Получи документы

Консультация «Детское экспериментирование как метод обучения»

Татьяна Гаврилова
Консультация «Детское экспериментирование как метод обучения»

Прежде чем давать знания, надо

научить думать, воспринимать, наблюдать.

В. Сухомлинский

Экспериментирование может использоваться в различных видах организованной и самостоятельной деятельности дошкольников. Им нравятся занятия, на которых вместе со взрослыми они совершают свои первые открытия, учатся объяснять и доказывать. Дети с удовольствием рассказывают о своих открытиях. Ставят опыты, учатся выдвигать новые задачи и самостоятельно решать их.

Взрослым следует создать условия для экспериментирования. В группе должна быть оборудована мини-лаборатория, укомплектованная всем необходимым.

Публикация «Консультация „Детское экспериментирование как метод обучения“» размещена в разделах

В ходе экспериментально-познавательной деятельности создаются такие ситуации, которые ребёнок разрешает посредством проведения опыта и, анализируя, делает вывод, умозаключение, самостоятельно овладевая представлением о том или ином физическом законе, явлении.

Экспериментальная работа вызывает у ребёнка интерес к исследованию природы, развивает мыслительные операции, стимулирует познавательную активность и любознательность, активизирует восприятие учебного материала по ознакомлению с природными явлениями, с основами математических знаний, с этическими правилами жизни в обществе и т. п.

Опыты сопровождаются у детей проговариванием и выдвижением множества гипотез-догадок, попытками предугадать ожидаемые результаты. Это положительно сказывается на развитии речи, умении выстраивать сложные предложения. Делать выводы. Многократное повторение одних и тех же опытов, свойственное многим детям, вырабатывает у них определённый алгоритм действий, четкость выполнения определённых операций, аккуратность в работе.

Ребёнку-дошкольнику по природе присуща ориентация на познание окружающего мира и экспериментирование с объектами и явлениями реальности. Эксперимент, самостоятельно проводимый ребёнком, позволяет ему создать модель естественнонаучного явления и обобщить полученные действенным путём результаты, сопоставить их. Классифицировать и сделать выводы о ценностной значимости физических явлений для человека и самого себя.

Ценность реального эксперимента, в отличии от мыслительного заключается в том, что наглядно обнаруживаются скрытые от непосредственного наблюдения стороны объекта или явления действительности; развиваются способности ребёнка к определению проблемы и самостоятельному выбору путей её решения; создаётся субъективно-новый продукт.

Экспериментирование стимулирует интеллектуальную активность и любознательность ребёнка.

Развитие способности детей экспериментировать представляет собой определённую систему, в которую включены демонстрационные опыты, осуществляемые педагогом в специально организованных видах деятельности, наблюдения, лабораторные работы, выполняемые детьми самостоятельно в пространственно-предметной среде группы.

В обыденной жизни дети часто сами экспериментируют с различными веществами, стремясь узнать что-то новое. Они разбирают игрушки, наблюдают за падающими в воду предметами, пробуют языком в сильный мороз металлические предметы и т. п. но опасность такой «самодеятельности» заключается в том, что дошкольник ещё не знаком с законами смешивания веществ, элементарными правилами безопасности. Эксперимент же, специально организуемый педагогом, безопасен для ребёнка и в то же время знакомит его с различными свойствами окружающих предметов, с законами жизни природы и с необходимостью их учёта в собственной жизнедеятельностью.

В ДОУ приобретение знаний о физических явлениях и способах их познания базируется на живом интересе, любознательности ребёнка и проводится в увлекательной форме без заучивания, запоминания и повторения правил и законов в формализованном виде. Эксперимент в д/с позволяет знакомить детей с конкретными исследовательскими методами, с различными способами измерения, с правилами ТБ при проведении эксперимента. Дети сначала с помощью взрослых, а затем и самостоятельно выходят за пределы знаний и умений, полученных в специально-организованных видах деятельности, и создают новый продукт – постройку, сказку, насыщенный запахами воздух и т. п.

Элементарное экспериментирование доступно уже детям раннего и младшего дошкольного возраста. Они с удовольствием обследуют песок, глину, тесто, бумагу, гипс, дерево, ткань, краски, познавая их полезные и вредные свойства; плещутся в воде, открывая её тайны; отправляют в плавание кораблики, ловят ветерок, запускают самолётики; пробуют делать пену и рисовать ею; превращают снег в воду, а воду – в разноцветные льдинки; пускают мыльные пузыри. Дети учатся активно применять полученные знания в играх. Игры с песком и водой не только приносят детям радость и эмоциональное равновесие, но и развивают целый спектр умений и способностей, развивают моторику и координацию движений рук, тактильные чувства, воображение, мышление, фантазию, речь.

В среднем возрасте опыты усложняются. Дети уже способны найти ответы на трудные вопросы: как зёрнышки в муку превращаются? Как замесить тесто? Как поймать воздух? Почему осенью много луж? Зачем растение пьёт? И т. п.

Круг явлений, с которыми экспериментируют старшие дошкольники, расширяется. Дети определяют свойства магнита. Узнают, что такое звук, как бегут звуковые волны, как сделать звук громче и как записать его, превращают солнечный свет в «разноцветные огоньки». Они с интересом открывают законы движения, инерции и пространства.

Живая природа – это тоже объект исследования: чем нюхает червяк, сколько лет рыбе, какие грибки всегда голодные, как распускаются цветы…

Опыты позволяют многое узнать и о человеке: «Проверим слух», «Гибкая косточка», «Цвет кожи», «Почему храпит человек?» и др.

Приобретённый в дошкольном возрасте опыт поисковой, экспериментальной деятельности помогает успешно развивать творческие способности и в дальнейшем – в школьные годы.

Итак, в процессе детского экспериментирования дети учатся :

• видеть и выделять проблему;

• принимать и ставить цель;

решать проблемы: анализировать объект или явление, выделять существенные признаки и связи, сопоставлять различные факты, выдвигать гипотезы, предположения, отбирать средства и материалы для самостоятельной деятельности, осуществлять эксперимент;

• высказывать суждения, делать выводы и умозаключения;

• фиксировать этапы действия и результаты графически.

Поощряя детскую любознательность, утоляя жажду познания маленьких «почемучек» и направляя их активную двигательную деятельность, мы способствуем развитию детских способностей в процессе экспериментирования.

Публикации по теме:

Детское экспериментирование как метод познавательно-речевого развития дошкольников с ОНРДетское экспериментирование как метод познавательно-речевого развития дошкольников с ОНР Сообщение из опыта работы «Детское экспериментирование, как метод познавательно - речевого развития дошкольников с ОНР» Воспитатель Крылова.

Детское исследование как метод обучения старших дошкольников .

Презентация «Детское экспериментирование как культурная практика» детское экспериментирование. Одна из форм культурных практик, которую использует воспитатель в своей работе. Библиографическое описание:.

Консультация «Детское экспериментирование» «Самое лучшее открытие то, что ребенок делает сам» Ральф У. Эмерсон Чего нельзя и что нужно делать. * Поощрять любопытство, которое порождает.

Консультация для молодых педагогов «Детское проектирование как метод обучения дошкольников» Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад компенсирующего вида№10 «Золотая рыбка» Консультация для.

Консультация для педагогов «Игра как ведущий метод обучения детей безопасному поведению на дорогах» .

Консультация для родителей «Детское экспериментирование» Консультация для родителей: «Детское экспериментирование» Живут на свете дети – мальчики и девочки. Все они разные – голубоглазые и черноглазые,.

Семинар-практикум с педагогами «Детское экспериментирование — ведущий метод познавательно-исследовательской деятельности» .

Детское экспериментирование как метод обучения и развития естественнонаучных представлений дошкольников Эксперименты с детьми. Детское экспериментирование является одним из методов обучения и развития естественнонаучных представлений дошкольников.

Презентация «Детское экспериментирование как метод познания мира. Виды детского экспериментирования» Детское экспериментирование как метод познания мира. Виды детского экспериментирования» Дошкольное образование призвано обеспечить саморазвитие.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Консультация «Детское экспериментирование как метод обучения»
Опубликовано: 22 октября 2018 в 02:35
+19Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 7.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
В 2024 году БАМ отмечает 50-летний юбилей. Передвижка «БАМ»

8 июля – памятная дата в честь строительства Байкало-Амурской магистрали, знаменитого БАМа. В этот день, 8 июля 1974 года, было подписано постановление о начале строительства Байкало-Амурской магистрали....

День весенней безопасности. Передвижка «Паводок, весеннее половодье»

Стремительное таяние снега или выпадение большого количества осадков может стать причиной весеннего паводка. Необходимо знать правила поведения во время этого стихийного бедствия и рассказать о них...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД