Шавалиева Лиана
Детсвосбережение и безопасность детского развития
▼ Скачать + Заказать документы
Детствосбережение одна из ключевых идей, которая проектируется педагогической концепцией развития дошкольного образования, стратегическим вектором, определяющим новое качество образования в интересах детства. В последние десятилетия понятие «детство» потерпело существенные трансформации. Детство – это не подготовительный период в жизни человека, а самый ценный, важный, ничем не заменимый период человеческой жизни. Эта мысль прослеживается и в ФГОС ДО, представляющий собой совокупность обязательных требований к дошкольному образованию. Но образование в сегодняшнем ДОУ отличается от образования 2000-2010 годов. Почему же отличается? Программа все таки остается той же, но подача занятия абсолютно другая. Современные дети ощутимо отличаются от тех малышей, какими были их родители и педагоги. Что делали мы, когда играли? В нашем детстве игрой называлось общение со сверстниками, игры во дворах на придуманные темы: больница, магазин, пекли торты из песка. Это была полная импровизация. Пользовались подручным материалом: вот эту палку мы нарекаем мечом, будем им сейчас махаться. Но сейчас слово «игра» приобрело другое значение. Игра – это уже не столько живое общение со сверстниками, сколько деятельность в виртуальном пространстве. Сейчас не игра приходит к человеку, а человек приходит в игру: онлайн, в планшете. Она уже есть, независимо от того, будешь ты в неё играть или нет. Есть — и уже имеет свой алгоритм, которому приходится следовать: своего не задашь. Таков современный мир, и никуда от этого не деться.
Публикация «Детсвосбережение и безопасность детского развития» размещена в разделах
У современных дошкольников вызывает интерес занятия с использованием гаджетов. От англ. gadget- приспособление – портативная техническая новинка с цифровыми технологиями – планшеты, телефоны с новыми функциями, ноутбуки, фитнесс – часы, электронные книги и т. д.
Дети знакомятся с гаджетами очень рано. В каждой семье есть электронные устройства: компьютер или ноутбук, планшет, телефон и т. д. Поэтому оградить ребенка от них невозможно. Задача родителей и педагогов в этой ситуации – создать такие условия, чтобы развивать детей и не навредить их здоровью.
Электронные устройства развивают, если наполняют детскую деятельность новым содержанием, а не заменяют ее. Поддерживать интерес дошкольника к электронным устройствам необходимо с помощью игр, приложений и функций, которые расширяют кругозор, помогают осваивать новые навыки. Кроме того, когда взрослый участвует в занятиях ребенка с гаджетом, проблема замены живого общения не возникает
Остановимся на доступных педагогам и дошкольникам электронных устройствах.
Ноутбук, планшет для организации совместной деятельности.
Ноутбук и планшет помогут найти необходимую информацию в голосовом режиме, организовать коллективный или индивидуальный просмотр видеоматериалов по интересующей теме, провести образовательный веб-квест.
Искать информацию в голосовом режиме позволяет команда «О’кей, Google», которая переводит приложение Google в режим управления голосом. Ребенку достаточно озвучить, что он хочет узнать. Приложение предоставляет ответ из сети Интернет в режиме реального времени. Дошкольники, которые не умеют набирать текст, быстро получают необходимую информацию и удовлетворяют собственные интересы.
Голосовой режим стимулирует правильное звукопроизношение, формирует у ребенка умение формулировать запрос и самостоятельно находить нужный ответ.
ИНТЕРАКТИВНЫЙ СТОЛ
Понятие «интерактивный» к нам пришло из английского языка (inter-между, active-действовать). Оно означает возможность взаимодействовать, вести беседу. В отличии от активных методов интерактивные ориентированы на более широкое взаимодействие дошкольников не только с воспитателем, но и друг с другом. Интерактивные столы – одно из самых современных средств обучения. Они помогают сделать любую ОД яркой и увлекательной. Возможности интерактивного стола позволяют переключить детей на понимание того, что видео и игровые программы можно успешно использовать для обучения.
Итог:
Использование интерактивного стола в учебном процессе значительно повысило эффективность усвоения материала воспитанниками, при значительной экономии времени, а также мотивирует детей на получение знаний и успешность
ПРОЕКТОР
Принцип наглядности - один из основных принципов в дошкольной педагогике. Для подготовки к образовательной деятельности воспитателю постоянно приходится рисовать, распечатывать картинки или подбирать дидактические пособия и художественную литературу. Но ведь мы не можем показать ребенку картинку, пособие и не дать рассмотреть, поиграть. Поэтому материал приходит в негодность и восстановление требует новых средств, усилий, времени. Бывает трудно найти подходящую картинку, поэтому нужна работа по систематизации и поиску места для хранения. Но современные информационно-коммуникационные технологии позволяют решить эту проблему. Компьютерные диски (жесткий диск, CD, переносной жесткий диск, флеш-карта) позволяют хранить огромное количество информации как текстовой, так и графической. Грамотно созданная система хранения в файлах, распределенных по папкам, например: животные, птицы, времена года, одежда, мебель и другие, позволит легко найти нужные вам изображения и вставить их в презентацию или распечатать. Можно и не хранить изображения, а пользоваться сетью интернет. Хотя я предпочитаю находить все материалы заранее, чтобы быстро находить их в случае необходимости и не надеяться на то, что доступ к сети не прервется. Печать изображений обходится не дешево, поэтому демонстрация на экране проектора экономит массу времени и средств. Хотя надо сказать, что педагоги не советуют увлекаться просмотром изображений исключительно на экране, а использовать и традиционные формы наглядности
Какие проблемы могут наблюдаться у дошкольников с зависимостью от гаджетов?
1. Когда ребёнок полностью поглощен в гаджетах, то когда родители отбирают их, он испытывает сильный дискомфорт и реальные психологические трудности восприятия окружающего пространства и людей в нём.
2. Окружающая реальность не столь яркая и уж совсем не эстетично организована – обычная серость, тусклость, грязь и бардак — и ребенку снова хочется погрузиться в красоту нереально мира!
3. В реальности не все окружающие нас объекты находятся в движении, поэтому ребенку трудно их воспринимать, так как зрительный центр мозга уже «натренирован» видеть и фокусироваться только на том, что движется.
4. Если ребёнок утратил способность самому следить за происходящим, приходится фокусировать его внимание на чем-либо.
Как распознать зависимость от гаджетов у ребенка?
Если гаджеты занимают все сознание ребёнка, можно говорить о том, что формируется зависимость. Распознать ее можно по следующим признакам:
• Ребёнок перестаё т интересоваться реальной жизнью: не играет в игрушки, не стремиться к общению со сверстниками, хочет побыть один, быстро меняет настроение.
• Отношения с родителями отходят для ребёнка на второй план, и вместо совместного занятия он так же предпочитает проводить время с планшетом или компьютером.
• Если родители начинают ограничить время за играми и мультиками вызывает бурный протест и истерику.