Получи документы

Детско-родительская группа как форма взаимодействия с родителями, воспитывающими детей с РАС (9 фото)

Лариса Меретукова
Детско-родительская группа как форма взаимодействия с родителями, воспитывающими детей с РАС

СЛАЙД 1

Детско-родительская группа

как форма взаимодействия с родителями, воспитывающими детей с РАС в рамках инновационной деятельности МБДОУ «Детский сад компенсирующего вида №26»

Детско-родительская группа как форма взаимодействия с родителями, воспитывающими детей с РАС

СЛАЙД 2

Публикация «Детско-родительская группа как форма взаимодействия с родителями, воспитывающими детей с РАС» размещена в разделах

В основе современной концепции взаимодействия семьи и дошкольного учреждения лежит идея о том, что за воспитание детей несут ответственность родители, а все другие институты призваны помочь, поддержать, направить, дополнить их воспитательскую деятельность. Уходит в прошлое официально осуществляемая в нашей стране политика превращения воспитания из семейного в общественное.

Идея взаимодействия семейного и общественного воспитания развивалась в работах В. А. Сухомлинского, в частности, он писал: «В дошкольные годы ребенок почти полностью идентифицирует себя с семьей, открывая и утверждая себя и других людей преимущественно через суждения, оценку и поступки родителей». Поэтому задачи воспитания могут быть успешно решены в том случае, если школа поддерживает связь с семьей, если между воспитателем и родителями установились отношения доверия и сотрудничества.

Признание приоритета семейного воспитания требует новых отношений семьи и ДОУ, а новизна этих отношений определяется понятиями «сотрудничество, взаимодействие». Сотрудничество – это общение на равных, где никому не принадлежит привилегия контролировать, оценивать, указывать. Переход к новым формам отношений педагогов и родителей возможен только в рамках открытости, гуманизации, деидеологизации дошкольного образования. Целью сегодняшнего дошкольного образования является не воспитание члена общества, а свободное развитие личности.

Семья и детский сад тесно взаимосвязаны между собой, что даёт ребёнку определенный социальный опыт. Организация общения педагога с родителями воспитанников остается одной из наиболее сложных проблем в деятельности дошкольного образовательного учреждения. А организация взаимодействия с родителями, воспитывающими детей с расстройствами аутистического спектра сложна вдвойне.

Фото №1 СЛАЙД Детско родительская группа как форма взаимодействия с родителями

СЛАЙД 3

Наше ДОУ является республиканской инновационной площадкой, реализующей проект «Психолого-педагогическое сопровождение обучения и воспитания детей с РАС» (приказ МОиН РА №1709 от 14.12.2017 года «О признании образовательных организаций республиканскими инновационными площадками».

В рамках инновационного проекта мы к концу 2020 года должны реализовать 4 модуля программы психолого-педагогического сопровождения:

1. Психолого-педагогическая работа с детьми с РАС;

2. Подготовка педагогов к работе с детьми с РАС;

3. Детско-родительские группы;

4. Тьюторское сопровождение.

Прежде чем говорить о детско-родительских группах, необходимо разобраться в том, с какими трудностями сталкиваются семьи, воспитывающие детей с РАС.

Семьи, воспитывающие детей с РАС, зачастую оказываются замкнутыми в своей проблеме, им не хватает знаний о способах взаимодействия с ребенком, методам обучения, коррекции поведения детей. Оказавшись в трудной жизненной ситуации, родители переживают тяжелый стресс. Для них выявленный диагноз у ребенка – это катастрофическое событие. Происходит «потеря» воображаемого образа здорового ребенка, крушение мечтаний, надежд, связанных с его будущим, его взрослением. У родителей происходит адаптация к ситуации болезни ребенка, и в ходе этой адаптации могут происходить изменения и деформация всей структуры семейных отношений: нарастают проблемы в браке, социальная изоляция, истощаются психические ресурсы родителей. А ведь при этом, несмотря на стресс, родитель должен выполнять и свои родительские функции : зарабатывать и обеспечивать семью. Родители оказываются в тяжелом психологическом состоянии повышенного стресса, который усугубляется тяжестью и продолжительностью расстройства, непониманием ситуации окружающими или даже агрессией со стороны незнакомых людей или соседей. Причем состояние стресса в таких семьях после постановки диагноза их ребенку становится хроническим, с обострениями в периоды ухудшения здоровья ребенка, появления странностей в поведении, начала посещения детского сада, выбора школы или подготовки к будущей профессии.

Фото №2 Воспитание ребенка

СЛАЙД 4

Психологическое состояние родителей, узнавших о диагнозе своего ребенка, включает в себя 5 временных фаз:

1. Шок и отрицание.

2. Надежда на чудесное исцеление, поиски чудо-специалиста или чудо-лекарства.

3. Бессилие и гнев. Зачастую гнев выплескивается на специалистов, работающих с ребенком. В данной ситуации необходимо спокойно воспринимать гнев со стороны родителей, нельзя втягиваться в конфликт с ними, в противном случае это может привести к отчуждению и запуску новой травматической ситуации для семьи.

4. Депрессия.

5. Принятие. Оно считается достигнутым, когда:

- родители способны спокойно говорить о проблемах ребенка;

- поощряют его самостоятельность;

- сотрудничают со специалистами, оставляют краткие и долгосрочные планы;

- имеют личные интересы, не связанные с ребенком;

- способны что-либо запрещать ребенку или наказывать, не испытывая чувства вины;

- не проявляют по отношению к ребенку ни гиперопеки, ни чрезмерной строгости.

В ДОУ родители приходят, как правило, находясь на 3 этапе своего психологического состояния. И только после того, как они достигают 5 этапа (принятие, можно говорить о том, что психолого-педагогическое воздействие на ребенка и семью может быть успешным. Именно на этом этапе родители становятся союзниками и помощниками педагогов. Но зачастую родители не знают, как надо работать со своим ребенком. Наша задача - научить родителя помогать своему ребенку преодолевать трудности развития.

Фото №3 Консультации для родителей воспитывающими детей с РАС в рамках инновационной деятельности МБДОУ Детский сад компенсирующего вида

СЛАЙД 5

Как только к нам поступает новый ребенок, мы проводим анкетирование с его родителями для того, чтобы узнать, какие установки есть у родителей к специалистам ДОУ и к своему ребенку.

Результаты анкетирования показывают, что на первом месте у родителей стоят вопросы, связанные с активным вмешательством специалистов ДОУ в состояние ребенка. Причем познавательные функции (восприятие, память, внимание) оцениваются родителями как самые сохранные, а в первую очередь их дети нуждаются в занятиях с логопедом. При этом, большинство родителей считают, что полноценная адаптация невозможна без развития у ребенка коммуникативных качеств и продуктивной деятельности, а способность говорить может решить проблемы адаптации.

На втором месте стоит потребность в информации о состоянии ребенка и путях коррекционной помощи. При этом большинство родителей считают, что им необходимо индивидуальное консультирование по проблемам воспитания ребенка, оказания коррекционной помощи, нормативно-правовой грамотности, информации о программах, центрах и школах, которые могут помочь ребенку с аутизмом. Т. е., родители готовы, прежде всего, к индивидуальным формам работы по решению конкретных каждодневных проблем своего ребенка.

На третьем месте стоят самые непопулярные, отрицаемые потребности родителей – это информация о социальных учреждениях, где бы мог находиться ребенок, чтобы мне иметь возможность работать; индивидуальная психологическая помощь для меня как родителя; эмоциональная поддержка со стороны родственников. Это говорит о том, что родители обесценивают собственные потребности, ставя во главу угла интересы ребенка. Другими словами, родители хотят конкретной помощи их ребенку, но при этом с соблюдением эмоциональной дистанции со стороны специалистов. Т. о., безоговорочной готовности к сотрудничеству у родителей нет.

В то же время, у родителя и специалиста ДОУ есть обоюдное желание: помочь ребенку с РАС.

Итак, основная общая задача в сотрудничестве с родителями, воспитывающими детей с РАС – это помощь детям в формировании новых социализирующих навыков и устранении нежелательных форм поведения. Такая работа может проводится как в индивидуальном, так и в групповом режиме.

Фото №4 СЛАЙД Публикация Детско родительская группа как форма взаимодействия с родителями воспитывающими детей с РАС размещена в разделах Аутизм растройство аутистического спектра РАС РДА Аутизм

СЛАЙД 6

Особый формат групповой работы, который мы внедряем в рамках инновационной деятельности – это детско-родительская группа, в которой принимают участие дети вместе с родителями. Такая форма работы используется как основная форма работы в специализированных центрах для детей-аутистов и их родителей в Москве и Санкт-Петербурге. В детских садах такая форма работы как основная использоваться не может, так как детский сад одной из своих целей работы имеет присмотр и уход за детьми. Т. е. в детском саду дети на какое-то время остаются без родителей, только с педагогом. Детско-родительская группа в нашем детском саду используется как консультативная форма работы с родителями, где занятия проводятся с определенной периодичностью. Занятия в такой группе дают возможность родителям самим овладеть способами обучения ребенка новым навыкам. Это необходимо, в первую очередь, для того, чтобы приобретенный навык в детском саду использовался ребенком в повседневной жизни, иначе говоря, чтобы произошла генерализация навыка.

Во-вторых, знание методики позволит родителям обучать своего ребенка другим навыкам, которые по разным причинам невозможно сформировать в ходе занятий в детском саду. Кроме того, родители овладевают методами, направленными на устранение нежелательных форм поведения их детей.

В-третьих, в процессе групповых занятий, происходит обучение детей и родителей использованию альтернативных средств коммуникации.

В-четвертых, соблюдается единство требований по отношению к ребенку.

Фото №5 Консультации для родителей детей с РАС Воспитание ребенка

СЛАЙД 7

Ну и, наконец, занятия в детско-родительской группе могут помочь родителям научиться получать удовольствие от общения со своим ребенком, избавиться от чувства стыда за него, помочь расстаться с ролью стороннего наблюдателя.

Фото №6 Консультации для родителей Работа с Особыми детьми

СЛАЙД 8

Работа в группе позволяет родителям почувствовать, что они не одиноки в решении своих проблем, и что от жизни можно получать удовольствие.

В то же время, проведение занятий в таких группах сопряжено с целым рядом трудностей, а именно:

- специалист должен распределять внимание между ребенком и родителем, наблюдать за ними, своевременно реагировать на поведение каждого из них. Оптимальный способ выхода из этой ситуации – привлечение двух специалистов, где один из них – тьютор, несущий основную нагрузку в педагогическом сопровождении ребенка;

-трудно, а порой и невозможно следовать конспекту занятия, особенно когда ребенок отказывается следовать предложенной инструкции, проявляет неадекватные реакции. Конечно, занятие в этом случае прерывается, но родитель вместе со специалистом участвует в гашении неадекватного поведения, получая определенный педагогический опыт.

Некоторым родителям трудно вступить в контакт, они не проявляют желания участвовать в занятиях детско-родительской группы. С такими родителями мы строим взаимодействие через электронную переписку и видеозаписи. Видеозапись дает возможность родителю сидя дома видеть то, что делал ребенок в саду, вспомнить какие-либо методические приемы и упражнения, которые необходимо повторить с ребенком. Видеозапись домашней деятельности ребенка помогает, в свою очередь, педагогам проанализировать эту деятельность и скорректировать свою педагогическую работу, выбрать оптимальную тактику поведения именно к этому ребенку.

Прежде чем приступить к занятиям, необходимо определить цели обучения и, конечно, они должны быть согласованы с родителями, которые должны понимать, почему в данный момент важно научить ребенка именно этому, а не чему-то другому, какие изменения произойдут в жизни ребенка, если он овладеет тем или иным навыком или избавится от нежелательного поведения.

В процессе достижения поставленных целей родители сосредотачивают свое внимание и внимание ребенка на развивающих занятиях, «уроках» и исключают чрезвычайно важные для детей спонтанную игру и эмоциональный контакт. В занятиях детско-родительской группы у них есть возможность научиться с помощью специалиста эмоционально и позитивно контактировать со своим ребенком в игровой форме. Специалист не только рассказывает, но и показывает – как нужно заниматься с ребенком, а родитель в процессе занятий по сути дела начинает выполнять роль тьютора, что позволяет не только продолжать обучение детей вне стен детского сада, но и дает возможность родителям практиковаться в использовании новых форм взаимодействия с ребенком, а также научиться управлять его поведением.

Фото №7 Дети с особыми возможностями здоровья ОВЗ Работа с родителями

СЛАЙД 9

Итак, что же дают занятия в детско-родительских группах участникам образовательного процесса:

- родители, воспитывающие детей с РАС, стали активными участниками педагогического процесса, у них возник интерес к процессу воспитания, уверенность в своих силах, понимание того, что они не одиноки в борьбе за своего ребенка;

- педагоги ДОУ оказывают помощь родителям в реализации их ответственности за воспитание и обучение детей;

- дети имеют возможность сформировать такие важные для них навыки общения, получить эмоциональный контакт с семьей, преодолеть нежелательные формы поведения;

- и взрослые, и дети получают бесценный опыт взаимоотношений друг с другом, доверительных отношений, толерантности, человечности, взаимопонимания.

Фото №8 Уходит в прошлое официально осуществляемая в нашей стране политика превращения воспитания из семейного в общественное

Прикреплённые файлы:

Публикации по теме:

Из опыта работы «Социальная сеть как интерактивная форма взаимодействия с родителями в ДОУ» Семья и дошкольное образовательное учреждение - два важных института социализации для ребенка. Чтобы вовлечь семью в единое образовательное.

Игровой тренинг «Стоп, машина! Тише ход! На дороге пешеход!» как активная форма взаимодействия с родителямиИгровой тренинг «Стоп, машина! Тише ход! На дороге пешеход!» как активная форма взаимодействия с родителями Безопасность детей на дороге… Как важно научить ребенка правилам безопасного поведения на дороге. Это главная задача взрослых. И в первую.

Как организовать сотрудничество с родителями, или Марафон мини-консультаций как форма взаимодействия детского сада и семьи Эссе «Как организовать сотрудничество с родителями, или Марафон мини - консультаций как эффективная форма взаимодействия детского сада и.

Мастер-класс как форма взаимодействия с родителями дошкольного возраста на тему «Рамка для фото»Мастер-класс как форма взаимодействия с родителями дошкольного возраста на тему «Рамка для фото» Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №14» Мастер-класс как форма взаимодействия с родителями дошкольного.

Нетрадиционная форма работы с родителями «Родительская почта»Нетрадиционная форма работы с родителями «Родительская почта» Проблема взаимодействия ДОУ и семьи в последнее время попала в разряд самых актуальных Изменившаяся современная семья озабочена решением.

Оформление стенда «Мой папа в армии служил» как средство речевого развития детей и как форма взаимодействия с родителямиОформление стенда «Мой папа в армии служил» как средство речевого развития детей и как форма взаимодействия с родителями В последнее время в педагогической жизни набирает силу такая форма взаимодействия с родителями, как домашнее задание. Эта форма стала одной.

Особенности взаимодействия с родителями, воспитывающими детей с девиантным поведением Особенности взаимодействия с родителями, воспитывающими детей с девиантным поведением. Цель: психолого-педагогическая поддержка родителей.

Родительский клуб «Калейдоскоп» как форма взаимодействия с родителями ПОЛОЖЕНИЕ О РОДИТЕЛЬСКОМ КЛУБЕ «КАЛЕЙДОСКОП» 1. Общие положения. 1.1. Настоящее Положение о родительском клубе (далее – Положение) регулирует.

Творческая мастерская как форма взаимодействия ДОУ с родителями ясельной группыТворческая мастерская как форма взаимодействия ДОУ с родителями ясельной группы Творческая мастерская, как одна из форм взаимодействия ДОУ с родителями. В статье рассматривается содержание семейной творческой мастерской,.

Занимательные игры, как форма активного взаимодействия с родителямиЗанимательные игры, как форма активного взаимодействия с родителями Известно, что тесное взаимодействие педагогов и родителей – залог успешного функционирования дошкольного учреждения в решении задач обучения.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Детско-родительская группа как форма взаимодействия с родителями, воспитывающими детей с РАС
Опубликовано: 9 ноября 2020 в 16:36
+6Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
В 2024 году БАМ отмечает 50-летний юбилей. Передвижка «БАМ»

8 июля – памятная дата в честь строительства Байкало-Амурской магистрали, знаменитого БАМа. В этот день, 8 июля 1974 года, было подписано постановление о начале строительства Байкало-Амурской магистрали....

День весенней безопасности. Передвижка «Паводок, весеннее половодье»

Стремительное таяние снега или выпадение большого количества осадков может стать причиной весеннего паводка. Необходимо знать правила поведения во время этого стихийного бедствия и рассказать о них...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД