностей проявления детьми интереса к народному празднику Масленицы.

Процедура организации и проведения.

Беседа проводится индивидуально. Вопросы беседы:

- Почему народ празднует Масленицу?

- Какие главные атрибуты праздника Масленица?

- Какие народные забавы проведения Масленицы знаешь ты?

- Какие традиции Масленицы ты считаешь самым главным? Почему?

- Какие обычаи проведения Масленицы знаешь ты? Расскажи о них.

- Расскажи, какие знаешь заклички, прибаутки, частушки, пословицы, поговорки о Масленице.

Публикации по теме:

Ай да Масленица! Обманщица! До поста довела — сама удрала! Масленица, воротись! Масленица, покажись!Ай да Масленица! Обманщица! До поста довела — сама удрала! Масленица, воротись! Масленица, покажись! Все! Все! Все на праздник. Весну встречаем, зиму провожаем. Начало праздника. Все приготовились. Предлагаем состязание. Кто сильный, кто.

Детский проект «Масленица» .

Совместный семейный проект «Детский сад моей мечты!»Совместный семейный проект «Детский сад моей мечты!» Проект «Детский сад моей мечты!» (совместный семейный проект детей и родителей) Проблема: Как преобразить прогулочный участок группы с.

Проект «Масленица» Актуальность: Россия богата своими традициями, обычаями, народными праздниками. Одним из таких праздников является большое народное гулянье.

Проект масленица Закличка Эй, веселей, собирайся народ! Нынче Масленица в гости идет! К нам скорее вы спешите, И друзей своих зовите! Веселись, народ –.

Проект «Масленица, масленица! Словно солнце катится» Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 23 общеразвивающего вида» г. Сыктывкар ПРОЕКТ «Масленица,.

Проект «Масленица» «Наша Масленица, ты широкая, в детский сад к нам пришла и весну нам принесла!» Паспорт проекта: Тип проекта - информационно-творческий;.

Проект «Широкая масленица» Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад №176 г. Владикавказ ПРОЕКТ «Ш и р о к а я М а с л е н и.

Проект «Широкая масленица»Проект «Широкая масленица» Авторы проекта: Плаксина В. В. – инструктор по фзк Участники проекта: Инструктор по физической культуре Родители. Воспитатели групп Дети.

Сценарий фольклорного досуга для детей старшего дошкольного возраста «Масленица годовая — наша гостьюшка дорогая!» Сценарий фольклорного досуга для детей старшего дошкольного возраст "Масленица годовая - наша гостьюшка дорогая!" Автор-составитель: музыкальный.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Детский проект «Масленица — гостьюшка дорогая»
Опубликовано: 15 февраля 2017 в 16:29
+4Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
22 апреля. День Матери Земли. Передвижка «День Земли»

Сегодняшний праздник отмечается во всем мире, ведь он посвящен нашему общему месту обитания — планете Земля.

21 апреля. День домашнего спорта. Передвижка «Физическое воспитание в семье»

День домашнего спорта – это замечательный повод организовать физкультурное развлечение для дошколят и напомнить их родителям об основных принципах физического воспитания в семье.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД