Приложение МААМ

Дидактическая игра как средство развития диалогической речи у детей 4–5 лет с общим недоразвитием речи

Гузель Фахриева
Дидактическая игра как средство развития диалогической речи у детей 4–5 лет с общим недоразвитием речи
▼ Скачать + Заказать документы

Игра - это жизнь ребёнка, eгo радость, необходимая для него деятельность.

В игре ребёнок усваивает полученный опыт; но не копирует окружающих, а выражает свое отношение к услышанному.

Своеобразие детской игры, конечно же, требует от взрослого большой деликатности в педагогическом руководстве этой деятельностью.

Положительные роли и ролевые отношения уcпешнее воплощаются детьми 4-5 лет в игре и определенным образом влияют на детские взаимоотношения вне игр.

Хорошая игра должна давать радость детям, и сохранять свободу выбора темы, сюжета, партнеров.

Публикация «Дидактическая игра как средство развития диалогической речи у детей 4–5 лет с общим недоразвитием речи» размещена в разделах

Независимо от вида дидактическая игра имеет определенную структуру, отличающую ее от других видов игр и упражнений.

Игра, используемая для обучения, должна содержать, прежде всего, обучающую, дидактическую задачу. Играя, дети решают эту задачу в занимательной форме, которая достигается определенными игровыми действиями. «Игровые действия составляют основу дидактической игры - без них не возможна сама игра. Они являются как бы рисунком сюжета игры»

Обязательным компонентом игры являются и ее правила, благодаря которым педагог в ходе игры управляет поведением детей, воспитательно-образовательным процессом.

Таким образом, обязательными структурными элементами дидактической игры детей 4-5 лет являются : обучающая и воспитывающая задача, игровые действия и правила. Дидактические игры для детей 4-5 лет с ОНР могут проводиться как с игрушками, предметами и картинками, так и без наглядного материала – в форме словесных игр, построенных на словах и действиях играющих.

Для развития диалогической речи педагог использует различные игры, игровые упражнения на занятиях и вне их. Отлично развивают диалогическую речь дидактические игры. В работе с детьми 4-5 лет с ОНР очень хороши игры с образными игрушками. Педагог разыгрывает инсценировки (с Петрушкой, Чебурашкой, Степашкой, Филей) и говорит от имени игрушки, придумывает дидактические упражнения. Несложные сюжеты он берет из жизни детей, хорошо знакомой детям художественной литературы.

В развитии речи дидактические игры являются не только благодатным условием для речевых проявлений детей, но и эффективным средством воздействия на качество детской речи.

Дидактические игры – это игры обучающегося характера, с помощью которых можно обогащать словарный запас детей. В дидактических играх ярко проявляются черты характера каждого ребенка, как положительные – настойчивость, целеустремленность, честность, отзывчивость, скромность, так и отрицательные – эгоизм, упрямство, хвастливость.

В соответствии с требованиями ФГОС, по различным направлениям развития детей 4-5 лет с ОНР разработано очень много дидактических игр, направленных на комплексное развитие речи. Задачи обучения диалогической речи решаются во взаимосвязи с задачами развития словаря, грамматического и фонетического строя речи.

Дидактические игры можно использовать и во время образовательной деятельности, и в совместной деятельности воспитателя с детьми, а также и в самостоятельной деятельности детей, т. к. игра способствует активации у детей диалогического взаимодействия по поводу организации игры и в процессе самой игры.

Подборка дидактических игр для развития диалогической речи у детей 4-5 лет с общим недоразвитием речи.

«Вопрос - ответ».

Дидактическая задача :учить детей задавать вопросы и отвечать на них, развивать диалогическую речь. Развивать свободное общение с взрослыми и детьми.

Игровая задача: задать больше вопросов.

Правила: вопросы не повторять.

Игровые действия:

Воспитатель: «Ребята встанем с вами в круг. Миша начинает. Тот у кого мяч задаёт вопрос и кидает мяч другому игроку. Партнер поймав мячик, отвечает на вопрос и перебрасывает его другому игроку, при этом задаёт собственный вопрос и т. д.»

«Интервью»

Дидактическая задача :развитие коммуникативных навыков, активного словаря, умения вступать в диалог.

Игровая задача: задать больше вопросов.

Правила: разговор должен быть взрослым.

Ход игры: дети выбирают ведущего, а затем, представляя, что они — взрослые люди, по очереди становятся на стульчик и отвечают на вопросы, которые им будет задавать ведущий. Ведущий просит ребенка представиться по имени-отчеству, рассказать о том, где и кем он работает, есть ли у него дети, какие имеет увлечения и т. д.

Комментарий: на первых этапах игры дети часто затрудняются подборе вопросов. В этом случае взрослый роль ведущего берет на себя, предлагая детям образец диалога. Вопросы могут касаться чего угодно, но необходимо помнить, что разговор должен быть «взрослым».

«Заказ такси по телефону»

Дидактическая задача : Продолжать учить детей пользоваться телефоном, соблюдая телефонный этикет.

Игровая задача: Назвать точный адрес.

Правило: Запрещено перебивать.

Ход игры:

Воспитатель вовлекает детей в игру, сообщая, что ей нужно поехать с

«дочкой» в поликлинику.

— Вызову такси (набирает номер, имитирует звонок). Алло! Это

диспетчер такси? Доброе утро. Могу я заказать такси?

— На какое время вам нужна машина?

— На 8 часов утра.

— Ваш адрес.

— Куда поедете?

— В детскую поликлинику.

— Назовите ваш телефон.

— Такси будет. Перед приездом вам позвонят и назовут номер

машины. До свидания.

— Спасибо. До свидания.

Что в чудесном мешочке?

Дидактическая задача : знакомство с вопросом как формой получения информации, знаний; активизация речевой поисковой активности. Развитие диалогической речи.

Игровая задача: Набрать больше фишек.

Правило: повторять вопросы нельзя.

Материал. Мешочек, какой-либо предмет простой геометрической формы, знакомый ребенку (например, кусочек мыла); мяч или любой другой предмет, служащий для передачи его друг другу, фишки.

Ход игры:

Игра может проводиться в дополнение к занятию.

Воспитатель: «Дети, у меня в мешочке что-то есть. Хотите угадать, что там лежит? Чтобы угадать, надо задавать вопросы. А я буду на них отвечать. Вопросы будем задавать по очереди: кому попадет мяч в руки, тот и задает вопрос. Каждый, кто задал вопрос, берет фишку. Не забывайте, что повторять вопросы нельзя. В конце игры посмотрим, кто больше наберет фишек. Начинаем!».

Воспитатель дает мяч одному из детей и предлагает задать вопрос. Далее мяч передается по кругу либо тому ребенку, кто попросит.

Если дети угадают, спросить, почему они так думают. Если не угадают, в конце игры подсказать: этот предмет нужен для того, чтобы руки, тело, лицо были чистыми; можно подобрать загадку про этот предмет.

В конце игры подсчитывается число полученных фишек.

Игра «Найди лишнее слово»

Дидактическая задача : активизация речевой деятельности детей; - развитие диалогической речи, отвечать на вопросы с пояснением.

Игровая задача: выиигрывает тот кто исключил больше слов.

Правило: не перебивать друг друга.

Ход игры: Предложите ребёнку определить слово, которое является лишним. Читайте ребёнку серию слов. Каждая серия состоит из 4 слов. 3 слова в каждой серии являются однородными и могут быть объединены по общему для них признаку, а 1 слово отличается от них и должно быть исключено.

Игра «Расскажу – не покажу».

Дидактическая задача : продолжать формировать умение задавать вопросы.

Игровая задача: выиигрывает тот кто быстрее и больше угадал игрушек.

Правило: нельзя спрашивать – что в коробочке?

На каждый стол взрослый ставит для двоих детей маленькую коробочку с игрушкой в ней. Разрешает детям осторожно посмотреть в нее, чтобы за соседним столом не было видно, что в коробочке спрятано. Затем даё т детям задание: задавая любые вопросы, отгадать, что в коробочке соседей. Нельзя только спрашивать – что в коробочке?

Дети задают друг другу знакомые, заранее отработанные вопросы. Например, какого цвета предмет? Какой формы? Из чего он сделан? Что с ним можно делать? И т. д.

Если задавшие вопросы догадались, что лежит в коробочке, и правильно назвали

предмет, отвечавшие показывают игрушку.

Все дидактические игры проводятся сначала при непосредственном участии

взрослого, а затем самими детьми.

«Исправь предложение»

Дидактическая задача : развитие диалогической речи, формировать умение вслушиваться в обращенную речь, понимать ее содержание, научить находить смысловую ошибку в предложении.

Игровая задача: выигрывает тот кто нашел больше ошибок.

Ход игры: Послушайте предложения и скажите, все ли в них верно.

Найди и исправь ошибки, скажи предложения выразительно.

1. Зимой в саду расцвели яблоки.

2. Летом на пляже из снега мы построили крепость.

3. Лошадка травку ела, ела, И ей травка надоела. В магазин пришла Лошадка И купила шоколадку.

4. Поросеночек яичко снес.

5. Мальчик стеклом разбил мяч.

6. После грибов будут дожди.

7. Весной луга затопили реку.

8. Снег засыпало пышным лесом.

«Все ли мы увидели?»

Дидактическая задача : продолжаем учить задавать вопросы для активизации речевой поисковой активности.

Игровая задача: выигрывает тот кто придумал больше вопросов.

Правило: вопрос нельзя повторять.

Ход игры:

Воспитатель сообщает: «Сегодня мы посоревнуемся, кто больше увидит на картинке и кто больше задаст вопросов. Что такое вопрос? Мы задаем вопрос, когда что-то хотим узнать. Например, Саша, что ты делал сегодня утром? Я спросила, чтобы узнать, чем ты занимался утром. Задавать вопросы мы будем по картинке. Посмотрите на нее внимательно. Подумайте, какие вопросы можно задать, чтобы не упустить ничего из того, что изображено на этой картинке. Только действует такое правило: вопрос нельзя повторять. За повторяющийся вопрос фишка не дается».

Время на обдумывание — 1—2 минуты.

Затем дети задают вопросы. Воспитатель включается в процесс, если они задают в основном стереотипные вопросы. Это делается для того, чтобы дети меняли формулировку и чтобы показать что воспитатель - равноправный участник игры. Воспитатель спрашивает: «Можно, я тоже задам вопрос?» и дает формулировку своего вопроса по картинке.

По окончании подводится итог: кто получил больше фишек, то и выиграл. Нужно обязательно похвалить всех участвовавших, сказать, что в следующий раз они обязательно смогут задать больше вопросов. Отметить и тех, кто не задал ни одного вопроса, сказать, что и другой раз у них все получится.

«Справочное бюро»

Дидактическая задача : закрепить умение детей использовать разнообразные варианты просьбы: «Скажите, пожалуйста, где живут родители ежат? Будьте добры, подскажите адрес бельчат. Я хотел (а) бы узнать адрес волчат. Вы не поможете? Вы не могли бы сказать, как найти дом лисят?» и т. п.

Дидактическая задача : выигрывает тот кто задал больше вопросов.

Правило: задавать вопрос обязательно с вежливого слова.

Материал. Картинки с изображениями детенышей животных; панно, на котором в два ряда (верхняя улица и нижняя) расположены разноцветные дома.

Ход игры:

Воспитатель рассказывает детям, что малыши — медвежата, бельчата, ежата, мышата и т. п. — разбрелись по лесу, потеряли свой дом. Педагог раскладывает карточки с изображениями детенышей лицевой стороной вниз, обращается к детям:

— Малыши сидят и плачут, не знают, как попасть домой. Давайте

поможем им, узнаем в справочном бюро, где они живут, и отведем

их к маме. Кто хочет помочь малышам?

Вызванный ребенок берет одну карточку, называет детенышей («У меня маленькие ежата», воспитатель предлагает:

- Обратись, пожалуйста, в справочное бюро, тебе подскажут, где

живут ежата. Не забудь о вежливости, обращаясь за справкой.

В справочном бюро может работать воспитатель, или можно использовать крупную игрушку — куклу, мишку и т. п. На вопрос ребенка дают ответ: «Ежи проживают на нижней улице в зеленом домике». Ребенок находит указанный дом и «отводит» малышей.

«Смешинки».

Дидактическая задача : продолжать учить детей задавать вопросы и отвечать на них.

Правило: вопросы не повторять.

Материал: Набор картинок: ложка, молоток, веник, ключ, метла, щетка, пила, нож, карандаш, кисточка.

Ход игры:

Играющим раздаются картинки. Затем водящий задает каждому из них вопрос: Чем ты забиваешь гвозди? Чем ты ешь кашу? Чем ты рисуешь? и т. д. Игрок, к которому обратился водящий, открывает свою картинку и отвечает, называя изображенный предмет в творительном падеже.

Вариант игры.

Меняются наборы картинок и вопросительные слова. А дети упражняются в употреблении другой падежной формы. Например:

— Картинки: чашка, тарелка, ванна, таз, стакан, лейка, чай

ник, ведро и др. Вопросы: «Из чего ты ешь суп? Пьешь молоко?

Поливаешь цветы?» побуждают детей употребить существительные

в родительном падеже.

— Картинки: метла, ванна, тарелка, кровать, телевизор, самолет,

ковер, пылесос и др. Вопросы: «На чем ты приехал в детский сад?»,

«На чем ты спишь?» и т. п. побуждают детей использовать названия

предметов в предложном падеже.

Т Игра «Король»

Дидактическая задача : Учить обмениваться репликами поочередно, развивать умение давать ответ в виде выразительного жеста.

Игровая задача: выразительными движениями изображать людей разных профессий.

Правило: не называть профессию пока король сам не отгадает.

Ход игры

Один из играющих по желанию становится Королем. Остальные считаются работниками. Король садится на определенное место, а работники отходят в сторону и сговариваются, на какую работу они будут наниматься у него. Сговорившись, подходят и говорят:

— Здравствуй, Король!

— Здравствуйте! — отвечает Король.

— Нужны вам работники?

— Нужны.

— Какие?

Дети начинают выразительными движениями изображать людей разных профессий. Король должен отгадать, кто чем занимается, и если сразу назовет верно, то работники убегают к назначенному месту. Король ловит их и кого поймает, тот становится Королем, остальные же идут снова сговариваться насчет работы. Но если Король угадает изображаемую профессию неверно, то называет ее второй, третий раз и т. д., пока не угадает. Ловить работников Король может, пока они не добежали до назначенного места. Если никого не поймает, то остается Королем на следующую игру. Игра интересна и тем, что нужно выбрать такую профессию, которую трудно было бы угадать, и заставить Короля подольше исполнять свою роль.

Игра «Птицы»

Дидактическая задача : Учить Детей задавать вопросы и отвечать на них; закреплять названия птиц.

Игровые правила: хозяин птиц только один человек.

Ход игры

Играющие по считалочке выбирают хозяйку и ястреба. Остальные — птицы. Хозяйка по секрету от ястреба дает название каждой птице. Прилетает ястреб, хозяйка спрашивает его:

— За чем прилетел?

— За птицей.

— За какой?

— За кукушкой (называется любая птица).

Названная птица выбегает, ястреб ловит ее. Если названной птицы нет, хозяйка прогоняет ястреба словами: «Улетай, такой птицы у нас нет!». Игра продолжается до тех пор, пока ястреб не поймает всех птиц.

Публикации по теме:

«Формирование связной речи детей старшей группы с общим недоразвитием речи» (второй и третий периоды) Цели 2-го и 3-го периода - научить детей составлять рассказ по картине и пересказу рассказа или сказки. Методика работы по развитию связной.

Из опыта работы — «Пальчиковый театр как средство развития связной диалогической речи детей дошкольного возраста» (часть 1)Из опыта работы — «Пальчиковый театр как средство развития связной диалогической речи детей дошкольного возраста» (часть 1) Проанализировав свою работу с дошкольниками, столкнулась с недостаточностью сформированностью речи у детей дошкольного возраста; недостаточный.

Из опыта работы — «Пальчиковый театр как средство развития связной диалогической речи детей дошкольного возраста» (часть 2)Из опыта работы — «Пальчиковый театр как средство развития связной диалогической речи детей дошкольного возраста» (часть 2) Театрализованная деятельность при правильной её организации – эффективное средство коррекции речевых нарушений на этапе автоматизации.

Квест-игра для детей 4–5 лет с общим недоразвитием речи «Путешествие муравьишки»Квест-игра для детей 4–5 лет с общим недоразвитием речи «Путешествие муравьишки» Авторы: учитель-логопед Викторова М. Г., воспитатель Юсупова О. В. Цель: формирование представлений детей о многообразии мира насекомых, их.

Мастер-класс для родителей детей 6–7 лет с общим недоразвитием речи «Домашняя игротека» (часть I) часть 2 Авторы-составители: руководитель детского сада Михеева Наталья Борисовна, методист Едокова Оксана Владимировна, учитель-логопед.

Презентация «Пальчиковый театр как средство развития связной диалогической речи детей дошкольного возраста»Презентация «Пальчиковый театр как средство развития связной диалогической речи детей дошкольного возраста» Здравствуйте уважаемые коллеги! Хочу представить Вашему вниманию презентацию на тему: «Пальчиковый театр, как средство развития связной.

Нейрогимнастика для мозга: простые способы развития ребенка с общим недоразвитием речиНейрогимнастика для мозга: простые способы развития ребенка с общим недоразвитием речи Нейрогимнастика для мозга: простые способы развития ребенка с общим недоразвитием речи. Подготовили: Шнайдер Раиса Егоровна воспитатель.

Сценарий осеннего развлечения для детей с ОНР (общим недоразвитием речи) 4–5 лет «Вот и осень пришла»Сценарий осеннего развлечения для детей с ОНР (общим недоразвитием речи) 4–5 лет «Вот и осень пришла» Развлечение "Вот и осень пришла" Цель: Создание положительного эмоционального отношения детей к развлечениям и праздникам. Преодоления.

Сюжетно-ролевая игра «Телефонный разговор» как средство развития диалогической речиСюжетно-ролевая игра «Телефонный разговор» как средство развития диалогической речи . Авторы Рублева Г. Л, Ишкинина Р. Ф Роль сюжетно-ролевой игры в жизни дошкольников, несомненно, велика. Ребенок в ней «проживает» взрослую.

Театрализованная игра как средство развития связной диалогической речи у детей дошкольного возрастаТеатрализованная игра как средство развития связной диалогической речи у детей дошкольного возраста Актуальность Ведущим видом деятельности в дошкольном возрасте является игра. Театрализованные игры являются одним из эффективных средств.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Дидактическая игра как средство развития диалогической речи у детей 4–5 лет с общим недоразвитием речи
Опубликовано: 17 июля 2022 в 20:49
+11Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Дидактическая игра как средство развития диалогической речи у детей 4–5 лет с общим недоразвитием речи» (включая файлы) размещена пользователем Гузель Фахриева (УИ 238289) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД