Светлана Хохрякова
Детское экспериментирование как средство развития познавательного интереса дошкольников к окружающему миру
▼ Скачать + Заказать документы
Целью предоставленной методической разработки является ликвидация некоторых имеющихся в области экспериментирования пробелов и привлечение внимания педагогов к данному методу обучения. Методические рекомендации предназначены для освещения особенностей естественно - научных экспериментов и раскрывают основные методические требования к организации экспериментов в дошкольных учреждениях,
Педагоги должны:
- понять роль и место детского экспериментирования в общей системе человеческих знаний;
Публикация «Детское экспериментирование как средство развития познавательного интереса дошкольников к окружающему миру» размещена в разделах
- овладеть методикой руководства экспериментаторской деятельностью детей дошкольного возраста;
- видеть отличия детского экспериментирования от исследовательской деятельности взрослого;
- познакомиться с требованиями, предъявляемыми к объектам экспериментирования;
- научиться самостоятельно, планировать эксперименты и подбирать их тематику;
- контролировать соблюдение детьми правил безопасности.
Детское экспериментирование – это не изолированный от других вид деятельности. В первую очередь, экспериментирование предполагает наблюдение и трудовые действия.
Тесно связано экспериментирование и с развитием речи ребенка. Умение четко выразить свою мысль (т. е. достаточно развитая речь) облегчает проведение опыта, в то время как пополнение знаний способствует развитию речи.
Связь детского экспериментирования с изобразительной деятельностью тоже чётко просматривается. Чем сильнее развиты изобразительные способности ребенка, тем точнее будет зарегистрирован результат природоведческого эксперимента. Экспериментирование связано и с другими видами деятельности - чтением художественной литературы, с музыкальным и физическим воспитанием.
Основное содержание исследований, проводимых детьми, предполагает формирование у них следующих представлений:
- О материалах (ткань, бумага, стекло, фарфор, пластик, металл, керамика, поролон).
- О природных явлениях: (явления погоды, круговорот воды в природе, движение солнца, снегопад; о времени (сутки, день, ночь, месяц, сезон, год) и пр.
- Об агрегатных состояниях воды: (вода - основа жизни; как образуются град, снег, лед, иней, туман, роса, радуга; рассматривание снежинок в лупу; круговорот воды в природе и пр.).
- О мире растений (особенности поверхности овощей и фруктов, их форма, цвет, вкус, запах; рассматривание и сравнение веток растений – цвет, форма, расположение почек; сравнение цветов и других растений).
- О предметном мире (родовые и видовые признаки - транспорт грузовой, пассажирский, морской, железнодорожный и пр.).
- О геометрических эталонах (овал, ромб, трапеция, призма, конус, шар).
Педагог должен четко представлять структуру, алгоритм подготовки и проведения экспериментирования.
Структура НОД - экспериментирования
1. Постановка исследовательской задачи в виде того или иного варианта проблемной ситуации.
2. Тренинг внимания, памяти, логики, мышления (может быть организован в совместной деятельности до НОД).
3. Уточнение правил безопасности жизнедеятельности в ходе осуществления экспериментирования.
4. Уточнение плана исследования.
5. Выбор оборудования, самостоятельное его размещение детьми в зоне исследования.
6. Распределение детей на подгруппы, выбор ведущих, капитанов (лидеров группы, помогающих организовать сверстников, комментирующих ход и результаты совместной деятельности детей в группах.
7. Анализ и обобщение полученных детьми результатов экспериментирования.
Алгоритм подготовки и проведения НОД - экспериментирования.
1. Предварительная работа (экскурсии, наблюдения, беседы, чтения рассматривания иллюстрированных материалов, зарисовки отдельных явлений и фактов) по изучению теории вопроса.
2. Определения вида, типа, и тематики экспериментирования.
3. Выбор цели и задач работы с детьми (как правило, это познавательные, развивающие, воспитательные задачи).
4. Игровой тренинг внимание, восприятия, логики, мышления.
5. Предварительная исследовательская работа с использованием оборудования учебных пособий (мини - лабораторий или центре науки)
6. Выбор и подготовка пособий и оборудования с учетом сезона, возраста детей и выбираемой темы.
7. Обобщение результатов наблюдения в различных формах (дневники наблюдения, мнемотаблицы, фотографии, пиктограммы, рассказы, рисунки) с целью подведения детей к самостоятельным выводам по результатам исследований.
Приложение
Опираясь на все выше изложенное, хочу предложить цикл практических занятий по ознакомлению детей с живой и неживой природой.
«Свойства воды»
Практические НОД для дошкольников младшего и среднего возраста.
Цель: Дать детям первые представления о свойствах воды. Развитие познавательного интереса к окружающему миру через экспериментирование. Воспитания любви к природе.
Оборудование: Прозрачные сосуды разной формы и величины, разноцветные кристаллы (порошок) фруктовых желе, сока (или марганцовки, йода, чернила, акварельные краски, спиртовка (или прибор для кипячения воды, раствор валерианового корня, веточки тополя, березы.
Содержание НОД: Опыты с водой № 2,3,4,5 дети среднего возраста могут проделывать самостоятельно.
Опыт №1 Вода не имеет формы и принимает форму того сосуда, в который она налита. Покажите это детям, налив ее в сосуды разной формы. Вспомнить с детьми, где и как разливаются лужи.
Опыт №2 Вода не имеет вкуса. Выяснить с детьми, какого вкуса вода, дайте детям попробовать простую кипяченую воду. Затем положите в один стакан немного соли, в другой сахар, хорошо размешайте и дайте попробовать эти растворы детям. Задайте вопрос детям: «Какой вкус приобрела вода при добавлении соли и сахара? Сладкая и соленая.
Опыт№3 Вода не имеет запаха. Перед опытом задайте вопрос: «Чем пахнет вода?». После ответов детей попросите их понюхать воду в стаканах с раствором (сахара и соли). Затем капните в один из стаканов, но так, чтобы не видели дети пахучий раствор, например валерианы. «А теперь в каком стакане пахнет воды?»
Опыт №4 Вода не имеет цвета. Попросите детей положить кристаллики разных цветов в стаканы и тщательно размешать, чтобы они растворились полностью. Если у вас под рукой только кристаллы марганцовокислого калия или краски. Проделайте этот опыт сами у себя на столе. Определите с детьми, какого цвета стала вода и почему это произошло.
Опыт № 5 Животворное свойство воды. Заранее нарежьте веточки быстро распускающихся деревьев или кустарников (тополь, береза, смородина). Возьмите большой сосуд, наклейте на него этикетку с надписью «Живая вода». Вместе с детьми рассмотрите веточки. После этого поставьте ветки в сосуд с водой и объясните детям, что одно из важных свойств вода – дать жизнь всему живому. Поставьте ветки на видное место и сделайте дневник наблюдения за ними. Постарайтесь с детьми зарисовать все это и с помощью дневника наблюдения определить значение воды для всего живого.
Опыт № 6 Вода способна смачивать и очищать предметы.
Возьмите сухую марлевую салфетку и осторожно положите ее на поверхность вода в широкий сосуд. Через некоторое время салфетка промокнет. Объясните детям, что вода проникает в волокна ткани и смачивает ее; точно также вода будет питать и веточки, которые вы поставили в сосуд с «Живой водой».
Предложить детям вытереть со стола мокрой тряпкой и сухой тряпкой. Сравнить, что же произошло с грязью на столе, когда ее вытерли сухой тряпкой и когда вытерли тряпкой смоченной водой.
Опыт № 7 Испарение. Вскипятить воду, накройте сосуд крышкой и покажите, как сконденсированный пар превращается снова в капли и падает вниз. Дать детям представление об изменении состояния воды. Пар (при нагревании) – капельки воды (при остывании).
Список литературы
1. Николаева, С. Н. Воспитание экологической культуры в дошкольном детстве/ С. Н. Николаева – М. : Просвещение, 2002
2. Иванова А. И. Методика организации экологических наблюдений и экспериментов в детском саду. Пособие для работников дошкольных учреждений/ А. И. Иванова – М. : ТЦ Сфера, 2007 -56с