Детско-взрослое сообщество по физическому воспитанию на основе якутского этнокультурного состава

Лилия Жиркова
Детско-взрослое сообщество по физическому воспитанию на основе якутского этнокультурного состава

Саха республикатын Кэбээйи улууа (оройуона) муниципальнай бюджетнай тэрилтэтин, Сайылык блэгин «Кэнчээри» № 15 холбоуктаах оо ууйаана

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад комбинированного вида

№15 «Кэнчээри», с. Сайылык,

Кобяйский улус (район)РС (Я)»

378321, Республика Саха (Я, Кобяйский улус (район, село Сайылык, Ул. Архипа Егорова 1, 2 тел:8(411)63-24-5-67, е -mail: detsad15muk@mail.ru

ДЕТСКО-ВЗРОСЛОЕ СООБЩЕСТВО ПО ФИЗИЧЕСКОМУ ВОСПИТАНИЮ «ХОЬУУН»

Жиркова Лилия Ивановна,

физинструктор МБДОУ «Детский сад №15

«Кэнчээри» Кобяйский улус село Сайылык

2018 г

Актуальность. Обеспечение условий по воспитанию свободной личности, стремящейся к максимальной реализации своих возможностей, открытой для восприятия нового опыта, способной на осознанный и ответственный выбор в различных жизненных ситуациях является основным требованием ФГОС ДО и «Закона об образовании РФ». Психолого-педагогическое обеспечение целостности социализации-индивидуализации детей дошкольного возраста в образовательном процессе – одна из актуальнейших задач современного дошкольного образования. В Федеральном государственном образовательном стандарте к структуре общеобразовательной программы дошкольного образования также указывается, что главное место в жизни ребенка и основной формой работы с детьми является игра.

В «Концепции дошкольного воспитания» написано, что игра является самоценной деятельностью для дошкольника, обеспечивающая ему ощущение свободы, подвластности вещей, действий, отношений, позволяющая наиболее полно реализовать себя «здесь и теперь», достичь состояния полного эмоционального комфорта, стать причастным к детскому обществу, построенному на свободном обращении равных.

Ведущим видом деятельности дошкольника является игра. Поэтому воспитание и обучение должно осуществляться в естественном и привлекательном для детей виде деятельности – игре. Игровая деятельность имеет в себе огромный развивающий и дидактический потенциал. Многие педагоги и психологи занимались изучением проблемы детской игры (Я. А. Коменский, К. Д. Ушинский, Н. К. Крупская, С. Т. Шацкий, А. С. Макаренко, Е. И. Тихеева, А. Н. Леонтьев, А. П. Усова, Д. Б. Эльконин, Д. В. Менджерицкая, Р. И Жуковская, А. В. Запорожец, Н. А. Короткова и др.). Они определяют игру, как особый вид деятельности ребенка, в котором закладываются основы труда и обучения, приводящие к качественным изменениям психики.

В современном обществе проблема сохранения и укрепления здоровья детей является как никогда ранее актуальной. Это объясняется тем, что к ним предъявляются весьма высокие требования, соответствовать которым могут только здоровые дети. А о здоровье можно говорить не только при отсутствии каких-либо заболеваний, но и при условии гармоничного нервно-психологического развития, высокой умственной и физической работоспособности. Вместе с тем результаты научных исследований свидетельствуют о том, что уже в дошкольном возрасте здоровых детей становится все меньше. Большинство детей дошкольного возраста имеют разные нарушения в психофизическом развитии.

Дошкольный возраст – один из наиболее ответственных периодов в жизни каждого человека. Именно в этом возрастном периоде закладываются основы здоровья, правильного физического здоровья, происходит становление двигательных способностей, формируется интерес к проявлению двигательной активности и физической культуры, воспитываются личностные, морально-волевые и поведенческие качества.

Наш детский сад с 2017 года работает по программе «ОткрытиЯ», которая ориентированная на ребенка, основана на глубокой уверенности, что каждый ребенок имеет право на образование, опирается на сильные стороны ребенка и предоставляет ему широкие возможности для активного, осмысленного познания мира посредством игры и других, адекватных возрасту ребенка форм и методов образования. При этом педагог является партнером и помощником ребенка, постоянно отвечая на вопрос: как обеспечить наиболее полное, возрастосообразное развитие каждого ребенка в соответствии с его реальными интересами, склонностями и возможностями. Программа уделяет особое внимание созданию развивающей среды, роли семьи в образовании маленького ребенка, оценивает взаимодействие взрослых с детьми как центральный пункт системы дошкольного образования, отмечает роль оценки развития детей и подробно характеризует проектный способ образования в этом возрасте.

Педагоги и все, кто работает с маленькими детьми, все больше осознают, что они играют важнейшую роль в развитии у детей самоуважения и уверенности в себе, желания и умения учиться на протяжении всей жизни, умения жить и работать с другими людьми, а также межкультурной и межличностной толерантности. Педагогам необходимо пространство для принятия профессиональных решений, а также для своего собственного личностного и профессионального развития, которое необходимо им для воспитания этих качеств у вверенных им детей.

Организация детско-взрослого сообщества детском саду №15 «Кэнчээри» является вариативной частью нашей общеобразовательной программы для детей от 3 до 7 лет, по организации совместного проживания детей и взрослых в открытом образовательном пространстве. Что такое детско-взрослые сообщества (сокращенно мы называем ДВС) – это специально организованные творческие занятия с детьми для освоения ими культурного пространства свободного действия, необходимые для процесса индивидуализации и позитивной социализации. Автор модели открытого образовательного пространства: детско-взрослые сообщества Макарова Т,А. к. п. н., доцент кафедры ДО ПИ СВФУ.

При организации детско-взрослых сообществ мы отталкивались от того, что и здесь наши дети будут проживать ситуацию выбора – выбирать в какое сообщество пойдут, какими средствами будут претворять тему проекта в жизнь, с кем будут делить рабочее место и пр.

Главное отличие детско-взрослых сообществ от традиционных кружков в том, что детско-взрослые сообщества ребенок-дошкольник выбирает самостоятельно (по специальной методике воспитатели групп ставят детей в ситуацию выбора и ребенок-дошкольник посещает разновозрастное детско-взрослое сообщество по своему выбору и интересу). Это происходит систематически каждый день, в одно и то же время – с 16.00 – 16.30 часов дня.

Дети средних, старших и подготовительных групп одновременно выходят на организованные для них детско-взрослые сообщества. Сообщества получаются разновозрастные, ведут их воспитатели средних, старших и подготовительных групп, педагоги дополнительного образования, специалисты. Время для сообществ достаточно длинное – дети обычно успевают за это время посетить 2-3 сообщества по выбору.

Содержание работы с детьми в детско-взрослых сообществах тоже отличается от традиционных кружков: дети сами выбирают вид деятельности, форму: в команде или индивидуально будет выполняться работа, средства, при помощи которого будут осваивать выбранную тему. Отличие организации детско-взрослых сообществ от традиционных кружков – это поддержка всех форм участия семьи и местного сообщества в образовании детей. Основополагающая цель детско-взрослых сообществ: построение такого сообщества взрослых и детей, в котором дети могут активно развиваться, проявлять инициативу и творчество, приобретать необходимые знания и позитивные личностные качества в условиях открытого образовательного пространства.

Все посещения детей, педагог, который проводит детско-взрослое сообщество фиксирует в журнале контроля посещаемости данного сообщества. Все педагоги ДОО, ведущие детско-взрослое сообщество работают по своим рабочим образовательным программам, согласованным педсоветом ДОО и утвержденным заведующим детского сада.

Основные положения, на которых мы опираемся при организации детско-взрослых сообществ:

- совместная деятельность детей и взрослых в детско-взрослых сообществах, участниками которых являются дети дошкольного возраста, воспитатели, педагоги, родители и жители социума.

Образовательная деятельность в детско-взрослых сообществах – это совместно-распределенная деятельность в пространстве общности детей и взрослых.

Основными принципами работы сообществ выступают:

- открытость образовательного пространства;

- принцип целостного восприятия детьми окружающего мира;

- отказ от регламентации деятельности детей и педагогов;

- учет желаний и интересов, способностей не только детей, но и педагогов и других взрослых;

- определение темы, видов деятельности, форм работы самими участниками.

Рабочие программы детско-взрослых сообществ утверждаются на педагогическом совете дошкольной организации.

Особенности организации совместной деятельности детей и взрослых в детско-взрослых сообществах в открытом образовательном пространстве:

1. Ребенок как субъект взаимодействия с взрослым (сотрудничество взрослого и ребенка, ребенок активен не менее взрослого).

2. Гибкость в организации образовательного процесса, учет потребностей и интересов детей и педагогов).

3. Общение взрослого с детьми на диалогическом общении.

4. Партнерская форма организации образовательной деятельности (возможность свободного перемещения, размещения, общения детей.

5. Продуктивное взаимодействие ребенка со взрослым.

6. Основной мотив участия в образовательном процессе - наличие интереса у ребенка.

8. Основные формы совместной работы: беседа, работа в малых группах, проектная и исследовательская деятельность, игра, диалог, продуктивные виды деятельности (изобразительная, театрализация, аппликация, вырезание, НТР, спортивные и музыкальные развлечения.

9. Актуальная предметно - пространственная развивающая среда.

В нашей модели последовательно реализуется идея, что ребенок познает мир сам, используя и одновременно развивая свои природные задатки, способности и склонности. При этом роль взрослого заключается в том, чтобы деликатно и ненавязчиво помогать ему, организуя развивающую предметно-пространственную среду таким образом, чтобы она сама «провоцировала» ребенка к действию.

Наши рабочие программы детско-взрослых сообществ имеют единое тематическое планирование по глобальным темам, которые по усмотрению руководителя сообщества разделяются совместно с детьми на темы недели, согласовываются с педагогическим советом и утверждаются заведующим ДОО.

Детско-взрослое сообщество «Хоьуун», которым я руковожу работает первый год. Являюсь инструктором по физическому воспитанию. Задачей физического воспитания детей:

- воспитание бережного отношения к своему здоровью, формирование культуры здоровья, правила поведения, соблюдение правил техники безопасности во время занятий физическими упражнениями;

- совершенствование и развитие координационных (равновесие, координация движений, ориентировка в пространстве, ритм, согласованность движений, быстрота и точность реагирования на команду) и координационных способностей (скоростных, скоростно-силовых, выносливости и гибкости);

- формирование основ знаний о личной гигиене и физиологии, профилактике травматизма, коррекция осанки, плоскостопия, о благоприятном воздействии физических упражнений на все мышцы;

- поддерживать интерес к различным видам национального спорта, сообщить некоторые сведения о событиях спортивной жизни республики;

- учить детей анализировать (контролировать и оценивать) свои движения и движения других детей.

Нами разработан перспективный план детско-взрослого сообщества «Хоьуун». Перспективном плане использованы разные виды ходьбы, бега: «Оьуохай хаамыыта», «Таба хаамыыта», «Оьуохай хаамыыта» (Булуу ункуутэ, «Туруйа хаамыыта», «Тыа тойоно эьэ хаамар», «Кыталык хаамыыта», «Оьуохай хаамыыта» (Амма вариана, «Ат сууруутэ», «Кутуйах сууруутэ», «Атаралаан сууруу», и. т. д. А также включены разные виды прыжков: «Куобах курдук ойуу», «Дьиэрэнкэй», «Кылыынкай», «Куобахтааьын», «Чохчоохой» и. т. д.

Общеразвивающие упражнения: «Барабыай кынатын сапсынар», «Хомпоруун хотой», «Таба тамайар», «Хараначчы кыната», «Эьэ ункуутэ», «Тыал оьуор», «Сурэх», «Суегэй иирдии», «Сарыны ыгданнатыы», «Ынах ыаьын», «Атах тэпсии», «Таба хаары хаьар», «Ньургуьун тыллыыта», «Куелэьийии», «Кулун куллуьуруу», «От охсуу», «От харбааьын», «Улэьит куустээх илии», «Сонордьут ункуу», «Булчут кыылы кердуур», «Ох саанан ытыалааьын», «Байанай бэлэ5э».

Подвижные игры предков и спортивные игры: «Мас тардыыы”, “Куобахтааын с туоска” ,“Клк крн”, “Сасыа оонньооун”, “Мааскалаах кутуйах”, “Ат срдтэ”, “Тыытыкалаах кус”, “Алааама”, “Иэс баайсыы”, Мас тардыыыта, куобахтааын, кылыы, мохсуо”, “Харах симсии”, “Ат буолан крэхтэии”, “Кыыртаах кус”, “Баадьаыттар”, “Кутуйах срд”, “Биилэх кутууу”, “Хапсаай”, “Кылыы” “Бырыычыка”, “Муха”, “Дуланы тумнуу”, “Дьаакып”, “Былаатынан таыйсыы”, “Сылаас сымалаа ктэннэрии”, “Хайах хостооун”, “Клстэии”, “Бтктээин”, “Мохсооллоох саыл”.

Настольные игры: “Хабылык”, “Хаамыска”, “Куерчэх”, “Баайа”.

Воспитательные ценности, заложенные в подвижных играх предков, не потеряли своей значимости в современную эпоху и остаются наиважнейшими. У каждого народа есть различные игры и игрушки, которые отличаются по виду и свойством материала. У нашего якутского народа имеются игрушки, вырезанные из тальника, дерева, бересты и конского волоса. В детстве наши предки играли этими играми, развивались в соответствии с природой. Таким образом, игры предков имеет огромную воспитательную силу, говорят о нравственном воспитании у народа саха: не бахваляйся силою, защити обиженных, не обижай никого, брата и сестру береги.

Публикации по теме:

«Осень в гости к нам пришла». Детско-взрослое сообщество в средней группе «Осень в гости к нам пришла». Детско – взрослое сообщество в средней группе. 1. Развлекательная часть сообщества. Ведущий – Здравствуйте,.

Презентация «Проект «Азбука родного края». Реализация ненецкого этнокультурного состава» В организации работы с семьями воспитанников удачной находкой оказался метод проектов. НА сегодняшний день он получает все более широкое.

Детско-взрослое сообщество «Отгадай — поиграй» Цель: Организовать родителей и детей к совместной деятельности. Задачи: • Способствовать развитию и сплочению детско-взрослых отношений;.

Дидактические игры по реализации коми этнокультурного состава Дидактические игры «С какого дерева листок» Цель: закрепить название деревьев. Ход игры: воспитатель предлагает детям.

Библиотека изображений:
  • Консультации для родителей, папки-передвижки, памятки
  • Спорт и физкультура
  • Этикет
Автор публикации:
Детско-взрослое сообщество по физическому воспитанию на основе якутского этнокультурного состава
Опубликовано: 16 октября 2018 в 14:17
+12Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
Дидактическая игра из фетра «Космос»
Дидактическая игра из фетра "Космос" Актуальность: современные дети имеют поверхностные знания о такой науке как астрономия, понятия «солнечная...
Кружок художественно-эстетической направленности по бумагопластике «Веселые бумажки»
Пояснительная записка В развитии и воспитании дошкольника большую роль играет умственное, физическое, нравственное, эстетическое и трудовое воспитание. Все...
Всемирный День правовой помощи детям. Мероприятие с детьми школьного возраста
20 ноября отмечается Всемирный День правовой помощи детям. В рамках этой даты 14 ноября 2018г. для детей творческого объединения «Правовая азбука» МБОУ ДО...
Тесты по лыжной подготовке. 8–11 класс
Тест «Техника безопасности на уроках лыжной подготовки» 1. При передвижении на лыжах по дистанции соблюдайте интервал: А – 1 м; Б – 10 м; В – 3-4 м; Г –...
Тесты по правилам игры в баскетбол. 8–11 класс
Тест по правилам игры в баскетбол 1. Размер площадки в баскетболе? ( 28х15м) 2. Сколько человек в команде? ( 12 человек, 5 на площадке) 3. На каком...