Камалова Анастасия Алексеевна
Дидактическая игра как средство формирования математических представлений у детей дошкольного возраста в детском саду
▼ Скачать + Заказать документы
Когда дети заняты игрой, то они не думают об обучающей задачей, которую пред ними ставит воспитатель. Они настроены на активность, на выполнение игровых задач, чтобы получить результат. Но зачастую ребенок не наделен определенными знаниями, не может выполнить умственные операции, поэтому он не сможет выполнить игровые действия и добиться результата. Такого рода игры приучают ребенка быть внимательными, заставляют запоминать, классифицировать предметы. Отсюда можно сделать вывод, что дидактические игры в непринужденной форме обучают малыша.
Публикация «Дидактическая игра как средство формирования математических представлений у детей дошкольного возраста в детском саду» размещена в разделах
- Дидактические игры
- Математика. Игры и дидактические пособия по ФЭМП
- Математика. Математические представления, ФЭМП
- Темочки
Ведение дидактических игр в образовательный процесс в корне меняют методы и приемы обучения. Такой метод преподавания считается актуальным и требует специальной подготовки.
Я хотела бы остановиться на некоторых играх, целью проведения которых является развитие пространственного мышления ребенка, формирование логических приемов умственных действий и конструктивных умений в процессе формирования элементарных математических представлений. Данные занятия могут использоваться как для индивидуальных, так и коллективных занятий.
Прежде чем начать саму работу по элементарной математической подготовке, необходимо провести предварительную работу с самими детьми.
Я предложила дошкольникам ряд вопросов, с помощью которых выяснила об интересующих их играх. И только после этого предложила им поиграть в игры данной тематики. Это были следующие игры: «Поможем Буратино починить одеяло», «Кто больше принесет», «Конструктор», «Рисуем машину», «Какая крыша выше»? «Построй елочку из полосок разной длины», «Сложи узор» и другие. Эти игры направлены на развитие элементарных математических представлений и развитие памяти.
Я заметила, что у детей вызывают затруднения игровые упражнения, где требуется воспроизвести сразу много фигур геометрических форм.
Разберем игры с постепенным увеличением воспроизведений. Они тоже вызвали затруднения при выполнении заданий.
Игра «Кубик бросай и правильно считай»
Играют по два ребенка. Дети по очереди подбрасывают и сразу начинают составлять по три примера: из них два примера на сложение и один на вычитание. Первый ребенок составил примеры, после этого оба ребенка подбрасывают кубики, но примеры составляет уже другой. Все остальные дети проверяют правильность решения. Кто из играющих ошибся, выбывает из игры, а вместо него в игру вступает тот дошкольник, который заметил и исправил ошибку.
Игра «Оладушки»
Для игровой деятельности потребуется коробка с большими пуговицами. У этой игры есть текст, который читается во время раздачи пуговиц играющим. Детей называют по именам.
Бабушка, бабушка
Испекла оладушки.
Один - Машеньке,
Один – Даниилу и т. д.
Пуговицы кладем обратно в коробку – это обозначает, что оладушки дети съели. Когда пуговицы складываются, их считают по порядку.
После этого раздают пуговицы по 2штуки, а в следующем круге по 3, согласно новому тексту:
Бабушка, бабушка Бабушка, бабушка
Испекла оладушки. Испекла оладушки.
Маше- два, Маше - три,
Даниилу - два… Даниилу - три….
Следующий круг игры ведущий раздает столько пуговиц, сколько попросит участник:
Бабушка, бабушка
Испекла оладушки.
Маше?
- четыре!
Даниилу?
- Три! и т. д.
Существуют игры, которые помогают воспитателю увидеть, как воображение помогает решать педагогическую задачу с числовым лучом. Воспитатель спрашивает у детей : «Сколько единиц и в какую сторону нужно отложить от двойки, чтобы получить число шесть?». Можно создать игровую ситуацию, которая будет более интересна детям. «Число 2 отправилось на день рождения к числу 6. В какую сторону ему надо идти? А сколько шагов оно сделает?»
Существует два варианта ответов.
В первом варианте ребенок начнет вспоминать абстрактные понятия:
1) «числовой луч», числа 3 и 5, «отложить от», «единичная мера на числовом луче»;
2) соотнести перечисленные понятия с изображением на числовом луче;
3) выполнить действие;
4) получить результат и сообщить его в словесной форме.
Во втором варианте, дошкольник должен сделать :
1) найти на числовом луче домики этих двух цифр;
2) сосчитать шаги-единицы, которые сделала одна цифра и в какую сторону;
3) воспроизвести все это словесной форме.
Последний вариант короче и проще усваивается ребенком. Но ребенок успешно понял работу с числовым лучом. По методу индивидуального подхода я отобрала игры, которые можно использовать для развития математических способностей детей. (Приложение 5)
К ним относятся игры, которые помогают развивать математические способности ребят :
развивающие, так как они направлены на развитие личности ребенка;
коллективные, так как они привлекают детей тем, что при коллективной работе чаще возникает «ситуация успеха;
индивидуальные, так как они помогут детям проявить себя, а воспитателю – диагностировать уровень знаний учащихся, уровень их развития;
подвижные и тихие, так как они способствуют развитию мышления, памяти, гибкости ума, самостоятельности, усидчивости, настойчивости в достижении цели и т. д. ;
«скоростные», так как способствуют доведению навыка до автоматизма;
игры-загадки, так как разгадывание загадок развивает способность к анализу, обобщению, формирует умение рассуждать, делать выводы.
Выводы по 2 главе
Выступив с этой темой на методическом объединении воспитателей, я не побоялась дать несколько рекомендаций педагогам:
Планировать и проводить работу с учетом возрастных и индивидуальных особенностей детей.
Внедрять логико-математические и дидактические игры в процесс обучения детей математике.
Привлекать детей к разработке и проведению логико-математических и дидактических игр.
Основной вид деятельности детей – это игровая деятельность. Использование логико-математических и дидактических игр на занятиях математики учат детей решать проблемные ситуации, выискивать признаки, соревноваться и добиваться лучшего результата.
Из выше сказанного напрашивается вывод, что важным вопросом воспитания детей дошкольного возраста можно с уверенностью считать развитие математических способностей. А лучшим и эффективным средством для этого случит игровая деятельность с правильным выбором игр. Оттого насколько будут развиты у дошкольника познавательный интерес и математические способности, будет зависеть успех его развития в целом.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Игра является основным занятием для детей дошкольного возраста. Ребенок много времени проводит за игрой. Он вживается в роль различных персонажей, подражает окружающим, старается самостоятельно достичь положительного результата. Игровая деятельность помогает воспитателю решать образовательные задачи. Отсюда можно сделать вывод, что систематическое, рациональное использование игровой деятельности - это целенаправленная, кропотливая и творческая работа, направленная на развитие математических способностей дошкольников.
Игровой деятельности в дошкольном учреждении отводится достаточно времени. И самое главное не перестараться, можно сказать «не заиграться». Нельзя из образовательного процесса делать игру, так как обучение происходит по определенным методам. А игра-это всего на всего один из методов обучения.
Мы уже знаем, что игра повышает умственную способность детей, формирует познавательную активность, но она так же развивает память, абстрактное мышление. Если ребенок любит играть в интересные игры, то это принесет только положительные результаты.
Работа по развитию математических способностей не может вестись на использовании только с использованием одной локальной технологией. Игра не может быть единственной, пусть даже и эффективной, заменяющей все остальные методы. Она может использоваться только в сочетании с другими методами и технологиями.
Игра, дидактическая, логико-математическая, это одна из форм математических задач, которая сочетает в себе занимательную форму и элементы соревнования. Она позволяет проверить умения детей выполнять математические задания, сравнивать, проводить анализ, повысить интерес к математике, развивать способности ребенка к точным наукам.
Любая игра, которую воспитатель включает в образовательный процесс, позволяет наиболее полно и комплексно решить задачу обучения, развития и воспитания детей дошкольного возраста.