Нина Васильевна Шмакова
Детско-родительский тренинг «Школа Бесстрашия»: конспекты игровых занятий №2 и №3
▼ Скачать + Заказать документы
Школа Бесстрашия
Н. Шмакова, педагог-психолог
В этой статье представлены конспекты двух занятий (№2, №3) игрового детско-родительского тренинга, направленного на коррекцию детских страхов и коррекцию детско-родительских взаимодействий. В приложении дается описание целей и содержания игр. Программа тренинга «Школа бесстрашия» разработана на основе авторской методики А. И. Захарова.
Структура и содержание занятия № 2
1. До начала занятия дается информация для родителей о том, как реагировать на детские рисунки (см. пункт 4 занятия № 2)
Публикация «Детско-родительский тренинг „Школа Бесстрашия“: конспекты игровых занятий №2 и №3» размещена в разделах
2. Приветствие участников круга. "Здравствуйте все! Давайте посмотрим, кто же сегодня вместе с нами, кто готов состязаться, соревноваться, играть? Кто самый смелый? Представляйтесь!" Самопредставление детей.
"Я, Иванов Коля, учусь в первом классе школы № 49" и т. п. При этом взрослые активно реагируют на "визитную карточку" каждого ребенка, громко аплодируя, выражая радость и принятие этого ребенка, вставляя реплики типа: "Молодец!", Привет, Коля!", "Ура!" и т. п. Если есть дети, которые не решаются выйти и представить себя, то принуждать и не следует, но ведущий называет этих детей по очереди, и все радостно их приветствуют.
3. Повторение игры: «Пятнашки» а) Все мамы пятнают своих детей
б) Все дети догоняют и пятнают мам.
4. Рассматривание детских рисунков. Выяснить, кто выполнил домашнее задание, и предложить этим детям показать свои рисунки всем, рассказать о своем страхе. Взрослым следует при этом подыгрывать детям - эмоционально реагировать на содержание рисунка, "пугаться" – охать, дрожать, округлять от страха глаза и т. д. и т. п. Дети, видя такую реакцию, как правило, начинают смеяться, что способствует снятию напряжения по поводу темы страха. Обязательно похвалить детей за смелость: признались в своем страхе и рассказали о нем.
Домашнее задание детям: нарисовать свой страх (этот же) еще раз.
5. Повторение игры «Жмурки». Зафиксировать внимание ребят на соблюдении правила – не сходить с места. Жмурки – по 3 взрослых. Тем, кто не сходит с места – отличительный знак. Потом жмурят по трое детей. В конце игры подсчитать количество поощрительных знаков у детей, отметить победителя.
6. Игра в парах «Передай ритм». Цель: концентрация внимания, развитие ритмического слуха.
7. Новая игра - "Кто первый". Цель игры: Снятие страха неожиданного воздействия, тренировка процессов внимания и торможения, снятие страха торможения при ответах и вопросах (приложение 1)
8. Упражнение «Представляю…»: ходьба по кругу с представлением себя в образах: я - воздушный шарик; гири в моих руках; иду обычным шагом; иду по мягкой траве, по горячим камням, по коровьему дерьму; полощу ноги в ручье; иду по мелкому песку, по прохладной траве.
9. Релаксация «Медведицы и медвежата»
Дети – медвежата, их родители – медведи и медведицы. Медвежата засыпают. Родители подходят к ним, гладят по голове, нежно прикасаются к рукам, плечам, ножкам. Затем, нежно прикасаясь ладонями к бокам, слегка покачивают тело малыша. Ласково выражает удивление по поводу того, что очень крепко спит медвежонок, хорошо расслаблен, не просыпается, хотя мама его покачивает.
10. Прощальный круг. Поощрение детей за активное участие на занятии. Выделить наиболее активных детей, дружно их похвалить, поаплодировать им. Высказать предположение, что в следующий раз смелых ребят, быстрых и ловких будет еще больше, потому что все дети хотят быть такими и учатся быть такими.
Напомнить домашнее задание: детям, которые принесли сегодня рисунки со страхами, вновь нарисовать этот же страх (примечание: чтобы можно было увидеть, как меняется у ребенка отношение к предмету страха). Остальным детям постараться изобразить свой страх в изоработе (рисунок, поделка, лепка и пр.)
Структура и содержание занятия № 3
1. Приветствие всей группы взрослыми и детьми. Проводится аналогично 1 части занятия № 2. Взрослые могут своим примером показать варианты вербального приветствия. "Я – Ирина, Колина мама. Здравствуйте!" ("Приветствую вас", "Рада вас видеть" и пр.) Цель: Снижать уровень застенчивости, нерешительности, упражнять детей в умении предъявлять себя аудитории, видеть положительную реакцию его принятия другими людьми.
2. Рассматривание рисунков детских страхов. Проводится аналогично тому, как описано в 4 части занятия №2. При рассматривании отмечать изменения в рисунках детей, "увеличение смелости", что должно активно приветствоваться аудиторией, в чем главную роль играют взрослые. Ведущий определяет, надо ли ребенку рисовать по данной теме и, при необходимости, просит его к следующему занятию сделать третий рисунок. Все предыдущие рисунки он оставляет у себя, мотивируя тем, что он спрячет их в таком месте, что этому страху будет не вырваться, и ребенка он больше пугать не будет.
3. Игра "Кто внимательный". Цель: дать каждому ребенку почувствовать себя в роли лидера – подавать команды; стимулировать внимание; тренировать в быстром и точном реагировании на звуковые сигналы (приложение 2)
4. Подвижная игра "Баба Яга". Цель: снятие страха бабы Яги. Содержание: один из детей надевает на себя элементы костюма бабы Яги (парик, нос) и «засыпает» на стуле. Остальные приближаются к ней, пытаются даже дотронуться до бабы Яги. При этом хором говорят: «Баба Яга, костяная нога, нос – крючком, волоса – торчком». Баба Яга просыпается и догоняет участников игры. До кого дотронется, тот становится бабой Ягой. Игра повторяется.
5. Игра "Прятки". Цель: снятие страхи темноты, одиночества и замкнутого пространства (приложение 3)
6. Релаксация "Дети и бабочки": Дети «засыпают» на лесной полянке, где летает много бабочек. Бабочки садятся на детей («театр прикосновений» в исполнении родителей) под релаксационную музыку. Примечание: «Театр прикосновений» - взрослые мягко прикасаются к малышу только пальцами («словно бабочка села», но не всеми пятью, а одним-двумя. Делать это надо не всегда синхронно двумя руками, можно и «вразнобой», касаясь разных частей тела (например, лобик – плечо, грудь – бедро, голень - бок и т. п.). При такой технике попытка контролировать точки прикосновения практически невозможно, что способствует лучшему расслаблению. Прикосновения выполняются в медленном темпе (суетливые движения не расслабляют).
7. Прощальный круг; благодарение друг друга за дружные игры.
Приложение 1
Игра «Кто первый»
Цель игры: Снятие страха неожиданного воздействия, тренировка процессов внимания и торможения, снятие страха торможения при ответах и вопросах.
Содержание игры: В середине комнаты ставятся два стула, между ними остается проход, через который может пройти или пролезть только один человек. Играющие встают на четвереньки у стены, лицом к стульям. Руки у них находятся на стартовой линии, как на спортивных соревнованиях, и любое движение раньше времени считается нарушением (фальстартом, влекущим за собой замечание, а при повторении ошибки - и выбывание на время из игры. Как только будет дан заранее обусловленный сигнал, можно начинать движение, причем ползком. Ползти надо до стульев, между ними и, обогнув один из них, вернуться обратно, прикоснувшись рукой к стене или мячу. Кто первый это сделает, тот и выиграет.
Движение можно начинать по сигналу. Старту предшествует команда «приготовиться» (пауза еще больше повышает напряженность ожидания). Дающий старт делает несколько обманных движений, тем самым усиливая напряжение участников игры. Кроме того, он может встать сзади них, и звук будет раздаваться прямо над головами соревнующихся (об этом надо заранее предупредить). В игре внезапный звук побуждает к быстрому принятию решения и незамедлительному действию, а не к оцепенению и страху.
Усложнение: начинать движение можно только после произнесения определенного слова. Например, ползти можно только после слова «лягушка», а если будет произнесено «крокодил», «бегемот», «лошадь», то нужно оставаться на месте. Подобным образом может быть использовано слово, обозначающее один из цветов, предмет мебели, сказочный персонаж. После неоднократных называний не тех слов произносится нужное слово, и тут уже не до раздумий - все устремляются вперед.
С 6 лет в качестве стартовых слов применяются не одно, а два слова, например, лягушка-крокодил (из животных, красный-синий (из цветов, 5-7 (из цифр) и т. д. С 10 лет возможны сочетания и трех слов.
Сам факт ползания, а не ходьбы, наполняет игру юмором и смехом.
Приложение 2
Игра «Кто внимательный»
Цель: дать каждому ребенку почувствовать себя в роли лидера – подавать команды; стимулировать внимание; тренировать в быстром и точном реагировании на звуковые сигналы.
Процедура игры: Дети идут по кругу. По сигналу лидера, в роли которого по очереди должен побывать каждый ребенок, все выполняют движение, соответствующее команде:
«Зайчики» - прыжки (имитация движения зайца);
«Лошадки» - ударять ногой об пол, как будто лошадь бьёт копытом;
«Раки» - пятиться назад, как раки;
«Птицы» - бежать, раскинув руки (имитация полета);
«Аист» - стоять на одной ноге;
«Лягушка» - присесть и скакать вприсядку;
Приложение 3
Игра «Прятки»
Заранее оговариваются места, где нельзя прятаться. Свет выключается, остается только небольшой ночник. Тот, кто водит, обходит пространство, произнося шутливые угрозы в адрес спрятавшихся. Последние стремятся ничем не выдать себя, что требует опять же достаточной выдержки и терпения. Кроме того, спрятавшийся остается какое-то время один, пока его не найдут или он сам не выйдет из укрытия по счету 10.
Состояние эмоционально напряженного ожидания в игре поддерживается не только нарочито угрожающим поведением ищущего, но и тем, что он «не обнаруживает» вначале спрятавшегося так удачно ребенка, как бы проходит мимо со словами: «И здесь никого нет. Куда же все подевались, исчезли?». «А я тут!», - воскликнет вдруг нетерпеливый игрок. Это уже нарушение правил, и игра начинается снова. Для укрытия каждый раз подыскивается новое место, и надо найти его достаточно быстро, не растеряться, пока водящий у двери медленно считает до 5 и со словами «я иду искать» начинает поиск. Наилучшие результаты от игры, когда ребенок сразу становится ведущим, то есть с ходу преодолевает страх и нерешительность. Хороших результатов можно достичь и когда взрослые «сдаются», «не найдя» младшего участника игры, а он, наоборот, стремится найти всех без исключения. Принуждать детей к игре нельзя, тем более на главные роли.
Найденные участники игры продолжают принимать в ней активное участие, идя цепочкой сзади водящего и отчасти помогая ему в случае необходимости соответствующими репликами, замедлением или ускорением движения. Возникающие при игре азарт, эмоциональное вовлечение, поддержка всех играющих не дают проявиться страхам темноты, одиночества, замкнутого пространства и способствуют их эффективному устранению. Приходится ведь прятаться в темноте, одному и находиться какое-то время в неудобном, стесненном положении. Одновременно исчезают и порождаемые в ситуациях темноты, одиночества и замкнутого пространства, ассоциированные со смертью страхи чудовищ, в том числе привидений, невидимок (полтергейста, Бабы Яги, Кощея и т. д.
Литература:
1. Захаров А. И. Метод игровой коррекции, ЛГУ, 1974.
2. Захаров А. И. Особенности семейных отношений и семейной психотерапии при неврозах детского возраста. ЛГУ, 1976
3. Захаров А. И. Психотерапия неврозов у детей и подростков. Л., Медицина, 1982.
4. Захаров А. И. «Неврозы у детей», СПб, Дельта, 1996
5. Захаров А. И. «Что снится нашим детям», СПб, Дельта, 1997
6. Захарова Е. И. Исследование особенностей эмоциональной стороны детско-родительского взаимодействия. М., Фолиум, Журнал практического психолога № 6 - 1996.
7. Зимбардо Ф. «Застенчивость», М., Педагогика, 1991
8. Лебедева Н. Н. Принципы и методы игровой терапии. М., 1997.
9. Марковская И. Опыт проведения тренинга взаимодействия родителей с детьми. М., Фолиум, ЖПП № 2 - 1998.
10. Панфилова М. А. Игротерапия общения. М., ИнтелТех, 1995.
11. Самоукина Н. В. «Игры в школе и дома», М., «Новая школа», 1993
12. Спиваковская А. С. "Профилактика детских неврозов", М., МГУ, 1988.
13. Чистякова М. И. «Психогимнастика», М., 1991
14. Шмакова Н. В. "Коррекция взаимодействия родителей с детьми в процессе игровых тренингов" Сб. "А. П. Усова и современность", Иркутск, ИГПУ, 1999.