МААМ-картинки

Диагностика детей логопедической группы (неречевые функции)

Вероника Успенская
Диагностика детей логопедической группы (неречевые функции)

Изучение неречевых психических функций

1. Общие данные

• контактность,

• устойчивость внимания,

• работоспособность,

• ориентировка в окружающем,

• навыки самообслуживания,

• особенности поведения,

• особенности психического развития…

2. Состояние слухового внимания

Дифференциация звучащих игрушек: «Покажи, какая игрушка звучала: бубен, погремушка, дудочка?»

• Определение направления (справа, слева, сзади, сверху, спереди) источника звука: звучащей игрушки, стука, хлопка.

Восприятие и воспроизведение ритма: - -. .. - -. -. - .

Публикация «Диагностика детей логопедической группы (неречевые функции)» размещена в разделах

Оценивается в баллах:

0 баллов – нет ошибок

1 балл – 1 – 2 ошибки

2 балла – 3 ошибки

3 балла – более трех ошибок

3. Исследование зрительного восприятия

3.1. Восприятие цвета

• Умение соотносить цвета (подобрать к чашкам соответствующие по цвету блюдца) – красный, желтый, синий, зеленый, белый, черный

• Показ цветов - красный, желтый, синий, зеленый, белый, черный

3.2. Восприятие формы

• Показать по просьбе логопеда : круг, квадрат, овал, треугольник

Оценивается в баллах:

0 баллов – нет ошибок

1 балл – 1 – 2 ошибки

2 балла – 3 ошибки

3 балла – более трех ошибок

4. Исследование зрительно-пространственного гнозиса и праксиса

4.1. Ориентировка в пространстве

• Показать предметы, которые находятся вверху, внизу, впереди, сзади.

4.2. Ориентировка в схеме тела

• Показать правую руку, левую руку, правую ногу, левую ногу.

Оценивается в баллах:

0 баллов – выполнение всех заданий правильное

1 балл – наблюдаются ошибки при ориентировке в пространстве

2 балла – наблюдаются ошибки при ориентировке в схеме тела

3 балла – не знает стороны своего тела (правую и левую руку)

4.3. Складывание картинок из частей

• Сложить предметную картинку из 2 – 4 частей ( разрезанную: по вертикали, по горизонтали, по диагонали) по образцу.

Оценивается в баллах:

0 баллов – составление картинки путем зрительного соотнесения

1 балл – составление картинки путем примеривания

2 балла – составление картинки путем наложения

3 балла – составление картинки удается только с помощью взрослого

4.4. Складывание фигур из палочек по образцу, затем по памяти.

• Сложить «Стульчик» и «Кроватку» из 4-х палочек.

• Сложить «Лесенку» из 5-и палочек

Оценивается в баллах:

0 баллов – выполнение правильное

1 балл – 1 ошибка

2 балла – 2 ошибки

3 балла – 3 ошибки и более

Исследование состояния моторной сферы

1. Состояние общей моторики

• Попрыгать на двух ногах

• Прыгнуть в длину с места

• Потопать ногами и похлопать руками одновременно

• Бросить мяч от груди

• Поймать мяч

Оценивается в баллах:

0 баллов – выполнение правильное

1 балл – при исследовании статической координации движений наблюдается напряжение; при исследовании динамической координации наблюдается замедленный темп при переключении движений.

2 балла – при выполнении движений наблюдается балансировка руками. Туловищем; при исследовании динамической координации движений отмечается правильное выполнение со второго – третьего раза.

3 балла – выполняет двигательную позу с ошибками в виде замены, нарушает последовательность движений или выполнение движений не удается.

2. Состояние ручной моторики (объем движений, темп, способность к переключению, наличие леворукости).

2.1. Исследование статической координации движений

«Колечко» - сложить в кольцо большой и указательный пальцы сначала на правой руке, потом – на левой руке.

«Ушки зайчика» - одновременно вытянуть указательный и средний пальцы правой руки, потом левой руки, обеих рук.

2.2. Исследование динамической координации движений

«Здороваются пальчики правой и левой руки».

«Здороваются пальчики только правой, только левой руки» - попеременно соединять все пальцы руки с большим пальцем.

• Поочередно сгибать и разгибать пальцы сначала на правой руке, потом на левой.

Изменять положение кистей рук: одна сжата в кулак, пальцы другой выпрямлены и наоборот.

2.3. Навыки работы с карандашом

• Умение держать карандаш.

• Умение рисовать горизонтальные линии, вертикальные линии.

• Умение рисовать круги.

• Раскрашивание.

2.4. Манипуляции с предметами

• Умение застегивать и расстегивать пуговицы.

• Умение перекладывать мелкие предметы из одной руки в другую.

• Шнуровка.

Оценивается в баллах:

0 баллов – выполнение правильное, точное и одновременное.

1 балл – выполнение правильное, но с выраженным напряжением.

2 балла – наблюдается асинхронное выполнение проб. При исследовании статической координации движений выявляется наличие синкинезий. При исследовании динамической координации движений наблюдается нарушение темпа и нарушение переключаемости с одного движения на другое.

3 балла – наблюдается невозможность создания статической позы, выполнение серии движений.

3. Состояние моторики артикуляционного аппарата

3.1. Исследование двигательной функции губ.

«Улыбка» - губы в улыбке, зубы заборчиком.

«Трубочка» - зубы сомкнуты, губы округлены и вытянуты вперед, как при звуке у.

• Многократно произносить губные звуки «б-б-б», «п-п-п».

3.2. Исследование двигательной функции челюсти.

«Пещерка» - широко открыть рот, как при произношении звука «а», и закрыть.

«Обезьянки» - выдвинуть нижнюю челюсть вперед.

3.3. Исследование двигательной функции языка.

«Лопатка» - положить широкий язык на нижнюю губу и удержать под счет.

«Жало» - высовывание языка наружу, придавая ему заостренную форму.

«Улыбка» - «Трубочка» под счет до трех.

«Лопатка» - «Жало» под счет до трех.

«Качели» - широкий язык поднять к верхней губе, затем опустить к нижней губе.

«Маятник» - высунуть узкий язык и переводить его попеременно из правого угла рта в левый и наоборот.

3.4. Исследование функции мягкого неба.

• Широко открыть рот и зевнуть.

• Широко открыть рот и четко произнести звук А.

Оценивается в баллах:

0 баллов – выполнение правильное.

1 балл – при выполнении движений наблюдаются поиски и замены движений, быстрая истощаемость.

2 балла – при выполнении движений наблюдается ограниченный объем движений, тремор мышц языка, саливация, быстрая истощаемость.

3 балла – выполнение движения не в полном объеме.

4. Состояние динамической организации движений артикуляционного аппарата /выполняется по показу, а затем по словесной инструкции при многократном повторении/

• Широко раскрыть рот, затем полузакрыть его и закрыть.

• Повторить звуковой и слоговой ряд несколько раз : а – у, у – и, а-и-у, ка – па, ка – па – та, воп – вуп, мна – мно,.

Оценивается в баллах:

0 баллов – движения артикуляционного аппарата активные, в полном объеме.

1 балл – движения артикуляционного аппарата активные, но объем движений неполный.

2 балла – наблюдается трудность переключения с одного движения на другое, быстрая истощаемость, тремор.

3 балла – наблюдается замена движений, нарушение последовательности перехода с одного движения к другому, гиперкинезы, саливация.

5. Обследование мимической мускулатуры /выполнение по показу, а затем по словесной инструкции/.

5.1. Исследование объема и качества движений мышц лба.

• Нахмурить брови.

• Поднять брови.

• Наморщить лоб.

5.2. Исследование объема и качества движений мышц глаз.

• Легко сомкнуть веки

• Плотно сомкнуть веки

• Прищурить глаза.

• Подмигнуть.

• Закрыть правый глаз, затем левый.

5.3. Исследование возможности произвольного формирования определенных мимических поз.

• Удивление.

• Радость.

• Испуг.

• Грусть.

• Сердитое лицо.

5.4. Исследование объема и качества движений мышц щек.

• Надуть левую щеку.

• Надуть правую щеку.

«Толстячок» - надуть обе щеки одновременно.

«Худышка» - втянуть щеки в рот.

5.5. Исследование символического праксиса.

• Свит.

• Поцелуй.

• Улыбка

• Оскал.

• Цоканье.

• Плевок.

Оценивается в баллах:

0 баллов – выполнение правильное

1 балл – при выполнении наблюдается нечеткая мимическая картина.

2 балла – при выполнении движений наблюдается появление содружественных движений, гиперкинезов, саливации; напряженность; движения выполняются не в полном объеме.

3 балла – движение не удается.

Публикации по теме:

«Неречевые звуки». Конспект подгруппового занятия для детей средней логопедической группы с нарушениями зрения Конспект подгруппового занятия для детей средней логопедической группы с нарушениями зрения. Тема: «Неречевые звуки».Цель: Знакомство детей.

Диагностика готовности ребёнка к школе. Работа психолого-логопедической службы.Диагностика готовности ребёнка к школе. Работа психолого-логопедической службы. Диагностика готовности ребёнка к школе проводится в начале и конце года логопедом и психологом в присутствии родителей. Обследование помогает.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Диагностика детей логопедической группы (неречевые функции)
Опубликовано: 11 июня 2015 в 12:04
+10Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 5.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
В 2024 году БАМ отмечает 50-летний юбилей. Передвижка «БАМ»

8 июля – памятная дата в честь строительства Байкало-Амурской магистрали, знаменитого БАМа. В этот день, 8 июля 1974 года, было подписано постановление о начале строительства Байкало-Амурской магистрали....

День весенней безопасности. Передвижка «Паводок, весеннее половодье»

Стремительное таяние снега или выпадение большого количества осадков может стать причиной весеннего паводка. Необходимо знать правила поведения во время этого стихийного бедствия и рассказать о них...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД