Получи документы

Дидактическая игра как средство формирования монологической речи дошкольника

Тамара Ивановна Аликина
Дидактическая игра как средство формирования монологической речи дошкольника
▼ Скачать + Заказать документы

Каждый ребенок должен научиться в детском саду содержательно, грамматически правильно, связно излагать свои мысли. В то же время речь детей должна быть живой, непосредственной, выразительной.

Связная речь неотделима от мира мыслей. В связной речи отражается логика мышления ребенка, его умение осмыслить воспринимаемое и выразить его в правильной, четкой, логичной речи.

Известны два основных вида речи – диалогическая и монологическая.

Публикация «Дидактическая игра как средство формирования монологической речи дошкольника» размещена в разделах

Каждый из них имеет свои особенности. Так, форма протекания диалогической речи побуждает к неполным, односложным ответам. Неполное предложение, восклицание, междометие, яркая, интонационная выразительность, жест, мимика и т. п. – основные черты диалогической речи.

Монологическая речь как речь одного лица требует развернутости, полноты, четкости и взаимосвязи отдельных звеньев повествования. Монолог требует умения сосредоточить свою мысль на главном, не увлекаться деталями и в то же время говорить эмоционально, живо, образно. Произвольно выстраивая свое высказывание, ребенок должен осознать и логику выражения мысли, связность речевого изложения.

Обучение разговорной речи и её дальнейшее развитие является основой формирования монологической речи в младшем возрасте.

У детей старшего дошкольного возраста развитие связной речи достигает довольно высокого уровня. Развитие детских представлений и формирование общих понятий является основой совершенствования мыслительной деятельности – умение обобщать, делать выводы, высказывать суждения и умозаключения.

Под влиянием совершенствующей мыслительной деятельности происходят изменения и в содержании и форме детской речи. Проявляется умение вычленять наиболее существенное в предмете или явлении. Старшие дошкольники более активно участвуют в беседе или разговоре: спорят, рассуждают, довольно мотивированно отстаивают свое мнение. Они уже не ограничиваются названием предмета или явления и неполной передачей их качеств, а в большинстве случаев вычленяют характерные признаки и свойства, дают более развернутый и достаточно полный анализ предмета или явления. Появляющееся умение устанавливать некоторые связи, зависимости и закономерности отношения между предметами находят прямое отражение в монологической речи детей.

На развитие мышления большое воздействие оказывают дидактические игры, широко применяемые в детском саду. Все дидактические игры можно разделить на три основных вида: игры с предметами (игрушками, природным материалом, настольно-печатные и словесные. Все они содержат два начала: учебное (познавательное) и игровое (занимательное). Воспитатель одновременно является и учителем, и участником игры. Он учит и играет, а дети, играя, учатся.

Дидактическая игра, к сожалению, реже используется при обучении детей старшего дошкольного возраста. Если на занятиях расширяются и углубляются знания об окружающем мире, то в дидактической игре играх - занятиях, собственно дидактических играх) детям предлагаются задания в виде загадок, предложений, вопросов.

Самостоятельно дети могут играть в дидактические игры как на занятиях, так и вне их. Самостоятельная игровая деятельность не исключает управления со стороны взрослого. Участие взрослого носит косвенный характер: например, воспитатель, как и все участники игры «Лото», получает карточку и старается выполнить задание в срок, участвует в поиске необходимых предметов, радуется, если выигрывает, т. е. является равноправным участником игры.

При определении победителя воспитатель дает возможность самим детям оценить действия играющих, назвать лучшего. Но в присутствии педагога этот этап в игре может проходить более организованно, четко, хотя сам он не влияет на оценку, а лишь может, как и каждый участник игры высказать свое «за» или «против». Дети, высказывая свое мнение об участнике игры, учатся самостоятельно, аргументировано высказывать свое мнение.

В процессе многих дидактических игр развитие мышления и речи осуществляется в неразрывной связи. Например, в играх «Что лишнее?», «Когда это бывает?», «Так бывает или нет?» дети учатся логически мыслить, делать умозаключения и уметь доказать правильность своего суждения.

Дидактические игры развивают речь детей: пополняется и активизируется словарь, формируется правильное звукопроизношение, развивается связная речь, умение правильно выражать свои мысли. Дидактические задачи многих игр составлены так, чтобы научить детей составлять самостоятельные рассказы о предметах, явлениях в природе и в общественной жизни. Некоторые игры требуют от детей активного использования родовых, видовых понятий, например, «Назови одним словом» или «Назови три предмета». Нахождение антонимов, синонимов, слов, сходных по звучанию, - главная задача многих словесных игр.

Если ребенку достается роль гида в игре «Путешествие по городу», то он охотно рассказывает туристам о достопримечательностях города. Так развивается монологическая речь ребенка.

Умение связно, последовательно излагать свои мысли помогает ребенку быть общительным, преодолевать застенчивость в общении со сверстниками и взрослыми людьми, развивает уверенность в своих силах.

Публикации по теме:

Консультация для родителей по развитию речи «Учусь говорить. Связная речь» Учусь говорить. Связная речь Тихо смотрит месяц ясный В колыбель твою. Стану сказывать я сказки, Песенку спою… М. Лермонтов Каждый ребенок.

Обучение детей пересказуОбучение детей пересказу Каждый ребёнок в детском саду должен научиться содержательно, грамматически правильно, связно и последовательно излагать свои мысли. В то.

Библиотека изображений:
Опубликовано в разделах:
Автор публикации:
Дидактическая игра как средство формирования монологической речи дошкольника
Опубликовано: 12 января 2015 в 15:34
+13Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Дидактическая игра как средство формирования монологической речи дошкольника» (включая файлы) размещена пользователем Тамара Ивановна Аликина (УИ 219602) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 8.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД