Дидактическая игра как средство развития ролевых действий и навыков диалогического общения

Светлана Губенко
Дидактическая игра как средство развития ролевых действий и навыков диалогического общения

Важная роль в развитии и воспитании ребенка принадлежит игре. Она является эффективным средством формирования личности дошкольника. Особое место занимают игры, которые создаются самими детьми. В этих играх дети воспроизводят в ролях все то, что они видят вокруг себя в жизни и деятельности взрослых. Но игра их будет только тогда интересна, чем лучше и красочнее будет развита их речь. Диалогическую речь дети усваивают довольно легко, т. к. часто слышат ее в быту.

Важнейшей предпосылкой для решения речевых задач в детском саду является правильная организация обстановки, в которой бы у детей появилось желание говорить.

Отсюда вытекает цель данного мною исследования- определение педагогических условий развития диалогов и ролевых действий у детей дошкольного возраста.

Предметом исследования выступает процесс овладения диалогом и ролевыми действиями у детей дошкольного возраста. Гипотеза исследования: одним из самых эффективных методов развития ролевых действий и диалогов является дидактическая игра в сюжетно- ролевой игре.

Потребность разговаривать с другими людьми, делиться с ними своими мыслями, чувствами, переживаниями присуща человеку. Ребенку она присуще еще в большей мере. Для активного обучения такому умению проводятся специальные занятия нового типа- игры и "учебные ситуации". Воспитатель дает детям образцы вопросительной конструкции предложений. Путем диалога ребенок стремится привлечь партнера к своим действиям. Обучение диалогическому общению может включать разговор воспитателя с детьми, поручения детям, беседы, дидактические, подвижные, народные игры, игры-драматизации, имитационные упражнения. Но кроме владения диалогической речью, никакая сюжетно-ролевая игра не состоится без навыка ролевых действий. Ребенка может удивить картинка, предмет, явление природы. Задача воспитателя помочь организовать игру с этим образом, сделать ее более увлекательной. Но в последнее время наблюдая за детьми, я пришла к выводу, что дети не умеют играть. Они с удовольствием берут атрибуты, но как дело доходит до ролевых действий и диалогов, игра становится скучной и однообразной, и быстро сворачивается. Проанализировав все это я разработала несколько дидактических игр- дети заиграли. Разрабатывая игры, я опиралась на интересы детей своей группы, а также учитывая обучающие и воспитательные задачи программы своего возраста. Развивать диалогическое общение и ролевых действий помогло еще и внедрение новых технологий (ТРИЗ, мнемотехника, Монтессори). Я проработала много методической литературы, творчески подошла к преобразованию развивающей среды. Вместе с детьми придумывала и изготовляла атрибуты к сюжетно-ролевым играм. Создала картотеку, которая помогает вести большую предварительную работу по приобщению детей к игре. Также стоит отметить, что одним из самых действенных методов обучения ребенка является родительское содействие и внимание. Поэтому родителям крайне важно много, грамотно и разнообразно разговаривать с ребенком. Поэтому особое внимание я уделила работе с родителями.

Игра- одно из самых сложных и спорных понятий философии и психологии: до сих пор ведутся споры о том, для чего она нужна. Именно в игре создается нечто новое, чего не было раньше. То, что "проиграно", превращается затем в реальность.

Публикации по теме:

Дидактическая игра как средство развития связной речи дошкольников «Дидактическая игра, как средство развития связной речи дошкольников» Полкова Александра Сергеевна, Хорькова Анна Васильевна, воспитатели.

Дидактическая игра как средство познавательного развития На протяжении всего дошкольного детства, наряду с игровой деятельностью, огромное значение в развитии личности ребенка, процессах социализации.

Дидактическая игра как средство развития активного словаря прилагательных Обогащение словаря, его закрепление и активизация занимают очень большое место в общей системе речевой работы в детском саду. И это закономерно.

Библиотека изображений:
  • Овощи
  • Овощи
  • Лэпбуки на МААМ: купить лэпбук, скачать шаблоны
Автор публикации:
Дидактическая игра как средство развития ролевых действий и навыков диалогического общения
Опубликовано: 10 сентября 2019 в 22:06
+12Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 4.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
17 сентября. День «Неопалимой купины»

«Неопалимая купина» – такое название конкурсов рисунков и поделок на противопожарную тематику стало уже давно привычным. Оно произошло от библейского предания о пылающем, но не сгорающем кусте, из...

17 сентября. День космоса на МААМ

17 сентября 1857 года родился человек, без которого невозможно представить космическую историю. Константин Эдуардович Циолковский еще на заре 20 века предложил использовать ракеты для космических полетов....

Мастер-класс изготовления панно из гальки «Цветы ромашки»
Ромашка, излучая свет, На солнышко похожая, Спешит везде за нами вслед, Своя, не перехожая. До поздней осени на нас Бросает взгляды смелые Ее веселый...
Подборка литературного материала «Здравствуй, детский сад!»
Подборка литературного материала "Здравствуй, детский сад! " Методическая разработка в группе подготовительного к школе возраста. Разработала воспитатель...
Фотозарисовки морского праздника «Водная ассамблея»
В минувшее воскресенье в акватории реки Преголи и на территории Набережной исторического флота у Музея Мирового океана состоялся большой водный праздник...