Лучший педагог года

Детское экспериментирование — путь к познанию окружающего мира (23 фото)

Наталия Решетникова
Детское экспериментирование — путь к познанию окружающего мира

«Самое лучшее открытие – то, которое ребенок делает сам»

Ральф У. Эмерсон

Жизнь во всех ее проявлениях становится все разнообразнее и сложнее. Она чем дальше, тем больше требует от человека не шаблонных, привычных действий, а подвижности мышления, быстрой ориентировки, творческого подхода к решению задач. Перед образовательными учреждениями, в том числе и дошкольными встает задача чрезвычайной важности: добиться того, чтобы каждый ребенок вырос инициативным, думающим, способным на творческий подход к любому делу. Именно на это направлены Федеральные государственные образовательные стандарты, которые уверенно внедряются в образовательно-воспитательный процесс дошкольных учреждений.

Публикация «Детское экспериментирование — путь к познанию окружающего мира» размещена в разделах

Мы стараемся не только уделять внимание формированию знаний, умений, навыков детей и адаптации их к социальной жизни, но и обучать через совместный поиск решений. Дошкольникам присуще наглядно-действенное и наглядно-образное мышление, поэтому, экспериментирование, как никакой другой метод, соответствует этим возрастным особенностям. В работах многих отечественных педагогов (Н. Н. Поддъякова, А. П. Усовой, Е. Л. Панько) говориться, что «детское экспериментирование претендует на роль ведущей деятельности в период дошкольного развития» и выделяют основную особенность этой познавательной деятельности : ребенок познает объект в ходе практической деятельности с ним; осуществляемые ребенком практические действия выполняют познавательную, ориентировочно-исследовательскую функцию, создавая условия, в которых раскрывается содержание данного объекта. Между двумя видами: игрой и экспериментированием нет противоречий. Игра - вид деятельности, мотив которой заключается не в результатах, а в самом процессе, а через экспериментирование с предметами ребенок ставит определенные цели и добивается конкретных результатов. Разграничивать игру и детское экспериментирование не стоит, они дополняют друг друга.

Систематически и планомерно работать в этом направлении с детьми мы начали со 2 младшей группы.

Сначала мы проанализировали основную образовательную программу воспитания и обучения в детском саду, требования ФГОС к предметно-пространственной среде, изучили практические и теоретические сведения о детской экспериментальной деятельности, и на основании этого определили содержание экспериментальной деятельности по темам с учетом рабочей программы данной возрастной группы и разработали перспективное планирование на весь учебный год с постепенным усложнением познавательных задач.

В работе с детьми применяем различные методы: элементарные опыты, наблюдения в уголке природы, на прогулке, трудовые поручения, дидактические игры, чтение художественной литературы.

Опыты у нас проходят как длительное или как кратковременное наблюдение. Если задача решается в процессе кратковременного наблюдения, обсуждение результатов опыта проводим сразу: анализируем условия протекания опыта, сравниваем результаты, делаем выводы. В ходе опыта длительного характера мы стараемся поддерживать интерес детей к наблюдению происходящих изменений, возвращаем их к осознанию того, зачем был поставлен опыт. Все происходящие изменения в ходе наблюдений совместно с детьми фиксируем.

Опыты проводим как с подгруппой детей, так и с 2-3 детьми. Проводить опыты с целой группой не целесообразно, т. к. при этом невозможно задействовать всех детей и результат проводимого опыта снижается.

Постепенно привлекаем детей к прогнозированию результатов своих действий: «Что получится, если мы подуем на одуванчик?», «Будет ли плавать резиновая уточка или утонет?», «Получится ли куличик, если песок сухой» и т. д.

Также провели большую работу по созданию предметно - развивающей среды в группе: создали и оборудовали центр детского экспериментирования, который соединен у нас с уголком природы.

Часть оборудования постоянная, часть – меняется в зависимости от содержания опытов и тех тем, над которыми мы работаем. Изучаем песок, выставляем емкости с песком, совочки, формочки для песка, лупы.

Детское экспериментирование — путь к познанию окружающего мира

Работаем над темой «Вода» - емкости для воды, одноразовые стаканы разных размеров, различные прозрачные пластиковые сосуды (колбочки, баночки, мерные стаканчики, игрушки резиновые для игр с водой, мыльные пузыри, коктейльные трубочки).

Фото №1 Самое лучшее открытие то которое ребенок делает сам Ральф У

Давая понятие «воздух», «ветер», выкладываем вертушки, султанчики, флажки, трубочки, полиэтиленовые пакеты, веера, бабочки и листики из салфеток, мыльные пузыри). Для совместной организованной деятельности выставляется вентилятор.

Фото №2 Эмер сон Жизнь во всех ее проявлениях становится все разнообразнее и сложнее

Здесь хозяйничает любопытная Янка-обезьянка, которая задает детям много вопросов, ответы на которые дети могут найти, только экспериментируя, наблюдая, действуя.

Фото №3 Она чем дальше тем больше требует от человека не шаблонных привычных действий а подвижности мышления быстрой ориентировки творческого подхода к решению задач

И затем рассказывают обезьянке, что они и как они делали и что из этого получилось (тем самым в игровой форме, делают выводы). Так же Янка просит детей о помощи: например, собрать бусинки, которые она рассыпала в песке ( проблема: как легче и быстрее выбрать все бусины из песка).Ищем в центре экспериментирования : что нам может помочь. А там, уже лежат совочки для песка, сито разных видов и размеров. Или такая просьба: собрать воду, которую она нечаянно разлила ( проблема: чем можно собрать воду). Опять смотрим в центре экспериментирования, что нам для этого понадобится (груша, пипетка, тряпочка, губка)

Большую помощь в оснащении нашего центра экспериментирования оказывают родители.

Учитывая программу, возрастные особенности детей и их интересы, мы запланировали работу над следующими темами:

1. Вода и песок

Вода и песок – самые доступные объекты исследования для маленьких детей, так как с ними малыши сталкиваются с самого раннего возраста. Поэтому именно с этих объектов мы и начали работу по опытно-экспериментальной деятельности детей.

Фото №4 Именно на это направлены Федеральные государственные образовательные стандарты которые уверенно внедряются в образовательно воспитательный процесс дошкольных учреждений Фото №5 Дошкольникам присуще наглядно действенное и наглядно образное мышление поэтому экспериментирование как никакой другой метод соответствует этим возрастным особенностям

С помощью предметно-манипулятивной деятельности и в режимных моментах дети убедились в том, что вода может литься, капать, брызгать, переливаться из одного сосуда в другой; что вода не имеет вкуса и запаха не имеет цвета; вода может быть теплой и холодной. Опытным путем мы с детьми выяснили, что чистая вода прозрачная, что некоторые вещества в воде растворяются, передавая воде свой вкус. Сначала с подачи воспитателей, а затем и самостоятельно, в процессе манипуляций с водой, наблюдений в повседневной жизни, дети выяснили, зачем нужна вода, где она используется.

Играя с песком, дети не только получают положительные эмоции, но и проводят опыты и эксперименты в процессе которых, дети получают элементарные представления о свойствах песка: песок состоит из мельчайших песчинок; сухой песок рассыпается, не лепится, но можно сухим песком рисовать.

Фото №6 В работах многих отечественных педагогов Н Фото №7 Между двумя видами игрой и экспериментированием нет противоречий Фото №8 Игра вид деятельности мотив которой заключается не в результатах а в самом процессе а через экспериментирование с предметами ребенок ставит определенные цели и добивается конкретных результатов

А если его полить, то он станет влажным и из него можно будет лепить куличики, рисовать на нем палочкой, оставлять следы.

Фото №9 Разграничивать игру и детское экспериментирование не стоит они дополняют друг друга

2. Воздух

При проведении дидактической игры «Поймаем воздух» дети ловили воздух в полиэтиленовые пакеты и убедились в том, что воздух не виден, но он есть. Опытным путем мы с детьми выяснили, что, если воздух привести в движение, получается ветер.

Можно ли ветер сделать в комнате? Ответ на этот вопрос дети нашли В процессе совместной экспериментальной деятельности с вентилятором, веером.

Фото №10 Систематически и планомерно работать в этом направлении с детьми мы начали со младшей группы Фото №11 В работе с детьми применяем различные методы элементарные опыты наблюдения в уголке природы на прогулке трудовые поручения дидактические игры чтение художественной литературы

Да и просто если подуть, то тоже получится ветерок.

Наблюдая за ветром на прогулках, выяснили, что ветер может быть теплый, легкий, слабый, а может холодный, сильный, порывистый. При ветреной погоде деревья качаются, быстро бегут по небу облака, люди одеваются теплее. С ветерком можно поиграть. Для этого только на прогулку нужно взять вертушки, флажки, султанчики, воздушные шары!

3. Растения

Мы проводили опыт по выращиванию пшеницы в разных условиях: на солнечном свету, в темноте, с поливом и без полива. Эти несложные опыты, регулярные наблюдения и фиксирование результатов помогли детям понять зависимость растущего растения от комплекса условий, в которых оно находиться. Сам процесс и результаты мы оформили для родителей.

Фото №12 Опыты у нас проходят как длительное или как кратковременное наблюдение Фото №13 Если задача решается в процессе кратковременного наблюдения обсуждение результатов опыта проводим сразу анализируем условия протекания опыта сравниваем результаты делаем выводы Фото №14 В ходе опыта длительного характера мы стараемся поддерживать интерес детей к наблюдению происходящих изменений возвращаем их к осознанию того зачем был поставлен опыт

Опыты детей по выращиванию лука позволили расширить представлений детей о луке, его свойствах, полезных качествах, технологии его выращивания, уточнили представление у детей о том, что из репчатого лука можно вырастить зелёный лук. И самый радостный момент, это конечно же, когда лук вырос и его можно сорвать и отнести помощнику воспитателя, что бы та порезала его и положила в тарелочки с супом.

Фото №15 Все происходящие изменения в ходе наблюдений совместно с детьми фиксируем Фото №16 Опыты проводим как с подгруппой детей так и с детьми

4. Магнит

В последнее время мы стали замечать интерес детей нашей группы к магнитам, прикрепленным на магнитной доске. Дети в игре сами того не замечая, стали проводить опыты с магнитами. Мы решили в этом им помочь и более подробно познакомить с магнитом и его свойствами. С помощью родителей сделали игры на магнитах, которые наглядно показывают, что магнит не теряет свои свойства, при контакте с железным предметом даже сквозь бумагу, воду, пластик.

Фото №17 Проводить опыты с целой группой не целесообразно т Фото №18 при этом невозможно задействовать всех детей и результат проводимого опыта снижается

Так же мы запланировали экспериментальную работу по таким темам как снег и лед, свойства предметов (бумага, ткань, дерево)

Известно, что ни одну воспитательную или образовательную задачу нельзя успешно решить без плодотворного контакта с семьей и полного взаимопонимания между родителями и педагогом.

Наш опыт показал, что экспериментальная деятельность вовлекает, «притягивает» к себе не только детей, но и их родителей. С этой целью мы проводим дни открытых дверей, на которых родители вместе с детьми могут провести опыт, поэкспериментировать.

Также провели большую работу по созданию предметно развивающей среды в группе создали и оборудовали центр детского экспериментирования который соединен у нас с уголком природы Часть оборудования постоянная часть меняется в зависимости от содержания опытов и тех тем над которыми мы работаем Изучаем песок выставляем емкости с песком совочки формочки для песка лупы Давая понятие воздух ветер выкладываем вертушки султанчики флажки трубочки полиэтиленовые пакеты веера бабочки и листики из салфеток мыльные пузыри

Постоянно действует рубрика в родительском уголке «Поэкспериментируем, в которой мы предлагаем родителям различные формы проведения совместных с детьми опытов и экспериментов. Результатом этой работы служат интересные рассказы детей и родителей о том, как они вместе дома искали что притягивает магнит, а что нет, как в ванной во время купания пускали кораблики сделанные из разной бумаги, оказывается, кораблик из салфетки сразу пошел ко дну, а из картона плавал долго, выясняли что тонет, а что нет, выращивали лук, окрашивали воду, делая куклам сок.

Такое взаимодействие с родителями увеличило их интерес к исследовательской деятельности своего ребенка. Родители стали более компетентны в вопросах познавательного развития детей. Поднялся авторитет детского сада и воспитателей в глазах родителей. Они стали более внимательно относиться к рекомендациям и просьбам воспитателей, что способствует созданию единого пространства развития ребенка в семье и ДОУ

Обобщая работу по экспериментированию с нашими детьми мы сделали вывод, что экспериментирование-это эффективный способ обучения детей исследовательской деятельности во всех его формах и видах и является методом повышения самостоятельности ребенка. Дает предпосылки к деятельному развитию познавательного интереса к целенаправленному восприятию окружающего мира и является ведущим видом деятельности в обучении.

Публикации по теме:

Детское экспериментирование Детское экспериментирование – это один из ведущих видов деятельности дошкольника. Очевидно, что нет более пытливого исследователя, чем ребёнок.

Детское экспериментирование в старшей группе ДОУ На протяжении всего дошкольного детства, наряду с игровой деятельностью, огромное значение в развитии личности ребенка, в процессах социализации.

Комплексная НОД по познанию окружающего мира и конструированию «Космонавтом быть хочу, на ракете полечу».Комплексная НОД по познанию окружающего мира и конструированию «Космонавтом быть хочу, на ракете полечу». Цель: способствовать развитию познавательных и конструктивных способностей детей. Задачи: расширять представления детей о космических полетах;.

Консультация для воспитателей «Детское проектирование как мотивация к познанию» Консультация для воспитателей Детское проектирование как мотивация к познанию Детская субкультура – огромный мир, живущий по своим законам.

Консультация для воспитателей «Детское экспериментирование» Разрешите привести слова К. Е. Тимирязева «Люди, научившиеся… наблюдениям и опытам, приобретают способность сами ставить вопросы и получать.

Проект «Детское экспериментирование — путь познания окружающего мира» Тема: «Наша планета - Земля» Цель: Создать условия для ознакомления детей со свойствами почвы; обобщить знания о Земле, как планете. Ход:.

Проект «Путь к познанию мира» .

Рекомендации для родителей «Детское экспериментирование» Консультация для родителей «Детское экспериментирование» Консультация для родителей: «Детское экспериментирование» Живут на свете дети.

Тайны окружающего мира. Мои наблюденияТайны окружающего мира. Мои наблюдения Окружающий нас мир, несмотря на свое многообразие, пребывающий в гармонии, хранит в себе множество тайн и не разгаданных загадок. Линии.

Занятие по познанию окружающего мира «Как аукнется, так и откликнется». Старшая группа Программное содержание. Дать детям понятие о том,что окружающий мир познаваем и все явления окружающей среды могут быть изучены. Расширять.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Детское экспериментирование — путь к познанию окружающего мира
Опубликовано: 29 ноября 2015 в 08:33
+52Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 38.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
1 апреля. День смеха. Передвижка «Смех в жизни ребенка»

1 апреля отмечаем День смеха — праздник шуток и розыгрышей. Чувство юмора не врожденное качество, его можно и нужно развивать с самого детства.

31 марта. День рождения К.И.Чуковского. Папка-передвижка «К.И.Чуковский»

Сегодня исполняется 142 года со дня рождения большого друга детей, сочинившего для них множество красочных захватывающих и остроумных сказок, Корнея Ивановича Чуковского.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД