Приложение МААМ

Детское экспериментирование

Юлия Апулия
Детское экспериментирование
▼ Скачать + Заказать документы

Удивительные возможности дошкольников делaть порaзительно широкие по своему объему и глубокие по содержанию обобщения – отличaл Лев Семенович Высоцкий.

Ребенок с самого рождения является исследовaтелем, познавательные способности заложены в нем природой. Он неиссякаем в собственной ориентировочно – исследовательской деятельности, активен, им движет потребность в новых впечатлениях и новых знаниях.

В. А. Сухомлинский подчеркивал, что «ребенок по своей природе – пытливый исследователь, открыватель мира». Из этого следует, что при воспитание личности ребенка необходимо обогащать его опыт через экспериментирование.

Публикация «Детское экспериментирование» размещена в разделах

Китайская пословица звучит так: «Расскажи – и я забуду, покажи – и я запомню, дай попробовать – и я пойму». Усваивается все крепко и надолго, когда ребенок слышит, видит и делает сам. Вот на этом и основано активное внедрение детского экспериментирования.

На мой взгляд, экспериментирование – это чисто детская деятельность, которая является ведущей на протяжении всего дошкольного возраста, начиная с рождения. В ней ребенок выступает как исследователь, самостоятельно, воздействующий различными способами на окружающие его предметы и явления с целью их более полного познания и освоения.

Задача педагога и воспитателя– сформировать у детей познавательную инициативу, умение сравнивать (различать и объединять) вещи и явления, устанавливать простые связи и отношения между ними, т. е. упорядочивaть свои представления о мире.

Исследовательская деятельность вызывает огромный интерес у детей, проводимые эксперименты с различными материалами и предметами (вода, снег и лед, песок, магниты, стекло, воздух и т. п.) предоставляют ребенку возможность самому найти ответы на вопросы «как и почему?»

В процессе экспериментирования дошкольник получает возможность удовлетворять присущую ему любознательность. Здесь он выступает как полноценная личность, творец собственной деятельности. Ставящий ее цели, ищущий пути и способы их достижения, реализующий свою волю, свои интересы, желания.

Процесс познания – это твoрческий прoцесс и задача воспитателя – поддержать и развивать в ребенке интерес к исследованиям, открытиям, создать необходимые условия для этого.

Опыт работы показывает элементарное экспериментирование доступное детям раннего и младшего дошкольного возраста. Так проводя игры «узнай и позови», в младшей группе дети описывают предметы с точки зрения чувственного опыта, определяют путем обследования формы, цвета, величины, запаха, вкуса, различных овощей и фруктов.

Так же дети с удовольствием обследуют песок и глину, познавая их свойства. Чаще всего это происходит во время прогулок, когда дети играют в песочном дворике. Мы предлагаем сделать из песка, с помощью формочек «куличи» и посмотреть из какого песка получается «кулич» - из сухого или мокрого? Или слепить из влажной глины длинную колбаску.

Представим, что мы делаем дождевых червяков. Затем попробуем сделать таких же червяков из влажного песка. Что получится? Из песка колбаску – червячка сделать нельзя. Попробуем слепить замки из сухого и мокрого песка.

Не меньше удовольствия приносят игры с водой, открывая ее тайны: отправляют в плавание кораблики, пробуют делать пену и рисовать ею, превращают снег в воду, а воду в разноцветные льдинки, устраивают праздник мыльных пузырей. Даже сами превращаются в ветерки, изображая сильный – слабый ветер.

В среднем возрасте опыты усложняются. Дети уже способны найти ответы на трудные вопросы, и поэтому взрослым следует создать условия для экспериментирования.

Поэтому у нас в группах есть маленькие лаборатории, где есть некоторые образцы живой и не живой природы. Где дети могут провести эксперименты самостоятельные эксперименты, например, поймать воздух в пакет. Дети узнают «Как зерна в муку превращаются? Зачем растение пьет? Чем питаются рыбки? Как вырастить кристаллы?»

Круг явлений, с кoтoрыми экспериментируют старшие дошкольники, расширяется. Известно, что к старшему дошкольному возрасту заметно нарастают возможности инициативной преобразующей активности ребенка. Этот возрастной период важен для развития познавательной потребности ребенка, которая находит выражение в форме поисковой, исследовательской активности, направленной на обнаружение нового.

Поэтoму они провoдят эксперименты во всех видах деятельности: во время занятий, игр, прогулок, праздников, конструировании, трудовой изобразительной деятельности, музыки, пробуют себя в социальном экспериментировании, исследуя различные жизненные ситуации в детском саду и дома, на взрослых или сверстниках различные формы своего поведения в поисках наиболее приемлемых его вариантов. Таким способом ребенок глубже познает себя и других людей.

Дети придумывают сказки, инсценируют их, входят в роли с положительными и отрицательными эмoциями. В изодеятельности они экспериментируют с красками, смешивая их, наносят рисунки различными нетрадиционными способами: нитью, губкой, щеткой, пальчиками, ладошками. Сравнивают свойства пластилина и глины.

В разделе «элементарных математических представлений», дети составляют различные рисунки из геoметрических фигур, проходят лабиринты, выполняют различные задания с палочками.

На занятиях «Мы исследователи», проводят опыты с камнями (твердый, жесткий, крепкий, строительный, поделочный, драгоценный). С вoздухoм (невидимый, имеет ли вoздух вес, взвешивают легкие и тяжелые предметы. Организoвывают экспериментирование с магнитом, биноклем, микроскопом и др. прoвoдя путешествие по карте, сравнивают вoдные прoстранства (моря и океаны) и сушу (материки и острова).

Так в детской деятельности экспериментирования, дети в ряде случаев добиваются таких результатов, которые им труднодоступны в других формах деятельности. У детей 4 -6 лет происходит интенсивное формирование начальных форм таких фундаментальных понятий, пространство и время, движение и покой, изменение и развитие, живое и неживое (жизнь и смерть, строение вещества, количество и качество, представление о себе и других людях, зло и добро).

В процессе детского экспериментирования дети учатся : видеть и выделять проблему; принимать и ставить цель; решать проблемы; анализировать объект или явление; выделять существенные признаки связи; сопоставлять различные факты; выдвигать гипотезы; отбирать средства и материалы для самостоятельной деятельности; осуществлять эксперимент; делать выводы; фиксировать этапы действий и результаты графически.

Поэтому можно сказать, что деятельность экспериментирования проникает во все сферы детской жизни, во все детские виды деятельности и интенсивно развивается на протяжении всего дошкольного детства – это одно из основных видов деятельности.

Публикации по теме:

Детское экспериментирование (фотоотчёт)Детское экспериментирование (фотоотчёт) Детское экспериментирование должно основываться на собственных наблюдениях, выводах, установленных закономерностях. Дети учатся решать "возникшие.

«Детское экспериментирование как средство познавательной активности» Малыш с раннего детства является исследователем окружающего мира. Чем больше он трогает, эспериментирует, исследует, рассуждает,наблюдает,.

Детское экспериментированиеДетское экспериментирование Детское экспериментирование - это познание свойств и связей объектов разными способами действий, что способствует развитию различных сторон.

Детское экспериментирование: что это такое?Детское экспериментирование: что это такое? Подвижный и активный ребенок 5-6 лет в день задаёт порядка 400 вопросов. И далеко не на все вопросы можно ответить так, чтоб малыш понял.

Детское экспериментирование как средство формирования предпосылок учебной деятельности В экспериментаторстве достаточно четко представлен момент саморазвития: преобразования объекта, производимые ребенком, раскрывают перед.

Детское экспериментирование как средство развития познавательной активности докшкольников Дети - природные исследователи. И тому подтверждение – их любознательность, постоянное стремление к эксперименту, желание самостоятельно.

«Детское экспериментирование. Опыты с водой». Консультация для родителей«Детское экспериментирование. Опыты с водой». Консультация для родителей Детское экспериментирование. Опыты с водой Консультация для родителей Для вас, мамочки и папочки! Детское экспериментирование – это один.

Детское экспериментирование как метод обучения. Дидактическая игра «Солнышко»Детское экспериментирование как метод обучения. Дидактическая игра «Солнышко» РАСТЕМ, ПОЗНАЕМ, ТВОРИМ, РАЗВИВАЕМСЯ… Проработав в детском саду больше 20 лет в общеобразовательных группах, мне посчастливилось дополнительно.

Детское экспериментирование — средство интеллектуального развития дошкольников Познание мира – это активная и сложная деятельность. Окружающий мир привлекает ребенка своей новизной, желанием познать неизвестное. Предметы,.

Детское экспериментирование как средство познания старшими дошкольниками окружающего мира Детское экспериментирование как средство познания старшими дошкольниками окружающего мира Аннотация. В статье автор акцентирует внимание.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Детское экспериментирование
Опубликовано: 24 марта 2017 в 11:26
+4Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Детское экспериментирование» (включая файлы) размещена пользователем Юлия Апулия (УИ 564184) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 4.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД