МААМ-картинки

Использование проектирования для развития познавательно-речевой и поисковой активности детей дошкольного возраста

Панкова Наталья
Использование проектирования для развития познавательно-речевой и поисковой активности детей дошкольного возраста

Количество детей с речевой патологией имеет тенденцию к увеличению. Речевые нарушения негативно влияют на развитие умственных способностей, поведение и социализацию ребенка в целом. Патология речи снижает успеваемость в школе и зачастую является причиной школьной дезадаптации.

Каждый ребёнок, имеющий те или иные отклонения в развитии, нуждается в эффективной и скоростной реабилитации, позволяющей ребёнку преодолеть нарушения развития, при этом он должен справиться со своими трудностями в максимально короткие сроки, чтобы «догнать» в развитии детей, не имеющих отклонений в развитии. Это возможно лишь при условии формирования вокруг каждого такого ребёнка единого коррекционно-развивающего пространства, поддерживать которое призваны не только логопед и педагоги детского сада, который посещает ребёнок, но и родители ребёнка. Так как, в последнее время наблюдается некоторое самоотстранение родителей от воспитательной функции перекладывание данной проблемы на дошкольные учреждения, а затем и на школу. Такое положение негативно отражается на детско-родительских отношениях, воспитывает инертность родителей и потребительское отношение к педагогу и системе образования в целом.

Публикация «Использование проектирования для развития познавательно-речевой и поисковой активности детей дошкольного возраста» размещена в разделах

Результатом взаимодействия педагогов и родителей является преодоление нарушения речевого развития ребёнка, повышение качества коррекционной работы, коррекция недостатков в сенсорной, эмоционально-волевой и интеллектуальной сфере, которые обусловлены особенностями речевого дефекта дошкольников.

Актуальность проблемы стимулирует постоянный поиск новых идей и технологий, позволяющих оптимизировать коррекционную логопедическую работу.

В последние годы с целью формирования у детей познавательных интересов, развития познавательно-речевой и поисковой активности детей в системе дошкольного образования всё чаще используется метод проектов. Проектирование сегодня – важнейший фактор развития дошкольного образования.

О значимости и продуктивности метода уже много написано, имеется положительный опыт его применения в дошкольной образовательной практике.

Метод проектов, это такой вид образовательной технологии, когда педагог и его подопечные в процессе обучения пользуются фактами и стимулами, почерпнутыми из окружающей действительности.

Этот метод связан с развивающим, личностно-ориентированным обучением, позволяет интегрировать сведения из разных областей знаний для решения одной проблемы и применять их на практике. Процесс познания становится более эффективным, у детей создаётся не раздробленная, а единая, целостная картина мира.

Дидактический смысл проектной деятельности заключается в том, что она помогает связать обучение с жизнью; формирует навыки исследовательской деятельности, развивает познавательную активность, речь, творчество. Формирует умение планировать, работать в коллективе, что будет способствовать успешному обучению детей в школе.

Применение в образовательной деятельности технологии детско-родительского проектирования имеет свои цели и задачи.

Цели:

• Формировать представления об успешности каждого ребёнка;

Развивать творческий потенциал и речевую компетентность детей средствами проектной деятельности;

• Повышать эффективность детско-родительских отношений и самооценку родителей в воспитании и обучении ребёнка;

Задачи:

• Формировать у родителей и педагогов представления о методе проектов как эффективном условии развития личности ребёнка;

• Способствовать положительной самооценке и расширению «зоны ближайшего развития» личности ребёнка;

Развивать творческую активность, речь, мышление и воображение;

• Формировать у детей положительный образ себя своей семьи, гармоничной картины мира;

Метод детско-родительских проектов можно успешно применять и в логопедической работе. Он позволяет не только активизировать познавательную деятельность дошкольников, но и совершенствовать их речевое развитие. А самое главное: привлечь к данной работе родителей.

Основой

выбора проекта, прежде всего, становится с одной стороны желание детей, с другой –

необходимость такой темы, которая наиболее полно могла бы раскрыться в речевом

продукте. Главная наша цель – это преодоление речевого недоразвития дошкольников, но это возможно только, когда ребенок находится в интересной и нужной для него деятельности.

Данная технология позволяет решать целый комплекс задач по преодолению речевого недоразвития детей.

Её можно применить в работе над лексическими темами, через которые осуществляется формирование словаря и грамматической стороны речи, а так же в решении других коррекционных задач (в развитии фонематического восприятия, формировании звукового анализа и слоговой структуры, коррекции звукопроизношения и др.)

В процессе работы над проектом происходит формирование и совершенствование звуковой культуры речи, развивается фонематическое восприятие и звуковой анализ слов через игровую деятельность.

При работе над проектом дошкольники самостоятельно или вместе с педагогами и родителями изготавливают атрибуты: маски персонажей, костюмы или некоторые детали к костюмам, готовят подарки для сверстников и взрослых. При этом дети рисуют, раскрашивают, работают с ножницами, пластилином, гипсом и другими материалами, что позволяет развивать мелкую моторику и графомоторные навыки.

Во время творческой, экспериментальной и продуктивной деятельности у детей

развивается зрительное и слуховое внимание. При заучивании наизусть развивается память, а, собирая целые объекты из деталей, у детей развиваются мышление, зрительный гнозис и конструктивный праксис.

Каждый проект заканчивается презентациями процесса работы и результата.

При подготовке и проведении презентаций проектов читая стихи, участвуя в театрализованной деятельности, дети учатся интонационной выразительности речи: ставят логические ударения, меняют силу и тембр голоса. У дошкольников развивается чувство ритма, чему способствуют игра на музыкальных инструментах, ритмичные хлопки, пальчиковые игры; закрепляется произношение звуков в звукоподражаниях, словах, предложениях. Все это способствует развитию фонетико-фонематической стороны речи у детей с речевыми нарушениями.

Презентуя свои работы, дошкольники испытывают чувство гордости за свои достижения, осмысливают результаты своей деятельности. Принимая участие в проектной деятельности, родители осознают проблемы своего ребенка и в дальнейшем видят продвижение в его развитии.

Использование данной технологии в коррекционной работе приносит свои результаты.

Отмечается, что работа с творческими задачами способствует повышению

уровня речевого развития детей. Речь становится более осознанной, более произвольной.

У дошкольников появляется опыт сознательного анализа языкового материала,

так как решение творческих задач требуют не только наглядно-образного, но и

словесно-логического мышления. У детей закрепились и навыки самостоятельной

работы. Они овладевают умением сравнивать и обобщать. Умеют вербализовать

(словесно выражать) шаги решения творческой задачи в форме развернутых высказываний. Дети учатся в определенной мере контролировать процесс собственной деятельности и деятельности своих товарищей, у них формируется готовность к социальному взаимодействию. Проявляется толерантность к высказываниям других.

Одно из самых главных достижений - это то, что дети с удовольствием решают

творческие задачи, пытаются контролировать звукопроизношение свое и

товарищей.

5. Дети с большим желанием и заинтересованностью относятся к каждой творчески

поставленной задаче, быстрей включаются в работу, психологически раскованны и

уверены на занятиях.

Заключение

Следовательно, можно сделать вывод, что использование метода проектов в дошкольном образовании как одного из методов интегрированного обучения дошкольников, позволяет значительно повысить самостоятельную активность детей, развить творческое мышление, умение детей самостоятельно, разными способами находить информацию об интересующем предмете или явлении и использовать эти знания для создания новых объектов действительности способствует преодолению речевых нарушений у детей. А так же делает образовательную систему дошкольного образовательного учреждения открытой для активного участия родителей.

Публикации по теме:

Профилактика школьной дезадаптации (опыт работы) Переход из детского сада в школу – важная ступень в жизни каждого ребенка. Оказываясь на этом этапе в новых социальных условиях, дети часто.

Речевые игры для коррекции звукопроизношения у детей дошкольного возрастаРечевые игры для коррекции звукопроизношения у детей дошкольного возраста Уважаемы коллеги! Я хотела бы Вас познакомить с речевыми играми, которые я сделала своими руками по автоматизации звуков для работы с.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Использование проектирования для развития познавательно-речевой и поисковой активности детей дошкольного возраста
Опубликовано: 11 января 2015 в 11:11
+6Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 5.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
28 апреля. Вербное воскресенье. Передвижка «Вербное воскресенье»

За неделю до Пасхи христиане празднуют Вербное воскресенье. Красивый символ этого праздника – веточки вербы с белоснежными пушистыми комочками.

В 2024 году БАМ отмечает 50-летний юбилей. Передвижка «БАМ»

8 июля – памятная дата в честь строительства Байкало-Амурской магистрали, знаменитого БАМа. В этот день, 8 июля 1974 года, было подписано постановление о начале строительства Байкало-Амурской магистрали....


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД