Папки-передвижки

Диагностика сформированности уровня организации бытовой среды детьми старшего дошкольного возраста

Марина Александровна Лукомская
Диагностика сформированности уровня организации бытовой среды детьми старшего дошкольного возраста

Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (далее - ФГОС ДО)дает определение достижения основных целей образовательной программы дошкольного образования через основной вид деятельности дошкольников - игру,и охватывает образовательные области, которые представляют ведущие направления развития и образования детей:

- социально-коммуникативное развитие;

- познавательное развитие;

- речевое развитие;

- художественно-эстетическое развитие;

- физическое развитие.

Публикация «Диагностика сформированности уровня организации бытовой среды детьми старшего дошкольного возраста» размещена в разделах

Федеральный образовательный стандарт дошкольного образования определяет развивающую предметно-пространственную среду как часть образовательной среды, представляющую собой специально организованное пространство, инвентарем и оборудованием способствующим развитию дошкольников в соответствии с возрастными особенностями. В соответствии с требованиями ФГОС ДО, содержание образовательных программ дошкольного образования в процессе получения ребенком должно быть обеспечено развитие личности, мотивации и способностей детей в различных видах деятельности.

Требования ФГОС ДО говорят о том, что процесс получения ребенком дошкольного образования должен обеспечивать развитие личности, мотивацию и способность детей в различных видах деятельности.

Наша ДОО с 2017 года работает по программе «От Фрё беля до робота: растим будущих инженеров». План апробации парциальной программы подвел к необходимости создания материально-технического наполнения бытовой среды, которая помогала бы реализации программы.

Цель программы: разработка системы формирования у детей предпосылок готовности к изучению технических наук средствами игрового оборудования в соответствии с ФГОС ДО.

Задачи программы:

- в условиях реализации ФГОС ДО организовать в образовательном пространстве ДОО в предметную игровую техносреду, адекватную возрастным особенностям и современным требованиям к политехнической подготовке детей (к ее содержанию, материально-техническому, организационно - методическому и дидактическому обеспечению);

- формировать основы технической грамотности воспитанников;

- развивать технические и конструктивные умения в специфических для дошкольного возраста видах детской деятельности;

- обеспечить освоение детьми начального опыта работы с отдельными техническими объектами (в виде игрового оборудования);

- оценить результативность системы педагогической работы, направленной на формирование у воспитанников, в соответствии с ФГОС ДО, предпосылок готовности к изучению технических наук средствами игрового оборудования.

Принципы реализации программы:

Полноценное проживание ребенком всех этапов детства, обогащение детского развития;

Построение процесса образовательной деятельности на основе индивидуальных особенностей каждого ребенка, при котором сам ребенок становится активным в выборе и содержания своего образования. Становится субъектом образования (далее индивидуализация дошкольного образования);

Содействие и сотрудничество детей и взрослых, признание ребенка полноценным участником образовательных отношений;

Поддержка инициативы детей в различных видах деятельности;

Сотрудничество окольной организации с семьей;

Приобщение детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства;

Формирование познавательных интересов и познавательных действий ребенка в различных видах деятельности;

Возрастная адекватность дошкольного образования (соответствие условий, требований, методов возрасту и особенностям развития);

Учет этнокультурной ситуации развития детей.

Комплект методических пособий приложенных к игровому набору «Дары Фребеля» полностью соответствует с ФГОС ДО. Комплект легко применим в занятиях и игровой деятельности, эстетичен, изготовлен из экологически безопасного материала - дерева, безопасен для применения ребенком любого возраста, создаёт условия для организации как совместной деятельности взрослого и ребенка, так и самостоятельной игровой, продуктивной и познавательно-исследовательской деятельности детей.

Исходя из целей работы над программой «От Фрё беля до робота: растим будущих инженеров» на основе имеющихся показателей группа педагогов нашей ДОО разработала диагностический инструментарий оценки результатов освоения Программы. Каждому участнику диагностики предлагается бланк результатов, в котором представлены критерии оценки исследования. Каждый критерий оценивается в зависимости от полноты и правильного выполнения от одного балла до трех:

Таблица 1 – Критерии оценивания результатов освоения программы

Критерии оценки Баллы

Создаёт технические объекты, макеты, постройки по представлению, памяти, самостоятельному замыслу

Создаёт технические объекты, макеты, постройки с натуры, по заданным темам, условиям, схемам, моделям

Анализирует объект, постройку, рисунок, схему

Подбирает материалы, оборудование

Пользуется картам – схемами, разрабатывает алгоритм действий

Пользуется инженерной книгой

Соблюдает правила технической безопасности

Сотрудничает с другими детьми в процессе коллективных творческих работ

Обыгрывает созданные технические объекты и макеты

3 балла – все характеристики проявляются полностью и /или постоянно.

2 балла – характеристики проявляются частично и/или недостаточно.

1 балл– не проявляются.

Исходя из суммы баллов набранных во время диагностики выделяются следующие уровни :

Высокий уровень – 23 – 27баллов;

Средний уровень – 16 – 22балла,

Низкий уровень – 0 – 15 баллов.

В ходе опытно-экспериментальной работы нами была отобрана группа детей 6,5-7 лет в количестве 20человек. Исследование проводилось в три этапа. На первом, входном, этапе мы определили уровень освоения Программы детьми старшего дошкольного возраста. Обобщив его результаты, мы пришли к выводу, что необходимо применить ряд мероприятий для повышения результативности освоения программы.

На втором, формирующем, этапе мы совместно с детьми провели ряд мероприятий с целью закрепления навыков и умений согласно целям и задачам программы. На третьем, контрольном, мы этапе провели повторную диагностику и сравнили ее результаты с результатами констатирующего, этапа.

Детям были предложены задания, оценивающие следующие виды дея-тельности:

1) создание технических объектов, макетов, построек по представлению, памяти, самостоятельному замыслу;

2) создание технических объектов, макетов, построек с натуры, по заданным темам, условиям, схемам, моделям;

3) анализ объектов, построек, рисунков, схем;

4) подбор материалов, оборудования;

5) использование карт – схем, разработка алгоритма действий;

6) использование инженерной книги;

7) соблюдение правил технически безопасности;

8) сотрудничество с другими детьми в процессе коллективных творческих работ;

9) обыгрывание созданных технических объектов и макетов.

Для проведения диагностики детям были предложены следующие зада-ния:

Задание 1. «Проектирование машин» Ребенок придумывает и конструирует модель своей машины ( конструирование по условиям: в конструкции должны присутствовать все основные детали - колеса, руль, сидения, бампера, двери, капот, багажник и др.).

Задание 2. «Как я собрал машину». Ребенок составляет рассказ о своей модели машины и рассказывает о том, как он ее построил.

Задание 3. «Роботы будущего» Ребенок придумывает и описывает сложного робота, который выполняет несколько действий для пользы людям (полифункциональный робот).

Задание 4. «Мой робот». Ребенок конструирует своего робота из конст-руктора (или из дополнительного материала, или с помощью набора образовательной робототехники).

Задание 5. Презентация «Инженерной книги». Ребенку предоставляется возможность рассказать о том, как и на какую тему, была составлена его инженерная книга.

Исходя из полученных результатов, была составлена следующая таблица.

Таблица 2 –Готовность дошкольников к освоению Программы «От Фребеля до робота: растим будущих инженеров»

Критерии Высокий Средний Низкий

Задание №1 2 (10%) 9(45%) 9(45%)

Задание №2 3(15%) 7(35%) 10(50%)

Задание №3 2(10%) 8(40%) 10(50%)

Задание №4 3(15%) 7 (35%) 10 (50%)

Задание №5 3(15%) 7 (35%) 10 (50%)

Анализируя полученные в ходе диагностики данные, нами было определено, что

Таким образом, в ходе второго этапа исследования были определены уровни готовности к освоению Программы «От Фребеля до робота: растим будущих инженеров»у дошкольников. Полученные результаты позволяют сделать вывод, что у большинства испытуемых средний уровень познавательного развития а низкий и высокий уровни находятся на одной планке, что говорит о необходимости разработки и проведения комплекса занятий, направленного на познавательное развитие детей старшего дошкольного возраста.

На третьем этапе исследования с целью проверки эффективности практико-ориентированной работы, была проведена повторная диагностика испытуемых. На данном этапе использовался тот же самый диагностический инструментарий, что и при проведении второго этапа нашего исследования. Данные полученные в ходе диагностики представлены в таблице 3.

Таблица 3 – Освоение Программы «От Фребеля до робота: растим будущих инженеров» дошкольниками

Критерии Высокий Средний Низкий

Задание №1 25% 55% 20%

Задание №2 25% 40% 35%

Задание №3 20% 50% 30%

Задание №4 30% 45% 25%

Задание №5 20% 55% 25%

Исходя из анализа данных задание №1, было выполнено со следующими результатами, высокий уровень имеют 5 детей, что составило 25% испытуемых; средний уровень имеют 11 детей, что составило 55% испытуемых; низкий уровень имеют 4 ребенка, что составило 20% испытуемых.

Анализ результатов выполнения задания № 2 показал, что высокий уровень имеют 5 детей, что составило 25% испытуемых; средний уровень имеют 8 детей, что составило 40% испытуемых; низкий уровень имеют 7 детей, что составило 35% испытуемых.

Анализ результатов выполнения задания № 3 показал, что высокий уровень имеют 4 ребёнка, что составило 20% испытуемых; средний уровень имеют 10 детей, что составило 50% испытуемых; низкий уровень имеют 6 детей, что составило 30% испытуемых.

Анализ результатов выполнения задания № 4 показал, что высокий уровень имеют 6 детей, что составило 30% испытуемых; средний уровень имеют 9 детей, что составило 45% испытуемых; низкий уровень имеют 5 детей, что составило 25% испытуемых.

Анализ результатов выполнения задания № 5 показал, что высокий уровень имеют 4 ребёнка, что составило 20% испытуемых; средний уровень имеют 11 детей, что составило 55% испытуемых; низкий уровень имеют 5 детей, что составило 25% испытуемых.

На основании анализа 5 выполненных заданий нами была составлена сводная таблица и выявлены три уровня познавательного развития детей старшего дошкольного возраста на контрольном этапе исследования.

Анализируя результаты контрольного этапа, можно отметить, что высокий уровень имеют 6 детей, что составило 30% испытуемых; средний уровень имеют 9 детей, что составило 45% испытуемых, низкий уровень имеют 5 детей, что составило 25% испытуемых

Проводя анализ результатов исследования до и после проведения комплекса занятий, сравним уровни познавательного развития детей старшего дошкольного возраста по каждому представленному критерию.

Таблица 4 – Уровень развития познавательных процессов старших до-школьников до (2 этап) и после(3 этап) проведения комплекса занятий

Критерии Высокий Средний Низкий

2 этап 3 этап 2 этап 3 этап 2 этап 3 этап

Задание № 1 2 (10%) 25% 9 (45%) 55% 9 (45%) 20%

Задание № 2 3 (15%) 25% 7 (35%) 40% 10 (50%) 35%

Задание № 3 2 (10%) 20% 8 (40%) 50% 10 (50%) 30%

Задание № 4 3 (15%) 30% 7 (35%) 45% 10 (50%) 25%

Задание № 5 3 (15%) 20% 7 (35%) 55% 10 (50%) 25%

Анализируя данные гистограммы, можно сказать, что испытуемых с высоким уровнем познавательного развития стало на 11% больше, со средним – на 10% больше, а с низким количество испытуемых значительно уменьшилось на 21, что свидетельствует об эффективности проведенного комплекса занятий, направленных на познавательное развитие старших дошкольников.

Таким образом, повторное проведение диагностики показало, что уровень познавательного развития старших дошкольников после проведения комплекса занятий по программе «От Фребеля до робота: растим будущих инженеров» значительно повысился как в целом, так и по отдельным его составляющим.

Публикации по теме:

Формы организации занятий по познавательно — исследовательской деятельности с детьми старшего дошкольного возраста из опыта Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования выделил в качестве одного из целевых ориентиров на этапе завершения.

Конспект фронтального занятия для детей старшего дошкольного возраста с ОНР III уровня «Профессия повар» Цель: познакомить детей с профессией повара и предметами, необходимыми для его работы. Задачи: Образовательные: - уточнять и активизировать.

Игровое пособие для организации занятий с детьми старшего дошкольного возраста «Календарь погоды»Игровое пособие для организации занятий с детьми старшего дошкольного возраста «Календарь погоды» Важной задачей в работе с детьми с нарушениями речи является формирование представлений об окружающем мире. Из-за нарушений пространственной.

Методические рекомендации по организации и проведению словесных игр с детьми старшего дошкольного возраста ЗНАЧЕНИЕ СЛОВЕСНЫХ ДИДАКТИЧЕСКИХ ИГР В ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОМ РАЗВИТИИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА Одной из основных задач умственного воспитания.

Методы и приемы снижения уровня агрессии у детей старшего дошкольного возраста МЕТОДЫ И ПРИЕМЫ СНИЖЕНИЯ УРОВНЯ АГРЕССИВНОСТИ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА Агрессия, в каких бы формах она не проявлялась, оказывается.

Нетрадиционные формы организации речевой работы с детьми старшего дошкольного возраста К числу нетрадиционных форм речевой работы с дошкольниками относятся: • Ситуации общения; • Игровые обучающие ситуации; • Интегрированные.

Особенности организации театрализованной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста Театрализованная деятельность является источником развития чувств, глубоких переживаний и открытий ребенка, приобщает его к духовным, ценностям,.

Педагогическая диагностика усвоения детьми дошкольного возраста программы кружка «Сказки — наши добрые друзья» Основными диагностическими «инструментами» являются наблюдение за работой ребёнка в процессе изучения того или иного художественного произведения.

Промежуточная диагностика по выявлению уровня сформированности мелкой моторики для детей 5–6 лет Текущая диагностика по по выявлению уровня сформированности мелкой моторики для детей 5-6 лет. Цель: выявить полученные знания, представления,.

Возможности логоритмики в развитии произносительной стороны речи у детей старшего дошкольного возраста с ОНР III уровня Логопедическая ритмика является одним из разделов логопедии и коррекционной педагогики. Большой вклад в совершенствование логоритмического.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Диагностика сформированности уровня организации бытовой среды детьми старшего дошкольного возраста
Опубликовано: 18 сентября 2019 в 12:19
+19Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 6.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
1 апреля. День смеха. Передвижка «Смех в жизни ребенка»

1 апреля отмечаем День смеха — праздник шуток и розыгрышей. Чувство юмора не врожденное качество, его можно и нужно развивать с самого детства.

31 марта. День рождения К.И.Чуковского. Папка-передвижка «К.И.Чуковский»

Сегодня исполняется 142 года со дня рождения большого друга детей, сочинившего для них множество красочных захватывающих и остроумных сказок, Корнея Ивановича Чуковского.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД