МААМ-картинки

Диагностика нервно-психического развития детей второго года жизни

Тамара Цыпкина
Диагностика нервно-психического развития детей второго года жизни

Директивы к технологии обнаружения степени нервно-психического развития детей второгогода жизни :

На втором году жизни в формировании детей можно выделить 4 этапа:

1. От 1 года 1 месяцев до 1 года до 3 месяцев;

2. От 1 года 4 месяцев до 1 года 6 месяцев;

3. От 1 года 7 месяцев до 1 года 9 месяцев;

4. От 1 года 10 месяцев до 2 лет.

Публикация «Диагностика нервно-психического развития детей второго года жизни» размещена в разделах

Формирование детей второго года жизни можно проверять по следующим критериям:

1. Развитие уяснения речи;

2. Развитие конструктивной речи;

3. Сенсорное формирование;

4. Развитие игры и действий с предметами;

5. Формирование движений;

6. Развитие навыков.

Подобное выделение условное, поскольку, с одной стороны, наблюдается некая связь между тенденциями развития, имеющими отношение к развитию разных умений, с другой, всякая тенденция формируется вследствие развития определенных функций. Так, к примеру, формирование конструктивной речи связано с формированием артикуляционного аппарата детей, способности подражать речи взрослых, развитием функции обобщения в речи, общественных связей, эмоциональной сферы детей. И всё же, всякая линия формирования представляет собой некие умения детей : разговаривать, играть и т. п. Ясное выделение линий делает проще диагностику нервно-психического формирования детей, несмотря на то, что и не охватывает всего развития.

Любая линия развития выражается определенным показателем. Вследствие апробирования показателей формирования оставляются только выполняемые 50 – 80% детей, которые воспитываются в условиях коллектива, то есть по одному показателю на каждую линию развития (общая численность показателей - 24).

Наиболее информативным показателем является формирование конструктивной речи. Рассмотрение данного показателя в условиях коллектива явственно раскрывает неблагополучие ряда факторов (этапа адаптации, анамнеза детей, педагогических влияний). Вследствие этого формирование конструктивной речи детей, с одной стороны, нуждается в особом внимании со стороны взрослых в качестве показателя наиболее сложного и вновь формирующегося, а с другой, сообщает о неких неблагополучных условиях воспитания детей.

На третьем году жизни в развитии детей можно выделить два полугодия. В каждом из них обозначаются такие линии:

В первом полугодии:

1. Конструктивная речь;

2. Игра;

3. Активная деятельность;

4. Сенсорное формирование;

5. Формирование движений;

6. Формирование навыков.

Во втором полугодии :

1. конструктивная речь;

2. игра;

3. изобразительная деятельность;

4. активная деятельность;

5. сенсорное формирование;

6. Формирование навыков, движений.

Общая численность показателей - 19. Помимо этого, предоставляется оценка поведения детей.

При оценивании нервно-психического формирования детей в карте развития отмечается степень развития, то есть, какой степени (возрасту) оно отвечает по всем линиям. Оценка поведения также осуществляется по всем параметрам (параметры поведения прилагаются).

Напоследок отражается, в чём и как запаздывает развитие детей, и какие отклонения в его поведении имеются.

Методика раскрытия степени нервно-психического развития детей второго года жизни

Возраст 1 год 6 месяцев

Осмысление речи.

Ребёнком обобщаются предметы по важным признакам в понимаемой речи (в «конфликтной ситуации»).

1. Материалом являются два одинаковых предмета, которые отличаются друг от друга по определённому признаку, например, цвету, предмет, похожий с одним из них по данному признаку (к примеру, кошка белая, кошка чёрная, собака чёрная, а также контрольный предмет, коим является кукла.

Методика выявления – ситуация, которая специально подготовлена. Перед детьми кладутся кошка белая, черная, собака, кукла. Взрослым предлагается показать вначале одну кошку, потом другую, собаку, куклу. Вслед за этим предметы меняют местами, и детям предлагают отыскать ещё раз.

2. Материалом являются ложка десертная, ложка игрушечная, савок (по размеру и цвету похожий на одну из ложек, кукла.

Методика выявления – та же, что и в первой ситуации.

Поведение ребёнка – отыскивает одинаковые предметы по просьбе взрослого (кошку белую и чёрную, ложку десертную и игрушечную).

Конструктивная речь.

Облегчёнными словами, к примеру, «биби» и сказанными верно «машина», даёт имя предметам и действиям во время сильной заинтересованности.

Материалом являются четыре предмета (к примеру, кукла, заяц, петушок, кошка, мешочек либо коробочка, из которой они достаются.

Методика выявления – ситуация, которая специально подготовлена. Взрослым внезапно вытаскивается из мешочка предмет и спрашивается: «Кто там?», «Кто это?», «Что это?».

Поведение ребёнка – даёт имя предметам верно (к примеру, «ляля», облегчёнными словами.

Сенсорное формирование.

Ориентируется в трёх-четырёх контрастных формах предмета (шар, куб, кирпич, призма).

Материалом являются три шарика, три кубика, три кирпича, три призмы, скат (одинакового цвета и сходные по величине).

Методика выявления – ситуация, которая специально подготовлена. Взрослым раскладывается перед детьми материал вразнобой. Берётся кубик, ставится возле ребёнка, называет, предлагает взять ещё аналогичные кубики и возвести дом. Когда ребёнку трудно сделать настоящее по слову, можно ему показать, поставив один кубик на другой, потом убрать кубики, поставив перед ним один кубик, и предложить осуществить задание. Вслед за этим взрослым берётся шарик и скатывается по жёлобку, далее предлагается ребёнку отыскать ещё шарики и скатить их таким же образом.

Поведение ребёнка – по примеру и слову взрослого реализовывает задание, подбирая предмет необходимой формы (в первом случае кубики, во втором – шарики).

Игра и действия с предметами.

Воспроизводить в игре некоторые, часто замечаемые действия.

1. Материалом являются кукла, носовой платок.

Методика выявления – ситуация, которая специально подготовлена. Взрослым раскладываются перед ребё нком предметы и говорится: «У ляля грязный носик. Вот платок».

Поведение ребёнка – прикладывает носовой платок к носу куклы.

2. Материалом являются кукла с волосами, расчёска.

Методика выявления – ситуация, которая специально подготовлена. Взрослым раскладываются перед ребё нком предметы и говорится: «Кукла-ляля растрепана, вот расчёска».

Поведение ребенка – прикладывает расчёску к волосам куклы и водит ею по волосам.

Задание является исполненным, когда ребёнком решаются обе задачи.

Движения.

Перешагивает сквозь преграды (брусочки) приставным шагом.

Материалом являются четыре брусочка.

Методика выявления – ситуация, которая специально подготовлена (может быть проявлено на занятиях по гимнастике). На пол, на отдалении друг от друга укладываются брусочки. Ребёнку предлагают перешагнуть через них. Когда ребенком не понимается задание, можно ему показать, после чего встать перед ребёнком и позвать его к себе.

Поведение ребенка – перешагивает сквозь брусочки приставным шагом сам либо как показывает взрослый.

Навыки.

Сам кушает жидкую еду ложкой.

Материалом являются глубокая тарелка с жидкой пищей, десертная ложка.

Методика выявления – естественная обстановка (в час обеда).

Поведение ребёнка – сам съедает большую часть) жидкой пищи ложкой, держа ложку одной рукой сверху (в кулачке).

Возраст 1 год 9 месяцев

Осмысление речи.

Разбирается в несложном рассказе по сюжетной картинке, отвечает на вопросы взрослого.

Материалом являются изображения знакомых картинок, прежде рассматривавшиеся вместе с взрослым:

1. Мальчик поит лошадку;

2. Ребёнок умывается;

3. Ребёнок поливает цветы;

4. Взрослый ремонтирует машину.

Методика выявления – ситуация, которая специально подготовлена. Взрослым кладутся перед ребёнком картинки, предлагается взглянуть на них и спрашивается: «Кто это на картинке?», «Что они делают?». Когда ребёнку тяжело ответить, можно задавать дополнительные вопросы, которые относятся к некоторым персонажам картины: «Что мальчик делает?», «Что лошадка делает» и т. п.

Поведение ребёнка – отвечает на вопросы взрослого незамедлительно, или при помощи дополнительных вопросов, при этом пользуясь словами и двухсловными предложениями.

Конструктивная речь.

В период игры отмечает собственные действия словами и двухсловными предложениями.

Методика выявления – естественная обстановка. Речевые проявления ребёнка прослеживаются в игре, режимных моментах, занятиях.

Поведение ребёнка – в период игры либо в иной обстановке сопровождает собственные действия словами и двухсловными предложениями.

Сенсорное формирование.

Разбирается в трёх контрастных размерах предметов (типа кубов) различием в три сантиметра.

1. Материалом являются три куба-вкладыша одинаковой окраски. Длина ребра первого – десять сантиметров, второго – семь сантиметров, третьего – четыре сантиметра.

Методика выявления – взрослым, чтобы это видел ребёнок, достаются кубы один из другого и ставятся в разнобой, вслед за тем предлагается ребёнку их снова составить.

Поведение ребенка – составляет кубы в соответствии с их величиной. При этом может делать несколько проб (не больше трёх).

2. Материалом является трехместная матрешка (различие в размере три-четыре сантиметра).

Методика выявления – ситуация, которая специально подготовлена. Чтобы видно было ребёнку, достаётся одна матрешка из другой так, чтобы каждая половина располагалась супротив другой. Дальше ребёнку предлагают прикрыть половинки матрешек. Когда ребёнок не может выполнить задание, то можно ему продемонстрировать.

Поведение ребенка – сам либо вслед за показом взрослого прикрывает все три матрешки. При этом может делать несколько проб (не больше трёх). Задание является исполненным, когда ребёнком решаются обе задачи.

Игра и действия с предметами.

Повторяет нетрудные сюжетные сооружения – перекрытия вроде «ворот», «скамейки», «дома».

Материалом являются три кирпичика.

Методика выявления – ситуация, которая специально подготовлена. Взрослым предлагается ребёнку возвести «ворота». При этом может один раз показать. Ставится два кирпичика вертикально, один сверху горизонтально.

Поведение ребёнка – по просьбе взрослого или после его показа повторяет постройку. При этом может делать несколько проб (две-три).

Движения.

Идёт по ограниченной поверхности (шириной 15-20 сантиметров, которая приподнята над полом (15-20 сантиметров).

Материал является скамейка вышиной 15-20 сантиметров, и с шириной доски также 15-20 сантиметров.

Методика выявления – ситуация, которая специально подготовлена. Ребёнку предлагают пройтись по доске без поддержки взрослого (войти и спуститься можно при помощи взрослого).

Поведение ребёнка – идёт по ограниченной поверхности, то есть доске, без поддержки взрослого.

Навыки.

Частично снимает с себя одежду с незначительной поддержкой взрослого (снимает чулки, ботинки, шапку).

Методика выявления – естественная обстановка (при раздевании ребёнка).

Поведение ребенка – снимает ботинки (расстегнутые, развязанные, шапка, чулки.

Публикации по теме:

Игровое занятие с детьми второго года жизни «Мяч. Круглая форма» Цели: Вовлекать детей в игровое и речевое взаимодействие. Соотносить выразительные движения со словом. Развивать речевой слух, артикуляционный.

Картотека игр и упражнений для развития фонематического восприятия у детей второго года жизни Картотека игр и упражнений на развитие фонематического восприятия у детей второго года жизни. Речевые упражнения с природным материалом.

Конспект непосредственно-образовательной деятельности для детей второго года жизни «Дождик» «Дождик» Виды детской деятельности: игровая, коммуникативная, музыкальная, двигательная Использованные технологии: коррекционная, игровая,.

Конспект коррекционно-развивающего занятия с ребенком 5 группы нервно-психического развития по лексической теме «Одежда» Возраст ребенка: 2 г 5 м. Диагноз: Последствия ПЭП, ЗРР т. с., врожденная миопия средней степени обоих глаз; отставание в развитии ориентировочно.

Консультация для родителей «Изобразительная деятельность в домашнем воспитании ребенка второго года жизни» Изобразительная деятельность в домашнем воспитании ребенка второго года жизни Многие родители считают: главное - восхищаться любыми детскими.

Консультация для родителей «Особенности второго года жизни ребенка» В кругу семьи. Уважаемые, родители, второй год жизни ребенка это период крайне важный в жизни малыша: рост организма протекает не так бурно,.

Консультация для воспитателей: «Значение развития познавательной активности у детей второго года» Второй год жизни ребенка характеризуется следующими важнейшими особенностями:он начинает говорить,ходить,овладевает разными способами действий.

Особенности развития детей третьего года жизниОсобенности развития детей третьего года жизни Раннее детство — период интенсивного физического и психического развития. По насыщенности овладения навыками и умениями, по темпам развития.

Родительское собрание «Особенности развития детей 3–4 года жизни» Родительское собрание «Особенности развития детей 3-4 года жизни» 1. Особенности возрастного развития детей 3 – 4 лет. 2. Задачи обучения.

Театрализованное занятие по развитию речи для детей второго года жизни «На дне рождении собачки» Задачи: 1. Вызывать положительные эмоции детей на появление игрушки 2. Учить выделать части игрушки по слову взрослого: уши, хвост, глаза,.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Диагностика нервно-психического развития детей второго года жизни
Опубликовано: 27 ноября 2015 в 21:34
+6Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
В 2024 году БАМ отмечает 50-летний юбилей. Передвижка «БАМ»

8 июля – памятная дата в честь строительства Байкало-Амурской магистрали, знаменитого БАМа. В этот день, 8 июля 1974 года, было подписано постановление о начале строительства Байкало-Амурской магистрали....

День весенней безопасности. Передвижка «Паводок, весеннее половодье»

Стремительное таяние снега или выпадение большого количества осадков может стать причиной весеннего паводка. Необходимо знать правила поведения во время этого стихийного бедствия и рассказать о них...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД