Лучший педагог года

Проект: Детское экспериментирование как средство познавательного развития дошкольников

Ольга Васильевна Дмитрова
Проект: Детское экспериментирование как средство познавательного развития дошкольников

В современном обществе востребована творческая личность, способная к активному познанию окружающей действительности, проявлению самостоятельности, исследовательской активности. Поэтому уже в дошкольном возрасте необходимо заложить первоосновы личности, проявляющей активное исследовательско -творческое отношение к миру.

Согласно ФЗ «Об образовании РФ» п. 2, ст. 20 экспериментальная деятельность – это деятельность в сфере образования, направленная на разработку, апробацию и внедрение новых образовательных ресурсов, которая осуществляется в форме экспериментов, порядок и условия проведения которых определяются Правительством РФ.

Публикация «Проект: Детское экспериментирование как средство познавательного развития дошкольников» размещена в разделах

Ученые, исследовавшие экспериментальную  деятельность (Н. Н. Поддьяков, А. И. Савенков, А. Е. Чистякова, О. В.   Афансьева)  отмечают основную особенность познавательной деятельности: «Ребенок познает объект в ходе практической деятельности с ним… А овладение  способами практического взаимодействия с окружающей средой обеспечивает мировидения ребёнка». По мнению Н. Н. Поддьякова: «экспериментирование претендует на роль ведущей деятельности в период дошкольного развития после игровой деятельности, потому как пронизывает все виды детской деятельности». На этом основано активное внедрение детского экспериментирования в практику работы с дошкольниками.   

В дошкольном учреждении метод экспериментирования применяется неоправданно редко, несмотря на многие позитивные стороны, и пока не получил широкого распространения.

Цель проекта: создать условия для развития речи и познавательного интереса детей в процессе опытно-экспериментальной деятельности.

Задачи:

проанализировать научно-методическую литературу по теме;

развивать  у детей познавательные способности (анализ, синтез, классификация, сравнение, обобщение);

развивать мышление, речь ;

воспитывать стремление сохранять и оберегать природный мир, видеть его красоту, следовать доступным экологическим правилам в деятельности и поведении;

формировать опыт выполнения правил техники безопасности при проведении опытов и экспериментов;

оптимизировать взаимодействие участников образовательного процесса для формирования познавательных интересов и познавательных действий ребенка в различных видах деятельности.

Первый этап:

Изучить и проанализировать методическую литературу по теме.

Составить план детской экспериментальной деятельности.

Подобрать оборудование и материалы для оснащения центра детской экспериментальной деятельности.

Проведение работы с детьми по экспериментальной деятельности (постановка проблемы, поиск путей решения проблемы, проверка гипотез, предположений, обсуждение результатов, вывод).

Привлечение родителей.

Определение эффективности проведенной работы.

Анализ полученных результатов.

Второй этап: деятельностный

Систематизировать работу по организации детского экспериментирования.

Обогатить предметно-пространственную среду для экспериментирования.

Вовлечь родителей в совместную опытно-экспериментальную деятельность.

Третий этап

Подведение итогов реализации проекта.

При правильной организации исследований ребенок овладевает экспериментальной деятельностью:

При создании педагогом мотивации деятельности ребенок видит проблему и может ее озвучить;

Сам строит предположения;

Самостоятельно выбирает средства и способы действий при проверке предположений;

Самостоятельно осуществляет исследования при скрытом контроле воспитателя;

Самостоятельно озвучивает результаты исследования и формулирует выводы;

Самостоятельно фиксирует результаты исследования в индивидуальном дневнике.

Литература

Организация опытно-экспериментальной работы в ДОУ. Тематическое и перспективное планирование работы в разных возрастных группах. Выпуск 1-2/ Сост. Н. В. Нищева. – СПб. : ООО «Издательство «Детство-Пресс», 2013

Познавательно-исследовательская деятельность как направление развития дошкольника. Опыты, эксперименты, игры/ Сост. Н. В. Нищева. – СПб. : ООО «Издательство «Детство-Пресс», 2013

Опытно-экспериментальная деятельность в ДОУ. Конспекты занятий в разных возрастных группах/. Сост. Н. В. Нищева. – СПб. : ООО «Издательство «Детство-Пресс», 2013

Тугушева Г. П., Чистякова А. Е. Экспериментальная деятельность детей среднего и старшего дошкольного возраста: Методическое пособие– СПб. : ООО «Издательство «Детство-Пресс», 2013

Рыжкова Н. А. Опыты с песком и глиной//Обруч, 1998, №2

Поддьяков Н. Н. Творчество в саморазвитии детей дошкольного возраста. Концептуальный аспект. – Волгоград, 2013.

Интернет-ресурсы

Публикации по теме:

Мини-музей как средство познавательного развития дошкольников в условиях реализации ФГОСМини-музей как средство познавательного развития дошкольников в условиях реализации ФГОС Методическая разработка С введением в ДОУ ФГОС организация воспитательно-образовательного процесса в современных условиях ставит перед педагогами.

Детское экспериментирование как способ развития познавательной активности дошкольниковДетское экспериментирование как способ развития познавательной активности дошкольников ДЕТСКОЕ ЭКСПЕРИМЕНТИРОВАНИЕ КАК СПОСОБ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ ДОШКОЛЬНИКОВ. Ребёнок-дошкольник активно стремится, узнать об окружающем.

Детское экспериментирование как основа поисково-исследовательской деятельности старших дошкольниковДетское экспериментирование как основа поисково-исследовательской деятельности старших дошкольников Детское экспериментирование - основа поисково - исследовательской деятельности старших дошкольников. Тема «Мы юные исследователи» Цель:.

Фотоотчет «Детское экспериментирование как средство интеллектуального развития детей дошкольного возраста»Фотоотчет «Детское экспериментирование как средство интеллектуального развития детей дошкольного возраста» Детское экспериментирования способствует формированию у детей познавательного интереса, развивает наблюдательность, мыслительную деятельность.

Мини-музей как средство познавательного развития дошкольников в условиях реализации ФГОС доМини-музей как средство познавательного развития дошкольников в условиях реализации ФГОС до Методическая разработка. Продолжение. Проект по организации мини-музея в средней группе «Пчелки». 1. Название проекта – «Мини-музей «Воинская.

Опыт работы «Экспериментирование как средство развития познавательной активности дошкольников»Опыт работы «Экспериментирование как средство развития познавательной активности дошкольников» Актуальность: Ребёнок дошкольного возраста – природный исследователь, ему свойственна жажда новых впечатлений, любопытство, постоянное.

Отчет за полугодие «Детское экспериментирование как средство познавательной активности детей младшего возраста»Отчет за полугодие «Детское экспериментирование как средство познавательной активности детей младшего возраста» Младший дошкольный возраст– это период активного экспериментирования детей с предметным миром. Все, что их окружает-вещи,.

Проект «Театрализованная деятельность как средство развития творческих способностей младших дошкольников»Проект «Театрализованная деятельность как средство развития творческих способностей младших дошкольников» Проект по теме: Театрализованная деятельность как средство развития творческих способностей младших дошкольников Вид проекта: долгосрочный .

Проект «Экспериментирование как средство развития познавательной активности дошкольников»Проект «Экспериментирование как средство развития познавательной активности дошкольников» Экспериментирование с деревом Реализация проекта позволяет помочь развивать познавательные способности дошкольников; - изучить методическую.

Экспериментирование как средство развития познавательной активностиЭкспериментирование как средство развития познавательной активности Экспериментирование как средство развития познавательной активности Окружающая действительность предстает перед ребенком во всем её многообразии:.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Проект: Детское экспериментирование как средство познавательного развития дошкольников
Опубликовано: 30 ноября 2022 в 09:05
+1Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
28 апреля. Вербное воскресенье. Передвижка «Вербное воскресенье»

За неделю до Пасхи христиане празднуют Вербное воскресенье. Красивый символ этого праздника – веточки вербы с белоснежными пушистыми комочками.

В 2024 году БАМ отмечает 50-летний юбилей. Передвижка «БАМ»

8 июля – памятная дата в честь строительства Байкало-Амурской магистрали, знаменитого БАМа. В этот день, 8 июля 1974 года, было подписано постановление о начале строительства Байкало-Амурской магистрали....


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД