Лучший педагог года 2022

Проект: Детское экспериментирование как средство познавательного развития дошкольников

Ольга Васильевна Дмитрова
Проект: Детское экспериментирование как средство познавательного развития дошкольников

В современном обществе востребована творческая личность, способная к активному познанию окружающей действительности, проявлению самостоятельности, исследовательской активности. Поэтому уже в дошкольном возрасте необходимо заложить первоосновы личности, проявляющей активное исследовательско -творческое отношение к миру.

Согласно ФЗ «Об образовании РФ» п. 2, ст. 20 экспериментальная деятельность – это деятельность в сфере образования, направленная на разработку, апробацию и внедрение новых образовательных ресурсов, которая осуществляется в форме экспериментов, порядок и условия проведения которых определяются Правительством РФ.

Ученые, исследовавшие экспериментальную  деятельность (Н. Н. Поддьяков, А. И. Савенков, А. Е. Чистякова, О. В.   Афансьева)  отмечают основную особенность познавательной деятельности: «Ребенок познает объект в ходе практической деятельности с ним… А овладение  способами практического взаимодействия с окружающей средой обеспечивает мировидения ребёнка». По мнению Н. Н. Поддьякова: «экспериментирование претендует на роль ведущей деятельности в период дошкольного развития после игровой деятельности, потому как пронизывает все виды детской деятельности». На этом основано активное внедрение детского экспериментирования в практику работы с дошкольниками.   

В дошкольном учреждении метод экспериментирования применяется неоправданно редко, несмотря на многие позитивные стороны, и пока не получил широкого распространения.

Цель проекта: создать условия для развития речи и познавательного интереса детей в процессе опытно-экспериментальной деятельности.

Задачи:

проанализировать научно-методическую литературу по теме;

развивать  у детей познавательные способности (анализ, синтез, классификация, сравнение, обобщение);

развивать мышление, речь ;

воспитывать стремление сохранять и оберегать природный мир, видеть его красоту, следовать доступным экологическим правилам в деятельности и поведении;

формировать опыт выполнения правил техники безопасности при проведении опытов и экспериментов;

оптимизировать взаимодействие участников образовательного процесса для формирования познавательных интересов и познавательных действий ребенка в различных видах деятельности.

Первый этап:

Изучить и проанализировать методическую литературу по теме.

Составить план детской экспериментальной деятельности.

Подобрать оборудование и материалы для оснащения центра детской экспериментальной деятельности.

Проведение работы с детьми по экспериментальной деятельности (постановка проблемы, поиск путей решения проблемы, проверка гипотез, предположений, обсуждение результатов, вывод).

Привлечение родителей.

Определение эффективности проведенной работы.

Анализ полученных результатов.

Второй этап: деятельностный

Систематизировать работу по организации детского экспериментирования.

Обогатить предметно-пространственную среду для экспериментирования.

Вовлечь родителей в совместную опытно-экспериментальную деятельность.

Третий этап

Подведение итогов реализации проекта.

При правильной организации исследований ребенок овладевает экспериментальной деятельностью:

При создании педагогом мотивации деятельности ребенок видит проблему и может ее озвучить;

Сам строит предположения;

Самостоятельно выбирает средства и способы действий при проверке предположений;

Самостоятельно осуществляет исследования при скрытом контроле воспитателя;

Самостоятельно озвучивает результаты исследования и формулирует выводы;

Самостоятельно фиксирует результаты исследования в индивидуальном дневнике.

Литература

Организация опытно-экспериментальной работы в ДОУ. Тематическое и перспективное планирование работы в разных возрастных группах. Выпуск 1-2/ Сост. Н. В. Нищева. – СПб. : ООО «Издательство «Детство-Пресс», 2013

Познавательно-исследовательская деятельность как направление развития дошкольника. Опыты, эксперименты, игры/ Сост. Н. В. Нищева. – СПб. : ООО «Издательство «Детство-Пресс», 2013

Опытно-экспериментальная деятельность в ДОУ. Конспекты занятий в разных возрастных группах/. Сост. Н. В. Нищева. – СПб. : ООО «Издательство «Детство-Пресс», 2013

Тугушева Г. П., Чистякова А. Е. Экспериментальная деятельность детей среднего и старшего дошкольного возраста: Методическое пособие– СПб. : ООО «Издательство «Детство-Пресс», 2013

Рыжкова Н. А. Опыты с песком и глиной//Обруч, 1998, №2

Поддьяков Н. Н. Творчество в саморазвитии детей дошкольного возраста. Концептуальный аспект. – Волгоград, 2013.

Интернет-ресурсы

Публикации по теме:

Мини-музей как средство познавательного развития дошкольников в условиях реализации ФГОСМини-музей как средство познавательного развития дошкольников в условиях реализации ФГОС Методическая разработка С введением в ДОУ ФГОС организация воспитательно-образовательного процесса в современных условиях ставит перед педагогами.

Детское экспериментирование как способ развития познавательной активности дошкольниковДетское экспериментирование как способ развития познавательной активности дошкольников ДЕТСКОЕ ЭКСПЕРИМЕНТИРОВАНИЕ КАК СПОСОБ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ ДОШКОЛЬНИКОВ. Ребёнок-дошкольник активно стремится, узнать об окружающем.

Детское экспериментирование как основа поисково-исследовательской деятельности старших дошкольниковДетское экспериментирование как основа поисково-исследовательской деятельности старших дошкольников Детское экспериментирование - основа поисково - исследовательской деятельности старших дошкольников. Тема «Мы юные исследователи» Цель:.

Фотоотчет «Детское экспериментирование как средство интеллектуального развития детей дошкольного возраста»Фотоотчет «Детское экспериментирование как средство интеллектуального развития детей дошкольного возраста» Детское экспериментирования способствует формированию у детей познавательного интереса, развивает наблюдательность, мыслительную деятельность.

Мини-музей как средство познавательного развития дошкольников в условиях реализации ФГОС доМини-музей как средство познавательного развития дошкольников в условиях реализации ФГОС до Методическая разработка. Продолжение. Проект по организации мини-музея в средней группе «Пчелки». 1. Название проекта – «Мини-музей «Воинская.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Проект: Детское экспериментирование как средство познавательного развития дошкольников
Опубликовано: 30 ноября 2022 в 09:05
+1Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
1 февраля. День зимнего пейзажа

 Каждое время года красиво по-своему, и у каждого свой пейзаж. Царственная величественная красота зимы воспета писателями, поэтами и художниками. Зимние пейзажи строгие и лаконичны, они хранят в себе...

1 февраля. Всемирный день чтения вслух

1 февраля книголюбы и книгочеи во всём мире отмечают Международный день чтения вслух. Праздник этот придумала общественная организация LitWorld – для того, чтобы подчеркнуть, как важно в процессе чтения...


Горячие темочки