Диагностические задания для выявления творческих умений детей в ДПИ

Марина Якурина
Диагностические задания для выявления творческих умений детей в ДПИ

Диагностическое занятие №18

Инструкция к проведению занятия:

Диагностическое занятие проводится по подгруппам (5 человек).

Цель занятия:

1. Отследить умение творчески подбирать цветовую гамму узора;

2. Отследить уровень творческого решения при компоновке дымковского узора на силуэте игрушки;

3. Отследить творческое умение в составлении новых комбинаций дымковского узора из элементов;

4. Отследить умение вносить (элемент новизны) новые элементы игрушки в заданную игрушку.

Ход занятия:

Детям предлагается прослушать музыкальный отрывок («Неси меня, лесной олень») и представить сказочного оленя. Предлагается рассмотреть иллюстрации с изображениями сказочных (декоративных) оленей. Задаются вопросы: «Почему эти олени сказочные? Что необычного заметили в фигурке оленя? Как он украшен?» И дается задание самим придумать, нарисовать сказочного дымковского оленя.

Анализ уровня творческого развития проводился нами по следующим показателям:

1. Подбор цветовой гаммы узора:

1. Умеет подбирать, обосновывать выбор цвета 2. В выборе цвета опирается на образец 3. Выбор цвета случаен

2. Уровень творческого решения при компоновке дымковского узора на силуэте игрушки:

1. Компоновка узора соответствует данному силуэту игрушки 2. Выполняет по образцу 3. Узор не скомпонован

3. Составление новых комбинаций дымковского узора из элементов:

1. Составляет 2. Работа по образцу 3. Использует элементы, не составляя узора

4. Внесение новых элементов игрушки в заданную игрушку:

1. Вносит более 1 элемента 2. Вносит 1 элемент 3. Не вносит

Оценка работы осуществлялась по 4-х балльной системе:

3 – высокий уровень развития;

2 – средний уровень развития;

1 – низкий уровень развития.

Низкий уровень (0-4 баллов)

Новых элементов игрушки в заданную не вносит, использует элементы дымковской росписи не составляя узора. Подбор цвета не соответствует данному виду росписи.

Средний уровень (4-8 баллов)

Вносит 1 новый элемент игрушки в заданную; элементы дымковской росписи комбинировать самостоятельно не умеет; работая на силуэте игрушки компоновку и выбор цвета узора выполняет по образцу.

Высокий уровень (8-12 баллов)

Умеет творчески подойти к созданию образа игрушки; вносит более 1 нового элемента игрушки в заданную. Умеет подбирать и обосновывать выбор цвета (настроением игрушки, ее характером).

Занятие №10

Тема: Уточка с утятами

Цели и задачи: Формирование умения самостоятельно подбирать краски и компоновать узор «Солнышко»; тематически заполнять лист.

Материал: фигурки дымковских уток (иллюстрации, перчаточная кукла Кузя, конверт; у детей – листы бумаги с нарисованной уткой и утятами, краски гуашь, мягкие кисточки, печатки-тычки, фломастеры, карандаши, мелки

Зрительный ряд: дымковские утки, иллюстрации

Литературный ряд: потешка Т. Мавриной

Музыкальный ряд: аудиокассета «Волшебство природы». 5. «Мои уточки кря-кря».

Содержание:

1. Начинаем занятие с прослушивания музыкального ряда. А как вы думаете, ребята, кто пришел сегодня к нам в гости? Предлагается найти отгадку в комнате изостудии. Чтение потешки. Обыгрывание незаконченного изображения утки. У уточки на груди было нарисовано «солнышко», но пока она ныряла, узор потерялся. Просит детей его восстановить.

2. Работа на фланелеграфе. Составление узора «солнышко» из разных элементов росписи и разнообразного цветового решения. Рассматривание дымковских игрушек, иллюстраций с целью выделения элементов узора «солнышко».

3. Игра-соревнование «Кто больше нарисует различных вариаций узора «солнышко» - работа командами. На больших белых листах бумаги в течение 3 мин. команды рисуют. Оценивается аккуратность, количество, соответствие стилю росписи.

4. Выполнение работы на листе бумаги с изображением утки с утятами. Повторение потешки, самостоятельный подбор красок, компоновка узора.

5. Тематическое завершение изображения (уточки в пруду; на лугу; возле дома и т. д.).

6. Оформление выставки изостудии. Анализ работ (что заметили нового, интересного, необычного; какие ошибки нашли).

7. Уточка всех хвалит, приглашает в гости на следующее занятие к дымковским куклам, так как от них пришло приглашение в гости.

Занятие №11

Тема: Фартук для дымковской куклы

Цели и задачи: Учить самостоятельно составлять узор на изделии новой формы из знакомых элементов, располагать его возле оборки в соответствии с формой фартука – округлой или прямой, чередовать в узоре три-четыре элемента разной величины и формы, выполнять узор в определенной последовательности – сначала рисовать крупные элементы, затем мелкие.

Материал: книжка-ширма (см. занятие №7, два фартука, вырезанных из белой бумаги: один закругленный, другой – прямой, с закрашенными яркими красками оборками; два фартука из ткани для игры. У детей – бумажные фартуки, по размеру соответствующие куклам, изображенным в книжке-ширме; краски гуашь, мягкие кисточки, палочки-тычки, фломастеры.

Зрительный ряд: книжка-ширма, иллюстрации, дидактическая игра «Дымковская кукла»

Литературный ряд: рассказ о назначении фартука (кукла рассказывает)

Музыкальный ряд: русские народные мелодии (быстрая).

Содержание:

1. Сюрпризный момент: посреди стола красивый конверт, в нем приглашение от дымковских кукол. Однако дети попадут к дымковским куклам в том случае, если сыграют в игру «Я самая красивая». Игра командная: нужно добежать до стула (на котором приготовлены фартук и косынка, одеться и сказать: «Я самая красивая». Передать следующему. Команда победителей остается в фартуках; другая – в косынках. Во время игры звучит музыкальный ряд. После игры детям предлагается сесть за свои рабочие места.

2. Раскрывается книжка-ширма. Куклы принесли фартуки и просят украсить их, так как жалко марать нарядные юбки. Рассказывают о назначении фартуков, обращают внимание детей на то, что фартуки разной формы и их цвет и узор должны сочетаться с ансамблем одежды кукол. Предлагают поиграть в дидактическую игру «Дымковская кукла», в связи с этим вспоминаем название элементов в дымковской росписи, сочетание цвета элементов узора с ансамблем одежды кукол, компоновку узора на силуэте и последовательность выполнения работы. При переходе к практической деятельности напоминается, что фартуки должны быть все разные, и тогда куклы их не перепутают.

3. В ходе занятия предложения, указания, советы дает кукла-хозяйка. Она же делает анализ работ вместе с детьми.

4. Благодарит детей, приглашает в следующий раз на птичий двор.

Занятие №12

Тема: Птичий двор

Цели и задачи: Продолжать работу по формированию умения самостоятельно составлять дымковские узоры на примере росписи декоративного оперения хвоста индюка.

Материал: дымковские птицы: утки, петухи, индюки и их иллюстрации; бумажная игрушка – индюшок, у которой можно заменять хвост. Дидактические игры «Четвертый лишний», мозаика «Индюшок». У детей – белые круглые листы бумаги («хвосты» индюков, краски гуашь, мягкие кисточки, печатки-тычки, фломастеры и др.

Зрительный ряд: дымковские игрушки, иллюстрации, дидактические игры

Литературный ряд: четверостишия А. Дьякова, потешки

Музыкальный ряд: аудиокассета «Величество природы». 10. «Дождик, дождик, приходи».

Содержание:

1. Дымковская кукла (см. занятие №11) приглашает детей на птичий двор. О каждой птице рассказывает потешку или четверостишие, просит детей называть элементы узора, обращает внимание на особенности компоновки узора. Подводит детей к загону с индюками и предлагает сыграть в дидактическую игру «Четвертый лишний» (найти лишнее изображение, назвать игрушки, в которых есть элемент «солнышко», «бусики», «точки», «колечки»). Дымковская кукла рассказывает об индюках из потешки.

2. Звучит музыкальный ряд. Детям предлагается угадать, что хочет рассказать эта мелодия (о дождике). Появляется фигурка бумажной игрушки индюка с нерасписанным хвостом. Он объясняет, что дождь смыл краски с хвоста не только у него, но и его друзей. Раздаются круглые белые листы бумаги («хвосты» индюков). Индюшок просит расписать хвосты, а он отнесет их своим друзьям. В ходе работы помогает в подборе цвета, компоновке затрудняющимся детям, указывает на ошибки или их отсутствие, просит, чтобы все хвосты были разные.

3. Дети самостоятельно составляют узоры. В конце занятия индюк благодарит их, примеряет на себе новые хвосты. Индюк в подарок дарит игру-мозаику «Индюшок» для игры в свободное время.

4. Дымковская кукла вновь приглашает в следующем занятии на птичий двор.

Занятие №13

Тема: Петушок

Цели и задачи: Продолжать работу по формированию умения самостоятельно составлять дымковские узоры на примере росписи дымковского петуха, вносить новые элементы игрушки в заданную (гребень, бородка, рюши, оборки на ногах и хвосте).

Материал: дымковский петух, иллюстрации, фланелеграф с элементами игрушки, дидактическая игра «Четвертый лишний» №2, нарисованный петух не расписан; у детей – листы белой бумаги с нарисованным силуэтом петуха, краски гуашь, мягкие кисточки, печатки-тычки, фломастеры и др.

Зрительный ряд: дымковские игрушки, иллюстрации, д/игра «Четвертый лишний»

Литературный ряд и музыкальный ряд: аудиокассета сказки «Петушок и жерновцы». Загадка.

Содержание:

1. Дымковская кукла (см. занятие №11) приглашает вновь на птичий двор, где вместе с детьми любуется индюками, выполненными на прошлом занятии. В это время слышится фрагмент музыкальной сказки «Петушок и жерновцы»: «Ку-кареку! Отдай наши жерновцы…» Дети вспоминают эту сказку и коротко рассказывают.

2. Появляется неразукрашенный петушок. От его имени напоминается о том, что петушка бросили в колодец и он выпил из него всю воду, но красивые узоры смыла вода, а огонь успел опалить рюши, гребешок, бородку. Он просит снова сделать его красивым.

3. Работа на фланелеграфе – внесение новых элементов игрушки в заданную. Дид. игра «Петушок».

4. Дымковская кукла раздает всем листы с нарисованным контуром петуха, просит выполнить работу аккуратно, дымковскими узорами, чтобы петушки были нарядные, обращает внимание на компоновку, цветовое решение узора.

5. Аудиокассета со сказкой «Петушок и жерновцы» звучит во время самостоятельной художественной деятельности детей. Индивидуальная помощь.

6. Обыгрывание готовых изображений (анализ).

Публикации по теме:

«Чайный сервиз»«Чайный сервиз» Заглянув на ваш сайт, я удивилась сколько прекрасного и удивительного можно сотворить, насколько сильно присутствует воображение и творчество.

Тематическое планирование образовательного процесса по программе «Детство» в средней группе Тематическое планирование образовательного процесса по программе «Детство» для детей средней группы Сентябрь 1 неделя. Диагностическое.

Библиотека изображений:
  • Искусство
  • Лэпбуки на МААМ: купить лэпбук, скачать шаблоны
  • Лэпбуки на МААМ: купить лэпбук, скачать шаблоны
Автор публикации:
Диагностические задания для выявления творческих умений детей в ДПИ
Опубликовано: 26 июля 2014 в 08:43
+107Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 142.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
24 февраля. День сюжетно-ролевой игры на МААМ

Игра является ведущим видом деятельности для детей. А в игре сюжетно-ролевой (на любую тему) как в зеркале, отражаются их представления об окружающем мире, о взаимоотношениях и профессиональных...

24 февраля. Масленица — начало сырной недели

Масленица — один из самых веселых народных праздников в России. Он продолжается целую неделю и символизирует прощание с зимой и встречу долгожданной весны. В древности почитали солнце как источник жизни....

Картотека загадок про весну для 2 класса
Совсем скоро наступит долгожданная весна! Это подборка загадок для второго класса. Буду рада, если кому-то пригодится. Рыхлый снег на солнце тает,...
Влияние родителей на развитие речи детей
Консультация на тему: Влияние родителей на развитие речи детей. Развитие речи является - одной из основных задач дошкольного образования. В дошкольном...
Проект «Игрушки» в младшей группе
Паспорт проекта «Игрушки» Вид проекта: творчески – игровой, краткосрочный. Дата реализации проекта: 1-30 сентября Участники проекта: дети, родители,...