Детское экспериментирование как средство развития познавательной активности дошкольников

Диляра Исупова
Детское экспериментирование как средство развития познавательной активности дошкольников

Дошкольники – маленькие исследователи окружающего мира. Мир открывается ребенку через опыт его личных ощущений, действий, переживаний. Благодаря этому с момента своего рождения дети стремятся исследовать всё, что их окружает. Они изучают все как могут и чем могут – глазами, руками, языком, носом. Они радуются даже самому маленькому открытию. Особенно ярко познавательные наклонности проявляются у дошкольников. Именно поэтому дошкольники усваивают все прочно и надолго, когда сами услышат, увидят, потрогают и сделают.

В современной жизни детям необходимо не только знать, но и в первую очередь уметь самостоятельно добывать нужные знания и уметь оперировать имеющимся багажом сведений, быть творческим и думающим самостоятельно. Исследования психологов указывают на то, что дети значительно лучше ощущают, запоминают, осмысливают, понимают, усваивают, закрепляют изучаемый материал, если в процессе познания участвует больше органов чувств одновременно. Именно поэтому, чем больше ребенок исследует окружающий мир, тем быстрее он узнает законы мироздания. При этом он является не только наблюдателем, умеющим слушать, но и человеком, умеющим рассуждать, анализировать, сравнивать. Современные дети — это активные участники образовательного процесса, у которых качественно и быстро развиваются способности к познанию, усиливается познавательная активность.

У большинства ребят с возрастом интерес к исследованиям пропадает. Исследования ученых доказывают, что причины интеллектуальной пассивности лежат в ограниченности интеллектуальных впечатлений, интересов ребенка. Вместе с тем, будучи не в состоянии справиться с простым заданием, дети быстро выполняют его, когда задание переводится в практическую деятельность. Дошкольники очень любят экспериментировать. Это объясняется тем, что им присуще наглядно – действенное и наглядно-образное мышление, и экспериментирование как никакое другое средство соответствует этим возрастным особенностям. В дошкольном возрасте экспериментирование является ведущим, а в первые три года – практически единственным способом познания мира. Своими корнями экспериментирование уходит в манипулирование предметами. Главное достоинство применения экспериментирования в детском саду заключается в том, что в процессе эксперимента:

• Дети получают реальные представления о различных сторонах изучаемого объекта, о его взаимоотношениях с другими объектами и средой обитания;

• Идет обогащение памяти ребенка, активизируются его мыслительные процессы.

• Развивается речь ребенка, так как он формулирует обнаруженные закономерности и выводы, рассказывает об увиденном.

• Происходит накопление фонда умственных умений.

• Формируются самостоятельность, целеполагание, способность преобразовывать какие - либо предметы и явления для достижения данного результата.

• Развиваются эмоциональная сфера ребенка, его творческие способности, трудовые навыки. Поэтому важно, чтобы педагог активизировал детей к самостоятельному поиску решения проблемных ситуаций через экспериментирование.

Таким образом, актуальность обусловлена:

- выбором экспериментальной деятельности как эффективным средством формирования познавательной активности дошкольника;

- важностью проблемы формирования познавательной активности дошкольника

- противоречием между недооцениванием и недостаточным использованием потенциала детского экспериментирования в развитии познавательной активности и необходимостью создания модели развития познавательной активности посредством экспериментирования.

В своей работе я стремлюсь действовать в логике интегративного подхода и использовать современные педагогические технологии, тем самым реализовывая ФГОС.

Для развития познавательной активности детей и поддержания интереса к экспериментальной деятельности в группе был создан уголок мини-лаборатория по экспериментальной деятельности «Территория Почемучек», которая постоянно пополняется все новыми компонентами. С целью создания благоприятных условий развития детей в соответствии с их возрастными и индивидуальными особенностями и склонностями материалы и оборудование в мини-лабораторию подбирались с учетом возрастных особенностей детей младшего и среднего возраста. Обогатила картотеку опытов и экспериментов; совместно с родителями изготовили:

• тематические альбомы;

• коллекции (семена разных растений, семена гороха, фасоли, желуди, шишки, камешки разной формы, цвета и размера);

• набор игрушек резиновых и пластмассовых, мыльные пузыри;

• пищевые красители, сахар, соль, мука;

• магниты.

С целью развития интересов детей, любознательности и познавательной мотивации были созданы такие атрибуты, как «ящик ощущений», «чудесный мешочек».

С целью формирования познавательных действий были продуманы условия для хранения всего практического материала: весь материал расположила в доступном для детей месте, в количестве, чтобы одновременно могли заниматься от 6 до 10детей. Предметом особого внимания является соблюдение правил безопасности.

Для формирования представлений об объектах окружающего мира, о свойствах и отношениях объектов окружающего мира были разработаны и реализованы познавательно-исследовательские проекты «Песочная страна», «Волшебница вода», «Ветер, ветер, ветерок», «Цветочный мир».

Технология детского экспериментирования нашла свое отражение и во взаимодействии с родителями, которые активно включились в работу, вместе с детьми обобщили и уточнили свои знания. При взаимодействии с семьей с целью развития воображения и творческой активности детей я использовала следующие формы работы: фотовыставки («Мама, папа, я – изобретательная семья», «Я познаю мир», конкурсы («Мастерилка вместе с папой», «Украсим нашу ёлочку», познавательные проекты («Мир предметов и вещей», «Огонь – опасная игра», «Чудесные превращения»). Для обеспечения психолого-педагогической поддержки семьи и повышения компетентности родителей в вопросах развития и образования детей были проведены беседы и консультации («Малыш – природный исследователь», «Устроим дома лабораторию», «Экспериментируем дома»).

Сделана картотека стихов, загадок, фольклора, которые я постоянно использую в своей работе с детьми. Собрала копилку игр познавательного характера: «Какое время года?», «Узнай, чей лист?», «Что сажают в огороде?», «Что умеют делать звери?», «Какому растению- какой плод?», «Чей домик?» (места обитания,; картотеку опытов и экспериментов с водой, песком, различными предметами.

С целью формирования общей культуры личности детей, в том числе ценностей здорового образа жизни, развития их социальных, нравственных, эстетических, интеллектуальных и физических качеств совместно с работником ФИЗО провели мероприятие на свежем воздухе «Кругосветное путешествие». С целью обогащения активного словаря, развития речевого творчества, развития предпосылок ценностно-смыслового восприятия и понимания произведений искусства совместно с музыкальным работником провели праздник «Бал цветов».

Для педагогов разработала методические рекомендации по использованию технологии экспериментирования для развития познавательной активности детей. Провела консультацию «Развитие познавательной активности детей среднего возраста». Показала открытое мероприятие с детьми «Маленькие волшебники».

В результате проведенной работы по развитию познавательной активности детей в процессе детского экспериментирования я сделала для себя вывод: выбранные мною методы и приемы, формы работы по развитию познавательной активности, любознательности оказались эффективными, что доказывают результаты диагностики.

Для выявления уровня развития детей в области экологического воспитания я использовала методику Л. Н. Прохоровой «Выбор деятельности». Диагностика проводилась в начале и конце года. В начале работы предпочитаемым видом деятельности была игра, а в конце по итогам деятельности 34% детей выбрали детское экспериментирование, 28% игровую деятельность, 12% чтение художественной литературы, 14% изобразительную, 12% конструирование. Таким образом, можно сделать вывод, что благодаря систематической работе по детскому экспериментированию, я смогла заинтересовать детей, у детей появился активный познавательный интерес к объектам живой и неживой природы и экспериментов с ними. Мониторинг сформированности интегративных качеств «Любознательный, активный» показал: высокий уровень составил – 47%; средний уровень – 53%; низкий уровень отсутствует.

Таким образом, можно сделать вывод, что на протяжении дошкольного детства, наряду с игровой, огромное значение в развитии личности ребенка имеет исследовательская деятельность, в процессе которой идёт развитие познавательной активности, любознательности; создаются условия для формирования основного целостного мировидения ребенка; создаются предпосылки для формирования у детей практических и умственных действий; развиваются психические процессы, наблюдательность, умение сравнивать, устанавливать простейшие причинно-следственные зависимости, делать выводы.

Публикации по теме:

Экспериментирование как средство развития познавательной активности дошкольников Методическая разработка «Экспериментирование – как средство развития познавательной активности дошкольников» Подготовила:.

Мастер-класс «Детское экспериментирование как средство развития познавательной активности дошкольников» Муниципальное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №10» Мастер – класс «Детское экспериментирование как средство развития.

Мастер-класс «Экспериментирование как средство развития познавательной активности дошкольников» Муниципальное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №5 города Вольска, Саратовской области» Ул. Революционная, 29. тел: 7-10-39.

Отчёт по самообразованию «Экспериментирование как средство развития познавательной активности дошкольников» Юлия Боул Самообразование. Презентация в картинках Тема: "Экспериментирование - как средство развития познавательной активности дошкольников".

План по самообразованию «Экспериментирование как средство развития познавательной активности дошкольников» 1 Прогностический этап Пояснительная записка Актуальность: На протяжении всего дошкольного детства, наряду с игровой деятельностью, огромное.

План по самообразованию «Экспериментирование как средство развития познавательной активности старших дошкольников» Исследовательская деятельность, экспериментирование помогает строить отношения между воспитателем и детьми на основе партнерства. Поэтому.

Долгосрочный проект «Детское экспериментирование как средство развития познавательной активности дошкольников» Проект на тему: «Детское экспериментирование как средство развития познавательной активности дошкольников» Актуальность проекта Дети дошкольного.

Детское экспериментирование как средство развития познавательной активности детей старшего дошкольного возраста Посредством экологического воспитания дети дошкольного возраста испытают существенные трудности в анализировании, постановке целей, планировании,.

Экспериментирование как средство развития познавательной активности дошкольников муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение № 1 «Сказка» План работы по самообразованию: «Экспериментирование как средство.

Консультация «Экспериментирование как средство развития познавательной активности дошкольников» Актуальность Что я слышу - забываю, Что я вижу – помню, Что я делаю – понимаю. Конфуций. На протяжении всего дошкольного детства, наряду.

Библиотека изображений:
  • Транспорт
  • Научная лаборатория
  • Лэпбуки на МААМ: купить лэпбук, скачать шаблоны
Автор публикации:
Детское экспериментирование как средство развития познавательной активности дошкольников
Опубликовано: 4 октября 2019 в 12:48
+21Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 8.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
11 мая. День божьих коровок на МААМ

Очередной тематический день посвящен божьей коровке, которая у многих народов считается талисманом удачи. Воспользуйтесь нашей специальной подборкой игр и занятий, чтобы рассказать детям об этом насекомом...

11 мая. День грозы и молнии на МААМ

Очередной тематический день мы предлагаем посвятить чудесным явлениям природы, которые особенно ярко проявляются в мае и июне. Изучаем с детьми особенности грозы, грома и молнии; говорим не только о...


Горячие темочки