Светлана алексеенко
Детское коллекционирование как условие накопления социального опыта ребенка
▼ Скачать + Заказать документы
Мир детства существует как объективная реальность, в которой каждый ребенок и детское общество в целом создают и проживают свой уникальный мир детства, для которого характерны отличительные особенности восприятия и познания социального мира. Каким же должно быть современное дошкольное образование? Ответ очевиден: необходимо научить детей быть креативными, именно в том смысле, чтобы они были не только готовы принять новое, умели импровизировать, но и имели созидательную направленность личности. Они должны не бояться перемен, уметь сохранять спокойствие в бурном течении нового и по возможности преобразовывать, изменять мир к лучшему, сохранять то, что создано культурой, ценить результаты достижений человеческой цивилизации.
Публикация «Детское коллекционирование как условие накопления социального опыта ребенка» размещена в разделах
Носителями основных культурных ценностей является детское сообщество, которое транслирует их через соответствующие традиции, ритуалы и др. Коллекционирование – это один из видов культурной практики ребенка, который направлен на развитие у него универсальных культурных способов действий (умений, универсальные компетентности, помогающие ему действовать во всех обстоятельствах жизни и деятельности. Как отмечает Н. Б. Крылова, до школы культурные практики вырастают с одной стороны, на основе взаимодействия со взрослыми, а с другой, не менее важной – на основе его постоянно расширяющихся самостоятельных действий (собственных проб, поиска, выбора, манипулирования предметами и действиями, конструирования, фантазирования, продуктивной деятельности, творчества, наблюдения-изучения-исследования). Примечательно, что культурные практики для дошкольника – это также спонтанное, обыденное освоение разного опыта общения и коллективного взаимодействия со сверстниками и взрослыми. Только в такой практике ребенок чувствует себя субъектом, поскольку получает возможность быть самостоятельным, инициативным, активным деятелем, который ответственен за опыт своей деятельности, свои поступки. Вот почему дети любят коллекционирование.
Почти у каждой девчонки или шустрого мальчишки отыщется сумочка или коробочка с ненужным, на наш взгляд, хламом: тряпочками, пуговицами, камешками, стеклышками, колесиками, крышечками. Для ребенка - это самое настоящее богатство, бесценное сокровище. Но если малыш пока еще сам не может собирать что-то серьезно и систематически, имеет смысл ему в этом помочь.
Коллекционирование - тип детского собирательства, в основу которого положен принцип объединения и систематизации материала. Коллекция социальна и связана с жизнью ребенка в группе сверстников: модой, соперничеством, новыми отношениями.
Истинное и полезное коллекционирование начинается с изучения собираемого и его систематизации, оно расширяет кругозор, воспитывает любознательность, углубляет знания, приучает к исследовательской деятельности. С коллекционирования начинается приобщение ребенка к миру маленьких тайн, их открытий, основам дружеских отношений.
Чем больше ребенок познает объект, тем больше и сильнее растет его интерес. Рост интереса беспределен, возникает желание узнавать все больше и больше, ребенок становиться активнее.
Собирать можно все что угодно. И это действительно так. Помимо традиционного коллекционирования марок, открыток, значков, монет, существует множество необычных и даже смешных коллекций. Мы предлагает направить интерес дошкольников на сугубо детскую субкультуру : фантики, мелкие игрушки такие как фигурки из киндер-сюрпризов, пуговицы, картинки, этикетки. Для ребенка - это самое настоящее сокровище. Кстати, и в таком, на первый взгляд бесполезном занятии, как собирание пуговиц, можно найти много полезных моментов. Такое занятие здорово развивает память и внимание. Попробуй-ка запомни всю свою коллекцию, чтобы не повторяться.
В настоящее время только в дошкольном учреждении ребенок общается с большим количеством сверстников, поэтому именно здесь детская субкультура находит благоприятную почву, а это очень важно создаются условия, способствующие накоплению социального опыта ребенком, развитию его умения войти в детское общество, действовать совместно с другими, т. е. осуществлять процесс социальной адаптации. Сам процесс создания коллекций дает возможность приобщаться к ценностям других людей, осознавать свои предпочтения, интересы, корректировать и формировать собственную систему ценностей.
Работу с детьми и родителями по коллекционированию мы разделили на несколько этапов:
1. Первый этап - «Пробуждение детского любопытства» - погружение в идею коллекционирования детей и родителей. На этом этапе необходимо сформировать интерес ребенка к предмету коллекционирования и самому процессу. Если взрослые поддерживают интересы ребенка, направляют познавательную деятельность его, то в процессе такой деятельности формируются у дошкольников ценнейшие черты личности – любознательность, пытливость, наблюдательность. Эти качества личности придают активности ребенка четкую познавательную направленность. Чтобы помочь родителям понять, что коллекционирование дело необычайно увлекательное, в то же время серьезное и кропотливое, надо сформировать у родителей позитивное отношение к увлечению ребенка.
2. Второй этап – «Организация совместной деятельности» как с воспитателем, со сверстниками, так и с родителями. С экспонатами можно играть, сортировать, обмениваться. Очень часто дети сами предлагают поиграть с коллекциями. А главная задача педагога на данном этапе – помочь сформировать группы по интересам. Коллекционирование помогает объединению всех её участников: детей, родителей, педагогов. Коллекцию в целом и отдельные объекты коллекции могут использоваться в различных видах детской деятельности : познавательная сравнение, классификация, систематизация; развитие математических представлений – временные представления, счетные операции; ознакомление с окружающим миром – расширение и систематизация представлений детей по темам коллекций; игровая – игры-викторины, дидактические игры, сюжетно-ролевые игры, театрализованные и режиссерские игры; продуктивная – реализация различных детских проектов, опытно-экспериментальная деятельность, оформление выставок коллекций; коммуникативная – тематические беседы, составление и отгадывание загадок, составление рассказов, сказок, публичная презентация коллекции, творческая сочинительская деятельность, активизация словаря, развитие грамматических категорий речи, умение устанавливать контакты со сверстниками, со взрослыми в рамках работы с коллекцией; трудовая – при оформлении коллекции и размещении объектов, ручной труд; чтение художественной литературы по теме коллекций, включая энциклопедическую, познавательную и детскую художественную литературу; художественная - изготовление различных продуктов детского творчества - рисунки, аппликация, макеты, конструирование и т. д.
3. Третий этап – «презентация результатов коллекционирования» в формате выставки в учреждении или оформление творческой игры.
Таким образом, коллекционирование как одна из эффективных форм нетрадиционного обучения дошкольников позволяет нам углублять познавательные интересы детей, расширять их кругозор, развивать познавательную активность, умение замечать новое, неизвестное, задавать вопросы, повышать продуктивность интеллектуальной деятельности дошкольников за счет формирования способности анализировать, сравнивать, обобщать, исследовать, систематизировать свои знания, обосновывать собственную точку зрения. И просто жить в детском саду интересно!
Список литературы
1. Акулова О. В., Солнцева О. В. Образовательная область «Социализация. Игра» /Учебно-методическое пособие/ науч. Ред. : А. Г. Гогоберидзе. -СПб. : ООО «Издательство «Детство-пресс», 2012.
2. Бурлакова, И. А. Интегративные качества ребенка-дошкольника / И. А. Бурлакова, Н. И. Гуткина, Е. К. Ягловская. – М. : МГППУ, 2012.
3. Вербенец А. М. Образовательная область «Художественное творчество» Учебно-методическое пособие/ науч. Ред. : А. Г. Гогоберидзе. -СПб. : ООО «Издательство «Детство-пресс», 2012.
4. Прохорова Л. Н. «Воспитываем коллекционеров» М. 2006
5. Прохорова, С. Ю. Формирование познавательной компетентности дошкольников в рамках предшкольного образования. – Ульяновск, 2011.