Папки-передвижки

Консультация «Детский сад-семья: аспекты взаимодействия в условиях введения ФГОС»

Галина Ракшаева
Консультация «Детский сад-семья: аспекты взаимодействия в условиях введения ФГОС»

Одной из задач нового стандарта является повышение культуры родителей, педагогической грамотности семьи. Федеральный государственный образовательный стандарт нацелен на главный результат – социализацию ребенка, развитие потребности в творчестве, любознательность, мотивацию в достижении успеха.

Следовательно, педагогическая культура родителей – один из самых действенных факторов духовно – нравственного развития, воспитания и социализации ребенка.

Публикация «Консультация „Детский сад-семья: аспекты взаимодействия в условиях введения ФГОС“» размещена в разделах

Новые задачи, встающие перед дошкольным учреждением, предполагают его открытость, тесное сотрудничество и взаимодействие с другими социальными институтами, помогающими ему решать образовательные задачи. Таким образом, ближайший институт для ДОУ является институт семьи. Одним из самых важных и ближайших партнеров являются родители наших воспитанников.

Партнерство семьи и образовательного учреждения – перспективный и эффективный вид социального взаимодействия. Главным действующим лицом становится ребенок, его развитие, раскрытие личностного потенциала, а дошкольное учреждение является посредником между ребенком и родителями, помогает гармонизировать их отношения. Если родители и педагоги объединят свои усилия и обеспечат ребенку двойную защиту, эмоциональный комфорт, интересную, содержательную жизнь дома и в детском саду, они помогут развитию его основных способностей и обеспечат подготовку к школе.

Как привлечь семьи к участию в жизнь детского сада? Как сделать так, чтобы от этого процесса получали удовольствие и дети, и педагоги, и сами родители? Как научиться слушать родителей и помочь им стать партнерами и единомышленниками?

В решении проблемы вовлечения родителей в единое пространство детского развития в ДОУ необходимо решать следующие задачи:

- установить партнерские отношения с семьей каждого воспитанника;

- объединить усилия для развития и воспитания детей;

- создать атмосферу взаимопонимания, общности интересов, эмоциональной взаимоподдержки;

- активизировать и обогащать воспитательные умения родителей;

- поддерживать их уверенность в собственных педагогических возможностях.

Принципы взаимодействия с семьей :

1. Доброжелательный стиль общения педагогов с родителями.

Позитивный стиль общения является тем самым прочным фундаментом, на котором строится вся работа педагогов группы с родителями. В общении воспитателя с родителями неуместны категоричность, требовательный тон. Ведь любая выстроенная администрацией детского сада модель взаимодействия с семьей останется «моделью на бумаге», если воспитатель не выработает для себя конкретных форм корректного обращения с родителями. Педагог общается с родителями ежедневно, и именно от него зависит, каким будет отношение семьи к детскому саду в целом. Ежедневное доброжелательное взаимодействие педагогов с родителями значит гораздо больше, чем отдельное хорошо проведенное мероприятие.

2. Индивидуальный подход.

Необходим не только с детьми, но и с родителями. Воспитатель, общаясь с родителями, должен чувствовать ситуацию, настроение мамы и папы. Здесь и пригодится человеческое и педагогическое умение воспитателя успокоить родителей, посочувствовать и вместе подумать, как помочь ребенку в той или иной ситуации.

3. Сотрудничество, а не наставничество.

Современные мамы и папы в большинстве своем люди грамотные, осведомленные и, конечно, хорошо знающие, как им надо воспитывать своих детей. Поэтому позиция наставления и простой пропаганды педагогических знаний сегодня вряд ли принесет положительные результаты. Гораздо эффективнее будут создание атмосферы взаимопомощи и поддержки семьи в сложных педагогических ситуациях, демонстрация заинтересованности коллектива детского сада разобраться в проблемах семьи и искреннее желание помочь.

В процессе работы с семьей по новым формам взаимодействия семьи и ДОУ необходимо решать задачи, связанные с возрождением традиций семейного воспитания, вовлечение родителей, детей и педагогов в объединения по интересам, увлечениям, организации семейного досуга. В каждом ДОУ и у каждого педагога есть в копилке не мало форм работы с родителями, как традиционных, так и новых. К середине 20-го века сложились достаточно устойчивые формы работы детского сада с семьей, которые в дошкольной педагогике принято считать традиционными:

- Педагогическое просвещение родителей: беседы, консультации.

- Общие и групповые собрания.

- Наглядная пропаганда: родительские уголки, стенды.

В этих условиях невозможно разглядеть проблемы каждой семьи индивидуально.

- Беседы и консультации в основном исходят от воспитателей и ведутся в том направлении, которое им кажется необходимым. Редко запрос идет от родителей.

- Общие и групповые собрания также оставляют родителей в роли пассивных слушателей и исполнителей. Воспитатели проводят эти формы работы в соответствии с интересующей их темы. Время на родительские выступления и вопросы отводится в конце собрания, хаотично, без подготовки. Это дает малый результат.

- Наглядная пропаганда оформляется педагогами в виде стендов, тематических выставок. Родители знакомятся с ней чисто механически, когда забирают детей домой из группы.

Анализ традиционных форм работы с семьей показал, что ведущая роль в организации работы с семьей отводится педагогам: целью многих форм является помощь родителям, рекомендации, советы. Это указывает на то, что семья воспринимается общественностью как педагогически не совершенный фактор в становлении личности ребенка. Семья при такой форме взаимодействия не рассматривается как партнер.

Каждая семья по – своему определяет для себя процесс воспитания. Именно родители обязаны заложить основы физического, нравственного и интеллектуального развития личности ребенка. Задача педагога, наблюдающего за детьми и знающего их проблемы помочь родителям, организовать эффективное взаимодействие с семьей для обеспечения полноценного развития ребенка.

Внедрение новых стандартов позволяет организовать взаимодействия детского сада и семьи через направления развития ребенка в ДОУ.

1. «Познавательное развитие» - интеллектуальное развитие ребенка через подготовку ребенка к конкурсам, совместные дополнительные мероприятия в семье и в детском саду, совместная деятельность.

2. «Социально – коммуникативное развитие» знакомство родителей с трудностями и достижениями детей на родительских собраниях, организация выставок, информирование родителей через консультации, стенгазет, плакатов, стендов, буклетов.

3. «Физическое развитие» - знакомство родителей с эффективными средствами закаливания через оформления стендов, индивидуальных консультаций, организацию «Семейных веселых стартов», знакомство родителей с достижениями в физкультуре других семей, организация совместных соревнований и т. п.

4. «Речевое развитие» - индивидуальное консультирование родителей по вопросам общения, круглые столы, участие в конкурсах, викторинах.

5. «Художественно – эстетическое развитие» - совместные рисунки и поделки, музыкально – художественная деятельность в семейных праздниках, концертах, совместное чтение детей и родителей произведений художественной литературы, консультирование родителей по выбору тематики чтения, оформление выставок

В процессе работы с семьей по новым формам взаимодействия необходимо использовать инновационные формы и методы работы :

1. Презентация дошкольного учреждения

Возможна активизация родителей за счет включения их в различные виды деятельности; организации экспертизы со стороны родителей; принятие во внимания предложений семей.

2. Открытые занятия с детьми в ДОУ для родителей

Воспитатель при проведении занятия может включить в него элементы беседы с родителями (ссылаясь на его компетентность в каких то вопросах или, наоборот, стимулируя детей рассказать новое гостю).

3. Педагогический совет с участием родителей

Плодотворен при условии участия родителей на всех этапах педсовета, в первую очередь при непосредственном проведении педсовета в присутствии родителей.

4. Педагогические беседы с родителями

Эффективны при целевом характере бесед (по запросам родителей, внесении элементов дискуссии и проблематизации).

5. Тематические консультации

Исходя из запросов родителей

Собрание, круглый стол с родителями.

6. Использование активизирующих методик:

- метод групповой дискуссии, повышающий психолого-педагогическую грамотность родителей;

- метод игры, моделирующий проблемы и решения в триаде «Ребенок – педагог – родитель»;

- метод совместных действий, основанный на выполнении родителем и педагогом совместных действий, заданий;

- метод конструктивного спора, который помогает сравнить различные точки зрения родителей и педагогов на воспитание ребенка, на разрешение проблемных ситуаций;

- метод вербальной дискуссии, обучающий культуре диалога в семье, обществе.

7. Конференции с родителями

На конференциях в занимательной форме педагоги, специалисты и родители моделируют жизненные ситуации, проигрывая их. Это дает возможность родителям не только накапливать профессиональные знания в области воспитания детей, но и способствует установлению доверительных отношений с педагогами и специалистами.

8. Читательские конференции по книгам о воспитании

Организаторами конференции выступают родители; дети и педагоги являются участниками конференции.

9. Тематические выставки

Выставки содержат материал о творчестве родителей, детей.

10. Информационные бюллетени

Бюллетени содержат информацию как для родителей, так и для педагогов, и могут быть подготовлены семьями воспитанников.

11. Тематические листовки

Инициатива выпуска принадлежит родителям. Они выбирают темы листовок.

12. Настольная тематическая информация

Комплектация настольной тематической информации осуществляется родителями или педагогами по запросам, заявкам родителей.

13. Анкетирование

Обработка ответов позволяет получать более достоверные данные по тем или иным проблемам воспитания.

14. Выступление педагога

Реклама опыта педагогической деятельности дошкольного учреждения, успехов в реализации той или иной педагогической технологии.

15. Мои достижения. Звезда недели. Коллаж интересов

Родители оформляют информацию о ребенке, его достижениях, увлечениях и т. д.

16. Клуб молодого родителя

Где родители могут получить консультации, рекомендации по вопросам воспитания детей.

Таким образом, предполагается, что использование разнообразных форм работы с семьей, позволят сблизить семью и дошкольное учреждение, будут способствовать партнерскому взаимодействию с родителями, проявят у родителей осознанное отношение к воспитательной деятельности, стремление к пониманию ребенка, анализу своих достижений и ошибок.

Публикации по теме:

Формирование партнерских взаимоотношений с родителями в условиях введения ФГОС ДОФормирование партнерских взаимоотношений с родителями в условиях введения ФГОС ДО Выступление из опыта работы на тему: «Формирование партнерских взаимоотношений с родителями в условиях введения ФГОС ДО» Воспитатель Хлебушкина.

Инновационные формы взаимодействия с родителями в условиях введения ФГОС «Инновационные формы взаимодействия с родителями в условиях введения ФГОС» Привлечение внимания родителей к вопросам воспитания и развития.

Консультация «Современные технологии взаимодействия с семьями воспитанников в условиях введения ФГОС дошкольного образования» Перед тем, как начать делиться опытом работы по данной теме, хочу процитировать слова советского педагога, заслуженного учителя Василия.

Деятельность учителя-логопеда в условиях введения ФГОС ДО СЛАЙД № 1 - Добрый день, уважаемые коллеги! Начать свое выступление я хотела бы с простого вопроса к вам: «Назовите профессии, где требуются.

Приоритетные направления работы ДОУ в условиях введения ФГОС дошкольного образования ПРИОРИТЕТНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ РАБОТЫ МБДОУ г. Керчи РК «Детский сад комбинированного вида №2 «Капелька» В УСЛОВИЯХ ВВЕДЕНИЯ ФГОС ДО Ведение.

Проектная деятельность детей в условиях введения ФГОС Проектная деятельность - одна из инновационных технологий, используемых в образовательной практике, так как в основу метода проектов заложена.

Роль профессиональных педагогических объединений в условиях введения и реализации ФГОС Трудно переоценить роль ППО в вопросах методического сопровождения педагогов. Возросла эта роль в связи с введением и реализацией ФГОС НОО.

Современные педагогические технологии в условиях введения ФГОС ДО Термин «педагогическая технология» очень популярен в последние годы. Понятие «педагогическая технология» может быть представлено тремя аспектами:.

Современные педагогические технологии в условиях введения ФГОС (продолжение) Здоровьесберегающие технологии: цель - обеспечить ребенку возможность сохранения здоровья в условиях ДОУ, сформировать у него необходимые.

Игровые технологии в ДОУ в условиях введения ФГОС Данный доклад был представлен на ежегодном районном Августовском совещании работников образования в 2014 году. В статье даются указания.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Консультация «Детский сад-семья: аспекты взаимодействия в условиях введения ФГОС»
Опубликовано: 6 октября 2015 в 19:12
+9Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 7.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
В 2024 году БАМ отмечает 50-летний юбилей. Передвижка «БАМ»

8 июля – памятная дата в честь строительства Байкало-Амурской магистрали, знаменитого БАМа. В этот день, 8 июля 1974 года, было подписано постановление о начале строительства Байкало-Амурской магистрали....

День весенней безопасности. Передвижка «Паводок, весеннее половодье»

Стремительное таяние снега или выпадение большого количества осадков может стать причиной весеннего паводка. Необходимо знать правила поведения во время этого стихийного бедствия и рассказать о них...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД