Папки-передвижки

Диагностика звукопроизношения у детей логопедической группы

Вероника Успенская
Диагностика звукопроизношения у детей логопедической группы

Диагностика звукопроизношения у детей логопедической группы

Состояние языковых и речевых средств

1. Обследование фонетической стороны речи

При обследовании звукопроизношения предметные и сюжетные картинки подбирать так, чтобы звук находился в разных позициях: в начале, середине, конце слова (кроме звонких согласных, звуки предъявлять изолированно, в слогах (обратных, прямых, между гласными, со стечением согласных, в словах и фразовой речи.

Публикация «Диагностика звукопроизношения у детей логопедической группы» размещена в разделах

Обследование проводить с опорой на зрительный и слуховой анализаторы. Ребенок должен произносить звук самостоятельно, так и отраженно (следом за логопедом).

В протоколе обследования звукопроизношения фиксировать : звук, оптический раздражитель (предметная картинка, речевая реакция ребенка на оптический раздражитель, употребление звука в собственной речи (по сюжетной картинке, произношение звука изолированно, в слогах, словах, характер нарушения звука.

1.1. Предметные картинки /смотри «Логопедический альбом для обследования лиц с выраженными нарушениями произношения» И. А. Смирновой и «Логопедический альбом для обследования звукопроизношения» И. А. Смирновой/ :

• Ы – дым, бык, мышь, грибы, весы.

• А – аист, мак, игла

• У – утка, утюг, паук, муха, кенгуру

• О – осы, кот, конь, окно, обувь

• И – ива, сливы, петухи, кубики

• Э – этикетка, экран

• С – сумка, посуда, сосна, колесо, нос

• С* - сирень, письмо, такси, гусь

• З – замок, коза, звезда

• З* - зима, газета

• Ц – цепь, цветок, курица, огурец, птенец

• Ш – шапка, кошка, машина, мышь, душ

• Ж – жук, лыжи, лыжник

• Ч – чулок, очки, ключ, мяч

• Щ – щетка, овощи, плащ

• Л – лодка, пила, молоток, плащ, стол, стул

• Л* - лента, лимон, телефон, туфли, ель

• Р – рыба, рука, барабан, корова, топор, трамвай

• Р* - река, веревка, дверь

• Б – банан, букет, бочка, зубы, арбуз

• Б* - белка, бегемот, бинт.

• П – панама, платок, тапки, сноп

• П* - петух, ступеньки, цепь, голубь.

• Д – дом, дым, подушка, карандаш

• Д* - дети, диван, индюк

• Г – голова, губы, нога, глаза

• Г* - гитара, деньги, книги

• К – кот, капуста, кукла, рука, молоток

• К* - кепка, тапки, ботинки

• Х – халат, муха, ухо, петух

• Х* - петухи, орехи

• М – муха, молоко, лампа, замок, дом

• М* - мяч, медведь, камень

• Н – нож, носки, конфета, лимон, диван, банан

• Н* - нитки, небо, сани, коньки, линейка, пень

• В – вагон, волк, ворона, корова, гвозди

• В* - венок, вишня, свинья.

• Ф – фартук, шарф, кофта, туфли, шкаф

• Ф* - фикус, фен, кофе, морковь

• Т – тапки, танк, утка, петух, котлеты, капуста, кот, компот

• Т* - телевизор, ботинки, листья, утюг, кровать

• Йотация – яблоко, обезьяна, змея, верблюд, ель, огурец, ёжик, береза

• АЙ, ЕЙ – Айболит, попугай, чайник, воробей, лейка

• ЬЯ, ЬЕ – яблоки, свинья, ружье, платье

1.2. Предложения по сюжетным картинкам /смотри «Логопедический альбом для обследования лиц с выраженными нарушениями произношения» И. А. Смирновой и «Логопедический альбом для обследования звукопроизношения» И. А. Смирновой/

• А – «В вазе арбуз, апельсины, абрикосы»

• О - «В доме окно. Около дома конь. Облако»

• И – «Мальчики играют в кубики»

• Э – «На экране телевизора белое пятно»

• У – «Паук в паутине. Муха»

• Ы – «Мышь ест сыр и смотрит на весы».

• П – «Почтальон принес посылку»

• П* - «Петух нашел копейку»

• Б – «В банке букет»

• Б* - «Белый бинт»

• М – «Мальчик покупает в магазине молоко и масло»

• М* - «На скамейке мишка и пирамидка»

• Ф – «В шкафу фуфайка, кофта, шарф, туфли»

• Ф*– «В кухне буфет, салфетки, морковь, кофе, конфеты и фикус»

• В – «На диване вагон». «Волк в ванне. Корова поливает его водой»

• В* - «Свинья ест виноград и вишни»

• Т – «Петух клюет из тарелки»

• Т* - «Медведь чистит ботинки». «Девочка расстилает постель»

• Д – «Дом у дороги. Из трубы идет дым»

• Д* - «Дети убегают от индюка». «В деревне колодец и деревья»

• Н – «Малыш надевает носки». «На подносе бананы, мандарины и ананас»

• Н* - «За снеговиком небо». «На пеньке книга и линейка»

• С – «У стола стул. Стол накрыт скатертью. На столе стакан»

• С* - «Гусеница сидит на сирени»

• З – «Заяц звонит в звонок»

• З* - «Обезьяна едет на зебре»

• Ц – «У крыльца цветы и курица с цыплятами»

• Ш – «На вешалке шуба, шапка, шарф». «Кошка шипит»

• Ж – «Пожарники едут на пожар»

• Щ – «Щенок в ящике. Висит плащ»

• Ч – «На столе чайник и чашка с горячим чаем. У мальчика чупа–чупс»

• Р – «На черной крыше красная труба»

• Р* - «Дом на берегу моря»

• Л – «На балконе стол и стул. Белая лодка плывет»

• Л* - «Лимон лежит на блюдце»

• К – «В корзине капуста, картофель, кабачок и свекла». «Девочка в майке и юбке. Кот дает ей цветок»

• К* - «Кепка и ботинки»

• Г* - «Бегемот продает книги»

• Х – «У слона хобот. Петух поет слону в ухо»

• Х* - «Петухи покупают духи у хитрой лисы»

• Й – «Мальчик попугаю мажет лапку йодом». «На столе яйца, яблоки, йогурт2

Оценивается в баллах:

0 баллов – звукопроизношение соответствует возрасту

1 балл – нарушен 1 звук

2 балла – мономорфное нарушение

3 балла – полиморфное нарушение

2. Изучение состояния просодики

2.1. Голос:

По силе: нормальный, громкий, тихий, затухающий к концу фразы, иссякающий.

По высоте: нормальный (грудной, высокий, низкий, фальцет, немодулированный, монотонный.

По тембру: с носовым оттенком, хриплый, грубый, глухой, гортанно-резкий, «металлический», писклявый.

2.2. Темп речи:

• быстрый,

• ускоренный,

• замедленный,

• медленный,

• спокойный,

• умеренный,

• равномерный.

2.3. Мелодико-интонационная окраска:

• выразительная,

• маловыразительная,

• монотонная.

2.4. Ритм:

• нормальный,

• аритмия слова во фразе произносятся с разным ритмом, то быстро, то медленно).

2.5. Паузация: правильность расстановки пауз в речевом потоке.

2.6. Дикция:

• отчетливая,

• смазанная,

• невнятная

2.7. Дыхание:

• прерывистое,

• верхнее,

• нижнедиафрагмальное,

• грудное,

• шумное,

• смешанное,

• ритмичное,

• поверхностное, спокойное;

Выдох: продолжительный, плавный, укороченный, слабый, сильный, короткий, толчкообразный;

• Речь организуется на выдохе, на вдохе.

Оценивается в баллах:

0 баллов – отклонений нет

1 балл – наблюдаются нарушения одного компонента просодической стороны речи

2 балла – наблюдаются нарушения нескольких компонентов просодической стороны речи

3 балла – нарушены все компоненты просодической стороны речи.

Публикации по теме:

Диагностика уровня знаний детей подготовительной группы в середине года Выявление в середине года промежуточного уровня знаний необходимо для корректировки учебно-тематического планирования и составления индивидуальных.

Диагностика готовности ребёнка к школе. Работа психолого-логопедической службы.Диагностика готовности ребёнка к школе. Работа психолого-логопедической службы. Диагностика готовности ребёнка к школе проводится в начале и конце года логопедом и психологом в присутствии родителей. Обследование помогает.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Диагностика звукопроизношения у детей логопедической группы
Опубликовано: 11 июня 2015 в 13:06
+12Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 7.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
24 апреля. День российского стоматолога. Передвижка «Здоровье детских зубов»

Стоматологи России отмечают свой профессиональный праздник 24 апреля. Это хороший повод посетить своего зубного врача и заодно поздравить его с праздником.

24 апреля. Всемирная неделя иммунизации. Передвижка «Прививки — это серьезно»

Каждый год 24 апреля во всем мире стартует Всемирная неделя иммунизации. Цель этого мероприятия — повышение осведомленности населения о принципиальной важности полноценной иммунизации на протяжении всей...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД