Нина Деева
Детский журнал как инновационная технология развития и поддержки инициативы и самостоятельности детей 5–7 лет
▼ Скачать + Заказать документы
Детский журнал как инновационная технология развития и поддержки инициативы и самостоятельности детей 5–7 лет
«Умейте открыть перед ребёнком в окружающем мире что-то
одно, но открыть так, чтобы кусочек жизни заиграл перед детьми всеми
красками радуги. Оставляйте всегда что-то недосказанное, чтобы
ребёнку захотелось ещё и ещё раз возвратиться к тому, что он узнал».
Василий Александрович Сухомлинский
Публикация «Детский журнал как инновационная технология развития и поддержки инициативы и самостоятельности детей 5–7 лет» размещена в разделах
В настоящее время существенно повысились требования к качеству организации образовательного процесса в детском саду. Педагоги стремятся использовать современные подходы к образованию детей, применять инновационные педагогические технологии. Ведь то, что было интересно и значимо для детей еще 20-30 лет назад, уже не интересно современным детям. Применение инновационных технологий в дошкольном образовании становится все более актуальным, так как позволяет в доступной и привлекательной для детей форме достигнуть высокого качества знаний, умений, навыков, творческих способностей.
Сегодня наиболее яркими, развивающими, интересными, значимыми являются такие технологии, которые бы сделали главным участником педагогического процесса самого ребенка, получающего информацию непринужденно, в интересной для него форме. Знакомясь с новинками методической литературы в журналах, интернет ресурсах я остановилась на инновационной технологии развития и поддержки детской инициативы и самостоятельности детей старшего дошкольного возраста - детский журнал.
Данная технология отвечает основным требованиям ФГОС ДО:
- осуществляет деятельный подход и партнерский стиль отношений при взаимодействии взрослого с ребенком-дошкольником;
-происходит интеграция образовательных областей;
- обеспечивает открытость образовательного процесса для семей воспитанников.
Детский журнал :
• информативен;
• полифункционален;
• пригоден к использованию одновременно группой детей;
• обладает дидактическими свойствами;
• является средством художественно-эстетического развития ребенка;
• обеспечивает игровую, познавательную, исследовательскую и творческую активность всех воспитанников.
Цель выступления: познакомить педагогов с инновационной технологией изготовления детского журнала в совместную деятельность детей и взрослых.
Что же представляет собой технология детский журнал? Это, по сути — разновидность проекта, так как создание журнала проходит этапы : планирование, реализация, подведение итогов.
Мы с воспитанниками выпускаем детский журнал своей группы. Он представляет собой тематическую папку. Дети принимают активное участие в его создании. Они собирают, склеивают отдельные части в единое целое, творчески оформляют, используя всевозможные цвета и формы. При создании детского журнала воспитанники не получают знания в готовом виде, а добывают их с помощью педагога в процессе собственной познавательной и исследовательской деятельности. Работа с детским журналом отвечает современным требованиям - развитие и поддержка детской инициативы и самостоятельности.
Чем привлекательна данная форма работы?
1. Детский журнал помогает ребенку по своему желанию организовать информацию по интересующей его теме.
2. Это отличный способ для повторения пройденного материала.
3. Ребенок может самостоятельно собирать и организовывать информацию.
4. При создании детского журнала можно выбрать задания под силу каждому.
5. Создание детского журнала является одним из видов совместной деятельности взрослого и детей. А может быть еще и формой представления итогов проекта или тематической недели.
С чего мы начали. В один из дней я приготовила детям сюрприз - принесла в группу разные детские журналы. К моему удивлению, на вопрос: " Что это?". Дети ответили: " Раскраска. " Оказалось, что воспитанники совсем ничего не знают о детских журналах. Это и не удивительно, так как мы живем во время цифровых технологий и привыкли черпать всю информацию из интернет ресурсов, телевидения и все реже стали обращаться к печатному слову.
Месяц мы знакомились с удивительным и разнообразным миром детских журналов, их названиями, содержимым. Рассматривали, решали ребусы, отгадывали загадки, мастерили поделки, рисовали, беседовали о том, кто и как создает журналы, что журналы может выпускать не только редакция, но и любое учреждение. Например, детский сад, школа или даже любая группа детей детского сада. Во время одной из таких бесед ребята предложили выпускать журнал нашей группы. Конечно же, я поддержала инициативу детей и работа закипела…
Начали с того, что определились, как часто будет выходить наш журнал – один раз в месяц. Затем стали думать над названием. Дети предлагали различные варианты: "Теремок", " Карусель", "Познавай-ка" и т. д., но остановились на названии " Растём вместе!" К нашему названию, я предложила на выбор различные обложки. Ребята долго не могли определиться. Было решено, что у каждого номера будет своя обложка, которая зависит от календарного месяца и различных праздничных дат. Так, мы не заметно, подошли к самому интересному этапу – рубрики. Продумали, какие войдут в наш журнал и что за информация будет их наполнять.
" Календарь праздничных дат" - рубрика освещает все значимые события, происходящие в ДОУ и группе в обозначенный период времени.
" Страна звуков"- здесь ребята закрепляют пройденный материал.
" Талантливые ручки"- рубрика даст рекомендации, какие поделки можно сделать с детьми дома, способы, как совместно и с пользой провести время с ребёнком. Практические материалы, помогающие развитию у ребёнка фантазии, творческих способностей
" Юный эрудит" Игры на все случаи жизни: в дороге, в дождливый день, на пляже, во дворе и т. д. А также: сказки для почемучек, игры-ходилки, вкладки с развивающими заданиями и играми для детей и многое другое
" Твоя безопасность» - рубрика дает советы, как укрепить своё здоровье, как избежать болезней и несчастных случаев, как помочь себе и другим.
"Почитай со мною мама"- цель рубрики, развитие интереса детей к художественному слову. Она содержит материалы и рекомендации для совместного чтения родителей и детей.
Так как дети активно участвуют в изготовлении журнала, родители тоже заинтересовались и теперь являются активными пользователями. Они знакомятся с материалом каждого номера как в печатной форме, так и в электронном виде. Я регулярно выкладываю его на свой персональный сайт.
Посмотрите, какой познавательный, интересный и красочный получился наш журнал. Надеюсь, что мой опыт работы кто-нибудь из Вас возьмет себе на заметку. Данная культурная практика очень интересна, она развивает у детей следующие универсальные умения:
• умение планировать предстоящую деятельность;
• договариваться со сверстниками;
• распределять обязанности;
• искать нужную информацию, обобщать её, систематизировать;
• самостоятельно давать объяснения на возникающие вопросы;
• принимать собственные решения, опираясь на свои знания и умения;
• используя устную речь, выражать свои мысли и желания.
На этом теоретическая часть моего выступления закончена, переходим к практической. Сегодня, я хочу предложить Вам создать номер журнала нашего детского сада. Давайте определимся, как он будет называться?.
(1. Педагоги определяются с названием журнала).
Хорошо, определились. Теперь давайте обсудим, сколько рубрик будет в нашем журнале и какой информацией будет наполнена каждая.
(2. Педагоги определяются с количеством и названием рубрик, их наполняемостью.)
Теперь, когда мы все выяснили, предлагаю преступить к нашему творчеству. Я сделаю обложку для нашего журнала, а Вы делаете каждый свою рубрику (страничку) и по окончанию присылаете свою работу мне на электронную почту.
(3. Педагоги создают каждый свою рубрику. Присылают готовые работы на указанный адрес электронной почты.)
Уважаемые педагоги, я отредактировала ваши работы и объединила их в журнал. Давайте посмотрим, что у нас получилось!
(4. Показываю на проекторе номер журнала созданный педагогами).
Надеюсь, что мое сегодняшнее выступление окажется для кого-то полезным! Возьмите себе на заметку. Спасибо за внимание!