Папки-передвижки

Детское экспериментирование как средство развития познавательного интереса дошкольников к окружающему миру

Светлана Хохрякова
Детское экспериментирование как средство развития познавательного интереса дошкольников к окружающему миру
▼ Скачать + Заказать документы

Целью предоставленной методической разработки является ликвидация некоторых имеющихся в области экспериментирования пробелов и привлечение внимания педагогов к данному методу обучения. Методические рекомендации предназначены для освещения особенностей естественно - научных экспериментов и раскрывают основные методические требования к организации экспериментов в дошкольных учреждениях,

Педагоги должны:

- понять роль и место детского экспериментирования в общей системе человеческих знаний;

Публикация «Детское экспериментирование как средство развития познавательного интереса дошкольников к окружающему миру» размещена в разделах

- овладеть методикой руководства экспериментаторской деятельностью детей дошкольного возраста;

- видеть отличия детского экспериментирования от исследовательской деятельности взрослого;

- познакомиться с требованиями, предъявляемыми к объектам экспериментирования;

- научиться самостоятельно, планировать эксперименты и подбирать их тематику;

- контролировать соблюдение детьми правил безопасности.

Детское экспериментирование – это не изолированный от других вид деятельности. В первую очередь, экспериментирование предполагает наблюдение и трудовые действия.

Тесно связано экспериментирование и с развитием речи ребенка. Умение четко выразить свою мысль (т. е. достаточно развитая речь) облегчает проведение опыта, в то время как пополнение знаний способствует развитию речи.

Связь детского экспериментирования с изобразительной деятельностью тоже чётко просматривается. Чем сильнее развиты изобразительные способности ребенка, тем точнее будет зарегистрирован результат природоведческого эксперимента. Экспериментирование связано и с другими видами деятельности - чтением художественной литературы, с музыкальным и физическим воспитанием.

Основное содержание исследований, проводимых детьми, предполагает формирование у них следующих представлений:

- О материалах (ткань, бумага, стекло, фарфор, пластик, металл, керамика, поролон).

- О природных явлениях: (явления погоды, круговорот воды в природе, движение солнца, снегопад; о времени (сутки, день, ночь, месяц, сезон, год) и пр.

- Об агрегатных состояниях воды: (вода - основа жизни; как образуются град, снег, лед, иней, туман, роса, радуга; рассматривание снежинок в лупу; круговорот воды в природе и пр.).

- О мире растений (особенности поверхности овощей и фруктов, их форма, цвет, вкус, запах; рассматривание и сравнение веток растений – цвет, форма, расположение почек; сравнение цветов и других растений).

- О предметном мире (родовые и видовые признаки - транспорт грузовой, пассажирский, морской, железнодорожный и пр.).

- О геометрических эталонах (овал, ромб, трапеция, призма, конус, шар).

Педагог должен четко представлять структуру, алгоритм подготовки и проведения экспериментирования.

Структура НОД - экспериментирования

1. Постановка исследовательской задачи в виде того или иного варианта проблемной ситуации.

2. Тренинг внимания, памяти, логики, мышления (может быть организован в совместной деятельности до НОД).

3. Уточнение правил безопасности жизнедеятельности в ходе осуществления экспериментирования.

4. Уточнение плана исследования.

5. Выбор оборудования, самостоятельное его размещение детьми в зоне исследования.

6. Распределение детей на подгруппы, выбор ведущих, капитанов (лидеров группы, помогающих организовать сверстников, комментирующих ход и результаты совместной деятельности детей в группах.

7. Анализ и обобщение полученных детьми результатов экспериментирования.

Алгоритм подготовки и проведения НОД - экспериментирования.

1. Предварительная работа (экскурсии, наблюдения, беседы, чтения рассматривания иллюстрированных материалов, зарисовки отдельных явлений и фактов) по изучению теории вопроса.

2. Определения вида, типа, и тематики экспериментирования.

3. Выбор цели и задач работы с детьми (как правило, это познавательные, развивающие, воспитательные задачи).

4. Игровой тренинг внимание, восприятия, логики, мышления.

5. Предварительная исследовательская работа с использованием оборудования учебных пособий (мини - лабораторий или центре науки)

6. Выбор и подготовка пособий и оборудования с учетом сезона, возраста детей и выбираемой темы.

7. Обобщение результатов наблюдения в различных формах (дневники наблюдения, мнемотаблицы, фотографии, пиктограммы, рассказы, рисунки) с целью подведения детей к самостоятельным выводам по результатам исследований.

Приложение

Опираясь на все выше изложенное, хочу предложить цикл практических занятий по ознакомлению детей с живой и неживой природой.

«Свойства воды»

Практические НОД для дошкольников младшего и среднего возраста.

Цель: Дать детям первые представления о свойствах воды. Развитие познавательного интереса к окружающему миру через экспериментирование. Воспитания любви к природе.

Оборудование: Прозрачные сосуды разной формы и величины, разноцветные кристаллы (порошок) фруктовых желе, сока (или марганцовки, йода, чернила, акварельные краски, спиртовка (или прибор для кипячения воды, раствор валерианового корня, веточки тополя, березы.

Содержание НОД: Опыты с водой № 2,3,4,5 дети среднего возраста могут проделывать самостоятельно.

Опыт №1 Вода не имеет формы и принимает форму того сосуда, в который она налита. Покажите это детям, налив ее в сосуды разной формы. Вспомнить с детьми, где и как разливаются лужи.

Опыт №2 Вода не имеет вкуса. Выяснить с детьми, какого вкуса вода, дайте детям попробовать простую кипяченую воду. Затем положите в один стакан немного соли, в другой сахар, хорошо размешайте и дайте попробовать эти растворы детям. Задайте вопрос детям: «Какой вкус приобрела вода при добавлении соли и сахара? Сладкая и соленая.

Опыт№3 Вода не имеет запаха. Перед опытом задайте вопрос: «Чем пахнет вода?». После ответов детей попросите их понюхать воду в стаканах с раствором (сахара и соли). Затем капните в один из стаканов, но так, чтобы не видели дети пахучий раствор, например валерианы. «А теперь в каком стакане пахнет воды?»

Опыт №4 Вода не имеет цвета. Попросите детей положить кристаллики разных цветов в стаканы и тщательно размешать, чтобы они растворились полностью. Если у вас под рукой только кристаллы марганцовокислого калия или краски. Проделайте этот опыт сами у себя на столе. Определите с детьми, какого цвета стала вода и почему это произошло.

Опыт № 5 Животворное свойство воды. Заранее нарежьте веточки быстро распускающихся деревьев или кустарников (тополь, береза, смородина). Возьмите большой сосуд, наклейте на него этикетку с надписью «Живая вода». Вместе с детьми рассмотрите веточки. После этого поставьте ветки в сосуд с водой и объясните детям, что одно из важных свойств вода – дать жизнь всему живому. Поставьте ветки на видное место и сделайте дневник наблюдения за ними. Постарайтесь с детьми зарисовать все это и с помощью дневника наблюдения определить значение воды для всего живого.

Опыт № 6 Вода способна смачивать и очищать предметы.

Возьмите сухую марлевую салфетку и осторожно положите ее на поверхность вода в широкий сосуд. Через некоторое время салфетка промокнет. Объясните детям, что вода проникает в волокна ткани и смачивает ее; точно также вода будет питать и веточки, которые вы поставили в сосуд с «Живой водой».

Предложить детям вытереть со стола мокрой тряпкой и сухой тряпкой. Сравнить, что же произошло с грязью на столе, когда ее вытерли сухой тряпкой и когда вытерли тряпкой смоченной водой.

Опыт № 7 Испарение. Вскипятить воду, накройте сосуд крышкой и покажите, как сконденсированный пар превращается снова в капли и падает вниз. Дать детям представление об изменении состояния воды. Пар (при нагревании) – капельки воды (при остывании).

Список литературы

1. Николаева, С. Н. Воспитание экологической культуры в дошкольном детстве/ С. Н. Николаева – М. : Просвещение, 2002

2. Иванова А. И. Методика организации экологических наблюдений и экспериментов в детском саду. Пособие для работников дошкольных учреждений/ А. И. Иванова – М. : ТЦ Сфера, 2007 -56с

Публикации по теме:

Цветотерапия — как средство познавательного развития дошкольников С каждым годом общество предъявляет всё более высокие требования к воспитанию и обучению детей. В сложившихся условиях одной из основных.

Дидактическая игра как средство развития у детей познавательного интереса к родному краю Во время ознакомления детей с родным краем важно использовать доступные, интересные средства обучения. Познакомить дошкольников с историческим,.

Формирование познавательного интереса к предметному миру у детей 3–4 лет. консультация Формирование познавательного интереса к предметному миру у детей дошкольного возраста Исследования Б. Г. Ананьева, Л. Н. Божович, Л. С. Выготского,.

Итоговое интегрированное занятие по окружающему миру. Детское экспериментирование. ТРИЗ ртв в старшей группе «Все о воде» .

Консультация для педагогов «Детское экспериментирование — средство познавательного развития дошкольников» Опираясь на требования к содержанию образования, представленные в законе РФ «Об образовании» (ст. 14, педагоги должны переориентировать.

Детское экспериментирование как средство развития познавательного интереса дошкольников Слайд 1,2. Добрый день, уважаемые коллеги. Вашему вниманию представляется консультация по теме «Детское экспериментирование как средство.

Музыкальные кроссворды для дошкольников как средство повышения познавательного интереса к образовательной деятельности Современный детский сад должен не только формировать определённый набор знаний у воспитанников, но и пробуждать у них стремление к реализации.

Проект «Развитие познавательного интереса у детей дошкольного возраста через экспериментирование»Проект «Развитие познавательного интереса у детей дошкольного возраста через экспериментирование» СОДЕРЖАНИЕ КРАТКАЯ АННОТАЦИЯ ПРОЕКТА…. 3 ОПИСАНИЕ УЧРЕЖДЕНИЯ…4 ПОСТАНОВКА ПРОБЛЕМЫ…7.

Проектная деятельность как средство ФЦКМ и положительного отношения дошкольников к окружающему миру «Расскажи — и я забуду, покажи — и я запомню, дай попробовать — и я пойму.» Китайская пословица 1 слайд Китайская пословица гласит: «Расскажи.

Развитие у детей интереса к окружающему миру через сюжетно-ролевые игры Развитие у детей интереса к окружающему миру через сюжетно-ролевые игры Игра – это ведущий вид деятельности у детей. Через сюжетно-ролевые.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Детское экспериментирование как средство развития познавательного интереса дошкольников к окружающему миру
Опубликовано: 30 сентября 2016 в 12:27
+5Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Детское экспериментирование как средство развития познавательного интереса дошкольников к окружающему миру» (включая файлы) размещена пользователем Светлана Хохрякова (УИ 450134) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 4.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД