Татьяна Алекберова
Детско-родительский проект по нравственно-патриотическому воспитанию «Пусть помнит мир спасенный»
▼ Скачать + Заказать документы
МАДОУ детский сад №161 «Ёлочка»
Детско-родительский проект по нравственно-патриотическому воспитанию
«ПУСТЬ ПОМНИТ МИР СПАСЕННЫЙ».
Автор проекта : старший воспитатель
высшей квалификационной категории
Алекберова Татьяна Ивановна
Март 2015 года
Г. Улан-Удэ
Детско-родительский проект по нравственно-патриотическому воспитанию
«Пусть помнит мир спасенный».
Паспорт проекта
Проблема: Связь поколений.
Публикация «Детско-родительский проект по нравственно-патриотическому воспитанию „Пусть помнит мир спасенный“» размещена в разделах
- Воспитание ребенка. Консультации для родителей
- День Победы, 9 мая. Проекты
- Нравственно-патриотическое воспитание
- Патриотическое воспитание. Консультации
- Патриотическое воспитание. Проекты
- Проекты. Проектная деятельность
- Социализация и воспитание детей. Проекты
- Темочки
Вид проекта : исследовательский, творческий.
Продолжительность проекта : краткосрочный (2 месяца апрель-май 2015 года).
Участники проекта : дети старшего дошкольного возраста, воспитатели, персонал ДОУ, родители, социальные партнеры.
Образовательное направление: Социально-коммуникативное, познавательное, нравственно-патриотическое.
Цель:
Создание банка аудио и видео материалов с воспоминаниями ветеранов, видео-обращение к потомкам, заложить «Видео-капсулу времени» от ветеранов для потомков, для осуществления связи поколений, создание книги памяти о ветеранах ВОВ, родственниках детей-воспитанников, персонала ДОУ.
Воспитывать любовь и трепетное отношение к ценностям семьи. Способствовать формированию желания участвовать в общественных мероприятиях.
Учить заботливому отношению к памяти родных и близких, к старшему поколению, прививать начала духовно-нравственного воспитания : патриотического сознания, чувство любви к Отечеству, уважения к его символике.
Задачи:
1. Развивать поисковую деятельность детей.
2. Совершенствовать уровень накопленных практических навыков.
3. Активизировать речь детей.
Предварительная работа
А). С детьми:
1. Беседы о войне, о фронтовиках, о родах войск, о памятниках павшим в годы войны в городе Улан-Удэ с рассматриванием фотографий, иллюстраций, буклетов.
2. Экскурсии: - в детскую библиотеку пос. Загорск на тематическую выставку, посвященную ВОВ,
- в музей ветеранов войны и труда в совете ветеранов авиационного завода,
- в музей авиационного завода,
- в Центр патриотического воспитания и допризывной подготовки молодежи Республики Бурятия.
3. Просмотр фильмотеки на патриотическую тематику.
4. Чтение книг и публикаций на военную тему.
5. Сбор материалов, экспонатов для музея- диорамы «Пришел солдат с фронта».
6. Спортивная подготовка к военно-патриотической игре «Зарница».
7. Провести исследования по теме: в каких родах войск служили участники войны.
8. Изготовление памятных сувениров для участников ВОВ, ветеранов тыла, их родственников (танкистам - танк, артиллеристам - пушку, и т. д. по инициативе детей из каких материалов изготовить подарки: соленое тесто, аппликация, конструирование из бумаги, плетение, вышивание, оригами и т. д.).
9. Возложение цветов к памятнику «Защитники Отечества» в парке им. Жанаева пос. Загорск.
10. Участие в выставке рисунков к юбилею Победы: «Миру-мир».
11. Посещение картинной галереи «Памяти павших, будьте достойны».
12. Конкурс на лучший плакат к празднику Победы.
13. Походы с семьей по местам боевой славы.
14. Участие в акции «Красная звезда».
15. Проведение праздничного тематического мероприятия «9 Мая – День Победы» с детьми старших и подготовительных групп. Участие в «Параде Победы» на территории ДОУ.
16. Участие в флешмобе между всеми дошкольными учреждениями поселка 08.05.2015 года на центральной площади им. Ленина «Во имя мира». Запуск шаров «Триколор».
Б). С родителями, сотрудниками ДОУ:
1. Провести анкетирование среди родителей (Приложение №1).
2. Провести видео-опрос с сотрудниками ДОУ по тем же вопросам, создать видеофильм «Никто не забыт, ничто не забыто».
3. Создать «Галерею памяти» из фотографий участников ВОВ, тружеников тыла. C фотографией ребенка (внука, внучки).
4. Оборудовать картинную галерею «Памяти павших, будьте достойны».
5. Провести исследование, в каких родах войск служили участники войны.
6. Изготовить памятные сувениры, памятные письма-треугольники с текстом песни «День победы».
7. К 70-летию победы в ВОВ открыть музей-диораму «Пришел солдат с фронта», организовать почетную вахту памяти.
8. В рамках музея создать календарь «Памятные даты военной истории».
9. Принять участие в проведении военно-патриотической игры «Зарница-2015» среди ДОО города.
10. Организовать встречу с ветеранами.
11. В честь ветеранов организовать парад Победы на главной аллее детского сада.
12. Совместно с родительской общественностью принять участие в посадке деревьев и кустарников на «Аллее ветеранов» на территории детского сада.
13. Принять участие в Параде Победы на Площади Советов 9 мая 2015 года.
14. Разработать и провести акцию «Красная звезда» - на кабинках детей в детском саду разместить красные звезды там, с чьей семье есть участники ВОВ, участники тыла с ФИО участника, также на кабинетах персонала поместить «Красную звезду» в память о героях-участниках боевого и трудового фронта в годы Великой Отечественной войны.
Обеспечение проекта :
• Художественная литература, фотографии,
• Аудио- и видеоматериалы, фильмотека по теме.
• Специальная методическая литература.
• Выставка рисунков к юбилею Победы: «Миру-мир».
• Интернет-ресурсы.
Ожидаемый результат:
• Оформление выставки рисунков к юбилею Победы: «Миру-мир».
• Создание музея – диорамы «Пришел солдат с фронта».
• Открытие «Галереи памяти» из фотографий участников ВОВ, тружеников тыла (фото участника войны или тыла с фото ребенка).
• Проведение акции «Красная звезда».
• Участие в военно-патриотической игре «Зарница».
• Изготовление поделок в подарок ветеранам.
• Изготовление поделок и отправка посылки для ветерана ВОВ – прадедушки Дармаева Сыжипа (воспитанник подг. группы №8)
• Закладка «Аллеи ветеранов» на территории детского сада.
• Участие в районном детско-родительском конкурсе «Эхо войны в моей семье».
• Участие в уроке нравственности и патриотизма «Помним, чтим, гордимся» для детей старших, средних и подготовительных групп в ДОУ.
Измеряемый результат
• Дети старших и подготовительных групп знают о членах своей семьи – ветеранах войны и труда.
• Знакомы с военными специальностями взрослых, профессиями тыла членов семьи.
• Знают памятники воинам в г. Улан-Удэ.
Роль родителей в реализации проекта
• Помощь в организации выезда на экскурсии.
• Помощь в сборе материала, экспонатов для музея.
• Принять участие в посадке деревьев и кустарников на «Аллее героев» на территории детского сада.
• Помощь в создании видеофильма «Никто не забыт, ничто не забыто».
• Помощь в сборе экспонатов музея-диорамы «Пришел солдат с фронта», посвященном 70-летию Победы.
Актуальность.
Давно отзвучали последние залпы Великой Отечественной войны. Нынешнее поколение не знает что это такое. Мы, взрослые, должны с дошкольного детства закладывать основы нравственности, воспитывать детей на опыте старшего поколения, в доступной форме излагать ценности мирного сосуществования.
К сожалению, время не щадит наших ветеранов, с годами их становится всё меньше, тех которые пережили то лютое время, на себе испытали горести военных лет. Тем значимее их живая память о тяжелом для всей страны времени. Что может быть ценнее опыта, знаний, воспоминаний о лихих сороковых годах, чтобы знали какова цена победы в мае 1945 года, какова цена нашей мирной жизни.
Особо актуальным вопрос о привитии нравственных качеств детям дошкольного возраста встал сейчас, когда наши братья, соседи – украинцы, переживают тяжелые времена, идет война, где гибнут и страдают неповинные: дети, старики, женщины. Реальность происходящего в наши дни заставляет ещё больше задуматься о том, что мир так хрупок, надо беречь его, ведь нет ничего дороже мирного неба, счастливых семей и радостной улыбки ребенка.
Память поколений есть в фильмах о войне, в книгах, в стихах, в песнях военных лет, в письмах с фронта, которые хранятся в музеях, в фотографиях героев, в памятниках защитникам Отечества. До сих пор ведутся поиски без вести пропавших на дорогах войны, следопыты ведут раскопки на местах боев.
Но живое слово, родной голос, воспоминание и обращение деда, прадеда, прошедшего войну, бабушки, работавшей в тылу с одной мыслью «всё для фронта, все для победы» - особо ценно для нас. Это будет реликвией в каждой семье. Родятся дети, внуки, правнуки, которые только по фотографиям будут знать своих предков. А живое обращение с экрана, или аудиозапись позволят воочию увидеть родных, услышать голос и осуществится связь поколений. Ведь смысл связи поколений – помнить, знать, чтить память отцов и дедов, а главное сохранить, беречь мир, завоёванный для нас такими жертвами и лишениями.
В дошкольном учреждении работа с детьми по формированию основ патриотизма, уважения к Родине, её ценностям начинается с раннего возраста. Многие события, факты истории Отечества не осознаются дошкольниками в полной мере с глубоким пониманием проблемы. Но, пропуская их через своё детское мышление, восприятие, обогащенное с помощью взрослых на примере прошлого опыта старшего поколения – дедушек, бабушек, дошкольники получат ценные ориентиры на гражданственность, патриотизм, гордость за своих прадедов. Малыши усваивают, что Родина только тогда станет краше, станет сильной и независимой, когда все, в том числе и они, приложат усилия к становлению её могущества и непоколебимости. Начиная знакомство с семейными ценностями, памятью поколений, дошкольники постепенно усваивают свою принадлежность к большой Родине – России.
Педагогические принципы:
- природосообразность,
- доступность,
- научность,
- системность,
- преемственность,
- культурообразность,
- регионализация,
- стимулирование детской деятельности
Методы работы с детьми:
Беседы.
Рассматривание.
Чтение.
Экскурсии.
Наблюдение.
Заучивание стихов.
Викторина на знание военной тематики.
Образовательная деятельность.
Исследовательская деятельность.
Продуктивная деятельность.
Игровая деятельность.
Двигательная, спортивная деятельность.
Музейная педагогика.
Методы работы с родителями:
- анкетирование,
- проведение тематических собраний.
- исследовательская деятельность (сбор данных о родственниках- участниках боевых действий, трудового фронта во время ВОВ).
- создание банка данных о ветеранах.
- участие пап в спортивно-патриотической игре «Зарничка-2015 года».
- подготовка детей к конкурсу детско-родительских проектов «Эхо войны в моей семье», уроку нравственности и патриотизма «Помним, чтим, гордимся».
- помощь в сборе материалов и экспонатов для музея.
- применение ИКТ технологий в создании фильма, презхентаций.
- субботник по закладке «Аллеи ветеранов».
Методы работы с социальными партнерами:
- организация спортивно-патриотической игры «Зарничка-2015 года» с Администрацией Железнодорожного района г. Улан-Удэ.
- организация спортивно-прикладных видов спорта с Центром допризывной подготовки г. Улан-Удэ.
- организация подготовки детей к строевой подготовке с профессиональным военным специалистом воинской части пос. Восточный – капитаном Мешковым Е. Н.
- экскурсия на авиационный завод пос. Загорск в музей военной истории завода.
- посещение тематической экспозиция в Национальном музее Республики Бурятия.
- интерактивная беседа в детской библиотеке пос. Загорск.
- экскурсия в музей Совета ветеранов авиационного завода.
- выезд в танковую часть пос. Сосновый Бор г. Улан-Удэ для знакомства с военной техникой.
Распределение деятельности по этапам проекта
1 Этап. Обрисовка сюжета. Выявление проблемы.
Деятельность старшего воспитателя :
Формирует цель:
- подобрать соответствующую литературу, загадки, стихи.
- подобрать иллюстрации «Военными дорогами», портреты героев войны.
- видеоматериал по памятным местам- памятникам героям войны, города Улан-Удэ.
- Игры и игрушки по тематике «Конструктор – военная техника».
- Провести родительские собрания в группах подготовительного возраста по теме.
- Провести с родительской общественностью анкетирование.
Деятельность педагогов
Принимают активное участие в сборе информации по проекту, работают с родителями по анкетированию. Оформляют стенды для детей, родителей.
Деятельность музыкального руководителя
Заучивание с детьми песен военной тематики, прослушивание маршей, подготовка к Параду победы – строевые упражнения, перестроение в колонны, проведение праздничного утренника, посвященного Дню Победы.
2 Этап. Организация работы над проектом.
Деятельность педагогов:
1. Обогащают знания детей по заданной теме.
2. Популяризируют полученную информацию.
3. Планируют деятельность с детьми и родителями в течение месяца.
4. Решают задачу организации детской деятельности, исследовательской, продуктивной деятельности.
5. Игровая деятельность по тематике «Конструктор – военная техника», «Кому что нужно?», и т. д.
6. Мониторинг детей по теме (Приложение №2)
Деятельность детей:
1. Дети воспринимают проблему.
2. Принимают активное участие (слушают, задают вопросы, отвечают на поставленные вопросы).
3. Систематизируют информацию.
4. Планируют совместную деятельность.
3 Этап. Практическая деятельность по решению проблемы.
Деятельность педагогов:
1. Организуют непосредственную работу над проектом.
2. Оказывают практическую помощь детям в разных видах деятельности.
3. Дают необходимые рекомендации для родительской общественности.
Деятельность детей:
1. Обращаются к иллюстративной литературе, видео, аудио и Интернет источникам.
2. Занимаются под руководством педагогов, родителей продуктивной, исследовательской, образовательной деятельностью.
3 Этап. Презентация продукта деятельности.
Деятельность педагогов:
1. Осуществляют практическую деятельность.
2. Подводят детей к формулированию вывода о решении проблемы.
Деятельность детей:
1. Участие в Параде Победы.
2. Поздравление ветеранов подарками (продукты своего труда).
3. Делают вывод о решении проблемы.
3 Этап. План осуществления проекта «Пусть помнит мир спасенный».
Образовательные направления:
Познавательно-речевое развитие.
Цель: Знакомство детей с историей своей семьи, историческим прошлым нашей страны.
Задачи:
1. Формировать у детей знания о Великой Отечественной войне, её защитниках, подвигах.
2. Развивать познавательный интерес к семейным ценностям, традициям.
3. Расширять словарный запас.
4. Воспитывать патриотические чувства, нравственную культуру, историческую память, уважение к старшему поколению.
Вид деятельности:
• Беседы о войне, о фронтовиках, о родах войск, о памятниках павшим в годы войны в городе Улан-Удэ с рассматриванием фотографий, иллюстраций, буклетов. Проведение тематических занятий.
• Дидактические игры «Военная техника», «Кому что нужно?» (на знание военной символики и принадлежности к родам войск, «Виды транспорта: наземный, воздушный, водный, космический».
• Сюжетно-ролевые игры «Новобранцы», «Военно-полевая почта», «Взятие штаба».
• Совместные экскурсии в библиотеку, музеи, центр допризывной подготовки.
• Военно-спортивная игра «Зарница».
Социально-коммуникативное развитие.
Цель: учить детей составлять рассказы о своих родственниках: участниках боевого или трудового фронта.
Задачи:
1. Закреплять умение слушать педагога.
2. Помочь детям вызвать желание поделиться своими мыслями о войне, героях, подвиге советского народа.
3. Развивать диалогическую речь.
4. Воспитывать чувство гордости за свою семью, за родной край, за Родину – Россию.
Вид деятельности:
• Творческие рассказы детей по теме: «Мой дедушка-ветеран ВОВ».
• Беседы «Герои военных лет» по картинам и иллюстрациям.
• Словесное экспериментирование «Доскажи слово» (Стреляют из пушек ….артиллеристы, и т. д. (См Приложение №5).
• Участие в викторине «Мы войну не видели, но знаем …», посвященной 70-летию Победы, между садами Железнодорожного района
г. Улан-Удэ.
Чтение художественной литературы.
Цель: развивать память, знакомить с профессиями времен ВОВ. Воспитывать любовь к Родине. Расширять словарь детей.
Вид деятельности:
• Рассказы, сказки, стихи, поэмы.
• Чтение на военно-патриотическую тему: З. Александрова «Дозор», С. Жаров «Пограничник», С Алексеев "Они защищали Москву", Л. Кассиль "Твои защитники", С. Михалков "День Победы",
• Рассматривание коллекций открыток, фотографий, буклетов, картин, сюжетных и предметных картинок для составления рассказов.
Художественно-эстетическое направление: Художественное творчество. Музыка.
Цель: Учить детей изображать предметы и явления, создавать сюжетные композиции на военную тематику.
Задачи:
• Развивать художественный вкус, практические навыки.
• Воспитывать эстетическое восприятие, интерес, любовь к музыке.
• Воспитывать интерес к творчеству.
Вид деятельности:
• Продуктивная деятельность: Изготовление памятных сувениров для участников ВОВ, ветеранов тыла, их родственников (танкистам - танк, артиллеристам - пушку, и т. д. По инициативе детей из каких материалов изготовить подарки: соленое тесто, аппликация, конструирование из бумаги, плетение, вышивание, оригами – изготовление «писем-конвертов»).
• Рисование к выставке к юбилею Победы: «Миру-мир».
• Рисование по шаблону – военная техника.
• Создание макета «Военная база».
• Слушание музыкальных инструментов, военного оркестра, военных маршей.
• Заучивание песен о войне, танцев.
• Подготовка концертных номеров для празднования Дня Победы.
• Музыкально-дидактические игры: «Угадай, какой инструмент звучит, как залп, как канонада, гул самолета, шум волны».
• Участие в проекте Министерства культуры РБ «Спеть со звездой» песни военных лет на сцене театра Оперы и балета г. Улан-Удэ.
Физическое развитие. Здоровье.
Цель: Совершенствовать двигательные умения и навыки. Развивать фантазию, четкость, быстроту реакции в различных ситуациях. Учить принимать самостоятельные решения.
Задачи:
• Развивать общую моторику. Закреплять практические навыки в развитии меткости, ловкости и равновесия, умение ориентироваться в пространстве.
• Воспитывать волевые качества, дисциплинированность, ответственность, умение действовать сообща.
• Воспитывать интерес к профессии военного, создавать условия для эмоционального раскрепощения детей.
Вид деятельности:
• Подвижные игры: «Смени флажок», «Попади в цель»
• Игра-эстафета «Полоса препятствий»
• Динамическая пауза «Военный парад»
• Участие в городской военно-патриотической игре «Зарничка - 2015».
• Участие в Параде Победы на территории ДОУ, на площади Советов в День Победы – 9 Мая 2015 года.
• Участие в закладке «Аллеи ветеранов» совместно с родителями.
Мониторинг проекта
Вопросы
1 2 3 Итого
Ф И Ребенка знают членов своей семьи – ветеранов войны и труда.
знают военные специальности взрослых, профессии тружеников тыла - членов семьи. Знают памятники воинам
в г. Улан-Удэ.
1
2
3
4
Продукт проекта
1. Создание фильма видео-обращения к потомкам «Видео-капсула времени» - тема «Никто не забыт, ничто не забыто»
2. Музей-диорама «Пришел солдат с фронта».
3. Парад Победы.
Перспектива развития проекта :
1. Поисковая работа «Герои нашего поселка» - собрать материал об участниках военных действий, с честь которых названы улицы поселка Загорск, Восточный.
2. Поисковая работа «Герои нашего города, республики» - собрать материал об участниках военных действий, с честь которых названы улицы города Улан-Удэ, Республики Бурятия.
Приложение №1
Анкета
Уважаемые родители, просьба ответить на вопросы анкеты, приуроченной к мероприятиям, посвященным 70-летию Победы.
В нашем детском саду в апреле 2015 года будет проходить месячник «Великой Победе посвящается». В рамках этого мероприятия организуется «Галерея памяти», Музей боевой славы, закладка «Аллеи ветеранов», создается банк видео обращений ветеранов к подрастающему поколению. Просьба принять участие в проекте. Если у Вас есть родственники-участники ВОВ, тыла – запишите их воспоминания на видео, аудиоаппаратуру для памяти, для связи поколений, чтобы не утратить ценные знания наших отцов и дедов, для сохранения мира. Заранее благодарны.
1. В вашей семье есть родственники, воевавшие в годы ВОВ, кто, в каких родах войск, имеющиеся награды___
2. В вашей семье есть родственники, работавшие в годы ВОВ в тылу, кто, где работали___
3. Имеются интересные факты биографии участников ВОВ, боевых дествий___
4. Могли бы Вы принести фото участников ВОВ, тыла (временно) с описанием (ФИО, чей дедушка, или бабушка, звание, где воевал, или работал, имеющиеся награды, заслуги) для оформления «Галереи памяти» в детском саду к 70-летию Победы___
5. Есть ли у вас видео или аудио запись ветерана войны, тыла? ___
6. Для организации музея боевой и трудовой славы в детском саду могли бы принести вещи (временно, фотографии, материалы (грамоты, медали, и др., связанные с ВОВ, работой в тылу ___
7. Примечание (ваше отношение к проекту, ваши предложения)___
ФИО, заполнившего анкету, группа ___
Дата:. 2015 год.