МЯ
Диагностика этнотолерантности старших дошкольников.
▼ Скачать + Заказать документы
Предмет диагностики : изучить особенности проявления этнотолерантности у детей старшего дошкольтного возраста и своеобразие отношения взрослых (воспитателей и родителей) к воспитанию этнотолерантности у дошкольников.
Комплексная методика включает в себя два направления: диагностическое исследование этнотолерантных установок дошкольников и взрослых.
Публикация «Диагностика этнотолерантности старших дошкольников,» размещена в разделах
Цель первого направления диагностики : определить особенности проявления этнотолерантности у детей 5-7 лет.
Задачи:
1. Определить уровень знаний о расовых, национальных и культурных особенностях людей и изучить интерес к сверстнику другой расы (национальности).
2. Определить уровень развития у детей 5-7 лет эмоционального компонента этнотолерантности.
3. Выявить уровень сформированности представлений у детей старшего дошкольного возраста об уважительном, доброжелательном отношении к детям другой национальности и умений налаживать дружеские взаимоотношения с ними.
В соответствии с поставленными задачами проводятся следующие задания:
- беседы,
- три экспериментальных ситуации («Выбери напарника для игры», «Нужен твой совет», «Невыдуманная история»).
«Педагогическая диагностика как инструмент познания и понимания ребенка дошкольного возраста» ч. 2, РГПУ им. А. И. Герцена, СПб 2008
Индивидуальная беседа с ребенком № 1
(адаптивная методика Е. И. Николаевой, М. Л. Поведенок)
Цель: изучить особенности представлений детей о расовых, национальных и культурных особенностях людей, выявить интерес к обсуждению вопросов о расах и этносах.
Стимульный материал: глобус, карта мира с изображением жителей земли.
Предъявление задания:
1. Посмотри на глобус (карту мира) – как много на земле разных морей, земель, рек, гор… Знаешь, на планете есть несколько континентов – огромных территорий, которые называются: Африка, Америка, Евразия, Австралия. На них расположено множество стран, в которых живут люди, не похожие друг на друга внешне. Например, у них кожа отличается друг от друга по цвету.
• Людей, с каким цветом кожи ты знаешь? Где они живут – назови, а я покажу на карте (глобусе).
Если ребенок не может на вопросы, то взрослый дополнительно спрашивает у него:
• Какого цвета твоя кожа? Все называют нас людьми белой расы. На каких континентах, в каких странах еще живут люди белой расы?
• А ты знаешь, что в Африке живут негры? Мы называем их людьми черной расы.
• А в Азии живут с желтым цветом кожи.
• Ты бы хотел (а) бы поиграть с детьми другой расы? Какой?
2. Знаешь ли ты, что на земле живут люди разных национальностей?
• Какие национальности ты знаешь?
• Хотел (а) бы ты поиграть с детьми других национальностей? Каких?
• Как ты думаешь, в какие игры играют эти дети? В какие игры играли бы Вы?
3. Знаешь ли ты, что в разных странах люди по-разному отмечают праздники?
• Ты бы хотела (а) узнать как отмечают праздники дети в других странах?
• А как ты думаешь, какие праздники отмечают дети всех национальностей?
Индивидуальная работа с ребенком № 2.
Цель: определить своеобразие представлений детей о национальностях России, национальных и культурных особенностях жизни сверстников «ближнего зарубежья», а также изучить интерес дошкольников к этническим проблемам.
Вопросы детям:
1. Знаешь ли ты, что в России живут люди различных национальностей?
2. Какие национальности ты знаешь, которые живут в России?
3. Кто ты по национальности?
4. Есть ли в твоей семье родственники другой национальности? Какой?
5. Есть ли среди твоих друзей дети другой национальности? Какой?
6. Что ты можешь о них рассказать?
7. Хотел бы познакомиться с детьми другой национальности? Почему?
8. Хотел бы ты поиграть с детьми другой национальности? Почему?
9. В какие игры ты бы поиграл с детьми другой национальности?
Способы обработки и анализа ответов детей на вопросы бесед №№1-2
В процессе бесед фиксируются и оцениваются баллами ответы детей на вопросы с позиции проявления этнотолерантных установок.
Проявление когнитивного компонента этнотолерантности (представления детей, их полнота, системность, стремление к получению новых знаний).
• 1 балл – представления отсутствуют, иногда ошибочны или отрывочны, бессистемны, ребенок не проявляет стремления к их расширению.
• 2 балл – представления о расовых, национальных и культурных особенностях людей мира отсутствуют или очень фрагментарн; представления о национальном составе жителей России и о национальностях своих родственников и друзей находятся в стадии становления, формализованы, не осознанны, получены исключительно из житейского опыта, не системные, ребенок проявляет ситуативное желание пополнить свои знания, иногда задавая ответные вопросы экспериментатору.
• 3 балла – представления более полные, не достаточно систематизированные, основаны на личном опыте и опыте просмотра телепередач, кинофильмов, реже – на литературном опыте; ребенок стремится к получению новых знаний, задавая экспериментатору вопросы, выясняя у него справедливость своего мнения, вызывая его на обсуждение некоторых вопросов, высказывание им личного мнения.
Проявление эмоционального компонента этнотолерантности (интерес к представителям разных этносов, желание организовать содержательную совместную деятельность с детьми других национальностей).
• 1 балл – интерес к этнической проблематике отсутствует, часто проявляется сдержанно-негативное отношение к людям других рас и национальностей; ребенок не хочет знакомиться и играть с другими детьми.
• 2 балла – отношение к сверстнику другой национальности индифферентно, интерес не устойчив, изменяется под воздействием внешней ситуации, личных желаний и потребностей; в целом ребенок проявляет не ярко выраженное желание познакомиться и поиграть с иностранными сверстниками, но при этом не может мотивировать свою позицию.
• 3 балла – интерес к представителям разных этносов выражен достаточно ярко и усиливается в процессе общения с экспериментатором по этой проблеме; ребенок проявляет желание налаживать с разными людьми добрые бесконфликтные отношения, организовывать совместную деятельность с детьми других национальностей (познакомиться и поиграть со сверстниками других национальностей, при этом мотивируют и аргументируют свою позицию.
Результаты анализа ответов детей заносятся в таблицу.
Ф. И. ребенка, возраст Компоненты этнотолерантности
Когнитивный (представления) Эмоциональный (интерес)
о расовых, национальных и культурных особенностях людей мира о национальном составе жителей России представления о национальных своих родственников и друзей к представителям разных этносов к совместной деятельности с детьми разных наций
Экспериментальная ситуация «Выбери друга для игры»
(адаптированная методика Е. И. Николаевой, М. Л. Поведенок)
Цель: выявить у детей старшего дошкольного возраста особенности эмоционального отношения к детям другой национальности (расы).
Стимульный материал: изображения детей различных рас (европеоидная раса, негроидная, монголоидная, различных национальностей (англичане, китайцы, индийцы, африканцы, русские, армяне, грузины, украинцы).
Предъявление задания: представляет собой игровою ситуацию, в которой перед ребенком располагаются изображения детей различных рас (в каждой паре мальчик и девочка) и предлагается выбрать того, с кем хотелось бы играть.
1 этап: ребенку предлагается выбрать 1-2 рисунка из набора. По поводу каждого выбора задаются следующие вопросы:
• Почему выбран этот ребенок (пара детей?
• Что нравится в нем?
• Что не очень нравится?
• Как ты думаешь, какой у него характер?
• А как он себя ведет?
• Как ты думаешь, он любит играть? Какие игры он любит?
• Ты хотел бы с ним поиграть?
• Что бы ты хотел узнать, спросить у этого ребенка?
• Как ты будешь относиться к этому ребенку, если он придет к нам в гости?
• Ты хотел бы подружиться с этим ребенком?
2 этап: ребенку предлагается набор рисунков детей различных национальностей, одетых в национальные костюмы. Последовательно задаются вопросы предыдущей серии.
Экспериментальная ситуация «Нужен твой совет»
Цель: изучить особенности представлений у детей 5-7 лет о необходимости уважительного, доброжелательного отношения к детям другой национальности и знание способов налаживания дружеских взаимоотношений с ними.
Предъявление задания: воспитатель приходит в группу и рассказывает ребенку о том, что в соседнем детском саду появился мальчик, который приехал из другой страны, он плохо говорит на русском языке, с ним никто не хочет играть, все дети над ним смеются, его обижают и не разговаривают с ним, поэтому этот мальчик очень грустит и не хочет ходить в детский сад. Далее задается вопрос: «Что можно посоветовать детям из группы, в которой находится этот мальчик?»
В случае затруднения, воспитатель задает ребенку следующие вопросы:
• Можно ли так поступать с ребенком, который приехал из другой страны?
• Почему нельзя смеяться над этим ребенком?
• Как надо себя вести в присутствии ребенка, который плохо понимает русский язык?
• Как надо относиться к детям, которые приезжают к нам из других стран, к детям другой национальности (расы).
Экспериментальная ситуация «Невыдуманная история»
Цель: выявить уровень сформированности представлений у детей 5-6 лет об уважительном, доброжелательном отношении к детям другой расы и умений налаживать дружеские взаимоотношения с ними.
Стимульный материал: для решения проблемной ситуации предлагается коллаж по содержанию рассказа воспитателя, на которой схематично изображены герои ситуации: в центре – афро-американская девочка, справа – дети, которые обижали девочку (-, а слева дети, которые с ней подружились (+). В каждой группе детей имеется силуэт «без лица», с которым ребенок может соотнести то место, которое он бы занял в данной ситуации.
Предъявление задания: воспитатель рассказывает ребенку ситуацию: «Представь себе, что вчера ты гулял с мамой на детской площадке. Было много детей, все весело (в зависимости от сезона) катались с горки, играли в снежки и веселились. И вдруг на площадке появилась девочка, у которой были черные кудрявые волосы и темная кожа. Несколько детей решили с ней подружиться и стали играть, делились своими игрушками, а другие дети начали ее обижать, не хотели с ней разговаривать, смеялись над девочкой, потому, что она не была похожа на всех остальных детей. Посмотри, я нарисовала про этот случай картинку (показ)».
Далее задаются вопросы:
• Могла ли случиться это история в реальной жизни?
• А в какой группе детей находился бы ты? Покажи «свое место» в этой ситуации. Почему бы ты был среди этих детей?
• Как ты думаешь, почему одни дети стали обежать девочку-негритянку, а другие начали ее защищать и играть с ней, были не против того, чтобы с ней подружиться?
• А что говорили те дети, которые обижали девочку-негритянку?
• Как ты думаешь, каким образом другие дети защищали девочку, непохожую на других?
Способы обработки и анализа материалов экспериментальных ситуаций.
В ходе обсуждения экспериментальных ситуаций фиксируются и оцениваются баллами ответы детей на вопросы с позиции проявления этнотолерантных установок.
Проявление когнитивного компонента этнотолерантности (представления детей, их полнота, системность)
• 1 балл – представления о необходимости уважительного, доброжелательного отношения к детям другой национальности и знание способов налаживания дружеских взаимоотношений с ними отсутствуют.
• 2 балла – ребенок имеет довольно формализованные представления о необходимости уважительного, доброжелательного отношения к детям другой национальности; совместную игру рассматривает как основной способ налаживания дружеских взаимоотношений с ними.
• 3 балла – представлений о необходимости уважительного, доброжелательного отношения к людям и детям другой национальности, а так же знание способов налаживания дружеских взаимоотношений с ними сформированы на начальном уровне; ребенок более осознанно подходит к вопросу налаживания дружеских отношений с детьми других рас и национальностей, считая важным для этого не только игру, но и содержательное общение, выражая при этом желание самому другой язык или помочь иностранцу освоить русский язык.
Проявление эмоционального компонента этнотолерантности (интерес к представителям разных этносов, желание организовывать содержательную совместную деятельность с детьми других национальностей).
• 1 балл – ребенок отказывается от общения и совместных игр с детьми различных рас и национальностей, дает им отрицательную эмоциональную оценку, не может определить свое отношение к детям других национальностей и рас.
• 2 балла – интерес к напарнику для игры и общения основан на общепозитивном отношении к сверстникам; ребенок проявляет не яркое желание «в общем» узнать «про жизнь, интересы» детей, и более заинтересованы в информации об играх и игрушках детей различных рас и национальностей; проявляет желание познакомиться с «другими» детьми, поиграть, показать свои игры и игрушки.
• 3 балла – интерес и желание к совместной деятельности с детьми разных этносов выражен более ярко, проявляется в желании подробнее узнать не только про игры, игрушки, праздники, но и про природу, историю, культуру, язык и другие способы общения в других странах, а также про расовые и национальные особенности иностранных детей.
Проявление поведенческого компонента этнотолерантности (практические умения общения и взаимодействия с представителями других рас и национальностей).
• 1 балл – практические умения не сформированы и проявляются только в высказываниях о необходимости соблюдения правил вежливого общения по указанию взрослых.
• 2 балла – умения организовывать общение и совместные игры находится в стадии становления, проявляются фрагментарно, определяются личными интересами ребенка; умения действовать в конфликтной ситуации отсутствуют, ребенок стремиться обратиться за помощью взрослого.
• 3 балла – умения общаться и взаимодействовать с детьми – представителями других рас и национальностей находится в стадии становления, выражаются в речи-рассуждении о нормах и правилах взаимодейтсвия, освоенных с помощью взрослых; умения действовать в конфликтной ситуации межэтнического общения развиты на начальном уровне, определяются общими толерантными установками ребенка или ранее слышанными объяснениями взрослых.
Результаты заносятся в таблицу.
Ф. И. ребенка, возраст Компоненты этнотолерантности
Когнитивный Эмоциональный Поведенческий
Знания о правилах доброго отношения к людям другого этноса Знание способов дружеских отношений с ними Интерес к общению с «Другими» детьми Мотив этого интереса Умения общаться с детьми других этносов Отражение в речи мотивов позитивного взаимодействия с детьми других этносов
Совокупный анализ результатов проводится по следующим критериям:
• Ведущий уровень проявления этнотолерантности (перцептивный, когнитивный, эмоционально-оценочный, поведенческий);
• Проявление когнитивного компонента этнотолерантности (представления, их полнота, системность, стремление к получению новых знаний);
• Проявление эмоционального компонента этонотолерантности (интерес к представителям разных этносов, желание налаживать с ними добрые бесконфликтные отношения, организовывать содержательную совместную деятельность с детьми других национальностей);
• Проявление поведенческого компонента этнотолерантности (практические умения общения и взаимодействия с представителями других рас и национальностей).
При этом можно рассматривать содержательные компоненты проявления толерантности у дошкольников на следующих уровнях:
• Перцептивном уровне – восприятие внешности человека другой расы, другой культуры;
• Когнитивном – относительно устойчивый познавательный интерес к его личности, этнокультурным особенностям;
• Эмоционально-оценочном – эмоционально-положительные или отрицательные суждения и отношение к людям разных социально-культурных групп;
• Поведенческом – стремление и умение устанавливать доброжелательно опосредованные и не опосредованные контакты с окружающими.
•
В соответствии с ними выявляются 3 группы дошкольников :
Дети с низким уровнем этнотолерантности, который проявляется преимущественно на перцептивном уровне, т. е. они ориентируются исключительно на внешние особенности людей и сверстников других национальностей, фиксируя внимание на их «непохожесть на нас». Именно этим часто объясняя отсутствие представлений в этой области и свое сдержанно-негативное отношение к другим.
Дети с допустимым уровнем проявляют этнотолерантность на перцептивном и когнитивном уровне, что выражается в наличии у них фрагментарных, не осознанных знаний о расовых, национальных и культурных особенностях людей, полученных из житейского опыта. Отношение к сверстнику другой расы и национальности у них индифферентно, интерес не устойчив, изменяется под воздействием внешней ситуации, личных желаний и потребностей. Данная группа дошкольников выказывает общее доброжелательное отношение к «иным» взрослым и детям, иногда с некой долей снисходительности. Умения налаживать дружеские контакты находятся на стадии первичного становления. В конфликтной ситуации дети не стремятся наладить диалог наладить самостоятельно, предпочитая обратиться за помощью к взрослым, часто констатируя выдвигаемые ими общепринятые требования к общению или предполагая их негативную реакцию.
У детей с оптимальным уровнем (в условиях отсутствия систематической работы) проявляются установки на перцептивном, когнитивном и эмоционально-оценочном уровнях и в элементах поведенческого компонента. Знания и у этих детей о национальных, расовых и культурных особенностях формализованы, не глубоки и не систематизированы. Им интересно общаться с взрослым на эту тему, они с удовольствием отвечают на вопросы, рассматривают картинки, сами задают вопросы, участвуют в обсуждении этнических проблем более осознанно. Познавательный интерес к сверстнику другой национальности и расы проявляется у них довольно ярко, он относительно устойчив, но не всегда мотивирован. Отвечая на вопросы, дети и этой группы ориентируются в основном на внешние этнические различия. Отношение к иностранным сверстникам строится у них на знании нравственных общечеловеческих ценностей и принятых в обществе правил поведения. Дошкольники более осознанно подходят к вопросу налаживания дружеских отношений с детьми других рас и национальностей, настроены на общение, взаимопонимание, хотят «играть» и «дружить» с ними. В конфликтных ситуациях они стремятся наладить диалог, но затрудняются предложить конкретные пути разрешения ситуации. Дети часто опираются на освоенные с помощью педагога требования позитивного взаимодействия со всеми людьми.
В целом первое направление диагностики способствует изучению особенностей проявления этнотолерантности у детей старшего дошкольного возраста.
Анкетирование воспитателей.
(адаптированная и дополненная методика Е. И. Николаевой, С. Г. Куделькиной, Н. Рейнер, К. Реницан, К. Маркиной).
Цель: определить отношение воспитателей к проявлению этнотолерантных установок к людям различных рас (национальностей, а также изучить отношение воспитателей к проблеме воспитания этнотолерантности у детей 5-6 лет в условиях детского сада.
Анкета для педагогов.
Уважаемый коллега!
Подчеркните, пожалуйста, высказывание,
которое Вы считаете наиболее подходящим.
1. Согласны ли Вы с тем, что в нашем городе должны жить люди:
1. Разных национальностей да нет не знаю
2. Разных рас да нет не знаю
3. Разного вероисповедания да нет не знаю
2. Как Вы относитесь к тому, что дошкольное учреждение могут посещать дети:
1. Другой национальности положительно отрицательно нейтрально
2. Другой расы положительно отрицательно нейтрально
3. Другого вероисповедания положительно отрицательно нейтрально
4. Из другой страны положительно отрицательно нейтрально
3. Согласны ли Вы с тем, что в ДОУ могут работать воспитатели:
1. Разных национальностей да нет не знаю
2. Разных рас да нет не знаю
4. Разного вероисповедания да нет не знаю
4. Считаете ли Вы важным приобщать детей к национальной культуре, обычаям и традициям: да нет не знаю
5. Посещают ли Вашу группу (ДОУ) дети других национальностей? :
да нет не знаю
Каких?___
6. Приехали они из других стран или родились в нашем городе?
да нет не знаю
7. Случаются ли конфликты между детьми группы и ребенком и ребенком другой национальности?
да нет не знаю
Каковы причины этих разногласий?___
___
8. Каким, на Ваш взгляд, является общий групповой уровень принятия ребенка другой национальности в группе?
высокий средний низкий
9. Как к нему относятся сверстники?
положительно отрицательно нейтрально
10. Считаете ли Вы, что характер отношения детей (положительное, отрицательное, нейтральное) к ребенку другой национальности в первую очередь зависит от родительского мнения?
да нет не знаю
Благодарим за участие!
Беседа с воспитателями.
Цель: изучить знания воспитателей о необходимости, задачах, средствах и методах воспитания этнотолерантности у детей 5-6 лет.
1. Что значит для Вас понятие «этнотолерантность»?
2. Кому принадлежит ведущая роль в воспитании этнотолерантности детей : (нужное подчеркните)
• Родителям
• Педагогам детского сада
• Педагогам школы
• Обществу
3. Каким образом осуществляется адаптация ребенка другой национальности в группе детского сада? Какие мероприятия предпринимаются для безболезненного входа ребенка в новый коллектив?
4. Учитываются ли культурные, национальные, религиозные особенности ребенка другой национальности при планировании педагогического процесса в группе? Каким образом?
5. Каким образом решается проблема общения ребенка другой национальности со сверстниками в условиях плохого владения им русским языком?
6. Осуществляется ли в группе «культурный обмен» между родителями, детьми и педагогами? Каким образом?
7. Какие мероприятия осуществляются в работе с родителями по формированию правильного отношения к детям другой национальности, находящимися в группе? Какие проблемы существуют в данном направлении работы?
8. Считаете ли Вы необходимым и важным направлять внимание детей на культурные, расовые, национальные, религиозные особенности сверстников и людей в целом? Способствует ли такая работа становлению доброжелательного и уважительного отношения к людям другой национальности? Какие мероприятия осуществляются в рамках данного направления?
Анкетирование родителей.
Цель: выявить особенности отношения родителей к проявлению этнотолерантных установок к людям различных рас (национальностей) и изучение знаний родителей о необходимости, задачах, средствах и методах воспитания этнотолерантности у детей 5-7 лет.
Уважаемые родители!
Подчеркните, пожалуйста, высказывание,
которое Вы считаете наиболее подходящим.
1. Согласны ли Вы с тем, что в нашем городе должны жить люди:
• Разных национальностей да нет не знаю
• Разных рас да нет не знаю
• Разного вероисповедания да нет не знаю
2. Как Вы относитесь к тому, что Вы сами или Ваш ближайший родственник (родственница) женится (выйдет замуж) за человека:
• Другой национальности положительно отрицательно нейтрально
• Другой расы положительно отрицательно нейтрально
• Другого вероисповедания положительно отрицательно нейтрально
• Из другой страны положительно отрицательно нейтрально
3. Согласны ли Вы с тем, что на месте Вашей работы должны работать (учится) люди:
• Разных национальностей да нет не знаю
• Разных рас да нет не знаю
• Разного вероисповедания да нет не знаю
4. Зависит ли Ваш выбор друзей от их:
• Положения в обществе да нет не знаю
• Национальности да нет не знаю
• Расы да нет не знаю
• Вероисповедания да нет не знаю
• Пола да нет не знаю
• Места проживания да нет не знаю
5. Есть ли в кругу Ваших знакомых люди другой национальности?
да нет не знаю
6. Считаете ли Вы, что в группе детского сада Ваш ребенок должен находиться среди детей:
• Одной расы различных рас не важно
• Одной нации разных наций не важно
• Одной веры разного вероисповедания не важно
7. Дружит ли Ваш ребенок с детьми другой национальности, расы, вероисповедания? да нет не знаю
8. Одобряете ли Вы его общение с детьми другой национальности, расы, вероисповедания? да нет не знаю
9. Считаете ли Вы данное общение полезным и развивающим для Вашего ребенка?
да нет не знаю
10. Считаете ли Вы, что дети другой национальности отрицательно влияют на поведение Вашего ребенка? да нет не знаю
11. Считаете ли Вы необходимым воспитание у ребенка доброжелательного отношения к людям различных рас и национальностей?
да нет не знаю
12. Что способствует воспитанию у детей доброжелательного отношения к людям различных рас и национальностей___
___
Благодарим за участие!
Беседа с родителями.
Цель: определить отношение родителей к проблеме этнического детей 5-7 лет.
1. Считаете ли Вы важным и необходимым рассказывать ребенку про страну, в которой он живет?
2. Считаете ли Вы важным и необходимым говорить ребенку про его национальную принадлежность?
3. В каком возрасте Ваш ребенок впервые узнал о своей национальной принадлежности?
4. В каком возрасте Ваш ребенок впервые узнал о других национальностях?
5. Что значит для Вас понятие «этнотолерантность»?
6. Кому принадлежит ведущая роль в воспитании этнотолерантности детей :
• Родителям
• Педагогам детского сада
• Педагогам школы
• Обществу
7. Считаете ли Вы возможным пребыванием в одной группе детского сада с Вашим ребенком детей:
• Разных рас
• Разных национальностей
• Разных вероисповеданий и атеистов