Жанна Бубнович
Дидактическая игра по развитию речи «Умный паровозик»
▼ Скачать + Заказать документы
Данное пособие можно использовать как на индивидуальных, так и на подгрупповых занятиях с детьми старшей и подготовительной группы.
Цель: совершенствование навыков чтения, развитие фонематических процессов.
Задачи:
1. Закрепить навыки формирования фонематического восприятия: умение вычленять звуки в словах.
2. Закрепить навык звуко-буквенного анализа слов.
Публикация «Дидактическая игра по развитию речи „Умный паровозик“» размещена в разделах
- Дидактические игры
- Поезд, паровоз. Дидактические игры, пособия
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Развитие речи. Речевые игры, дидактические пособия
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая авторская дидактическая игра» апрель 2017
3. Развивать фонематические процессы.
4. Создавать бодрое настроение, благоприятный эмоциональный настрой во время занятий.
Оборудование: плоскостное изображение паровоза и вагончиков, карточки синего, зелёного и красного цвета, картинки с разной слоговой структурой, картинки с изображениями.
Ход занятия:
1 вариант (определение места звука в слове).
Педагог показывает воспитанникам веселый паровозик и 9 картинок.
- Ребята, наш веселый паровозик отправляется в Звуковой город. Он повезет подарки для звука [А]. В первый вагон можно погрузить подарки, в названии которых звук [А] слышится в начале слова (в первом вагончике первое окошко темнее остальных окошек, во второй вагон – подарки, в названии которых звук [А] слышится в середине слова (темное окошко в середине, а в третий вагон – подарки, в названии которых звук [А] слышится последним (темное окошко последнее).
2 вариант (определение количества слогов в слове)
Игра проводится аналогично, только меняется игровое задание: необходимо отобрать картинки с заданным количеством слогов (в первый вагон – односложные слова, во второй – с 2 слогами, в третий – с 3 слогами).
3 вариант (звуковой анализ слова).
Научить определять гласные- согласные звуки, твёрдые – мягкие. Воспитанникам раздаются квадратики (красный, зеленый, синий, черный). В зависимости от того, где находится заданный звук, воспитанники ставят подходящие к соответствующей звуковой схеме карточки с цветом.
4 вариант (совершенствование лексико-грамматического строя речи).
Используя картинки к заданиям, педагог может предлагает:
- подобрать слова-признаки к едущим в вагоне картинкам (пижама: фланелевая, желтая, теплая, мягкая);
- подобрать слова – действия (лягушка: квакает, прыгает, ловит);
- назвать один предмет и множество (ведро — ведра);
- назвать пять таких предметов (обруч — пять обручей);
- поиграть в «Жадину» и назвать предметы, употребляя слова «мой», «моя», «мое», «мои» (мой шампунь, мои очки, моя пижама);
- поиграть в «Прятки» — назвать, чего нет в вагоне (нет чашки, обруча, ведра);
- назвать ласково предметы (куколка, елочка, подушечка);
- ответить на вопросы: «Чьи уши? Чей хвост?» (лисьи уши, лисий хвост);
- назвать маму, папу и детенышей животных, едущих в вагоне (мама – курица, папа – петух, детеныш (птенец) – цыпленок).
5 вариант (формировать родовые обобщающие понятия).
Для данной игры потребуется три вагончика и картинки с изображением животных. Воспитанникам предлагается «сажать» в первый вагончик животных жарких стран, во второй вагончик – диких животных, в третий – домашних животных.
Паровозик изготовлен из фетра в красочных тонах.
Картинки для удобства разложены по конвертам.
Во время занятия воспитанники указывают в каком вагончике поедет тот или иной герой (предмет).
Для звукового разбора конкретного слова имеется полотно с окошками. В него воспитанники вставляют карточки по цвету (красный - гласный, синий - согласный твердый, зеленый - согласный мягкий, черный - ударный звук).
Картотека картинок хранится в коробке.
Дополнительно подобрана картотека игр и разложена по папкам.
Если хочешь, чтоб ребята,
Знали звуки и слова,
В руки папку Вы возьмите,
Загляните все туда!
Там в кармашках есть картинки,
С ними можешь ты играть,
А захочешь и загадки,
Вместе будешь составлять!
С этой папкой Вы дружите,
Слоги, буквы находите.
Время года закрепляйте,
Ну, а дома повторяйте!
1. Игры для развития фонетико-фонематической стороны речи.
2. Игры для развития лексической стороны речи (формирования словаря).
3. Игры для развития грамматического строя речи.
4. Игры для развития связной речи.
5. Игры для развития лексической стороны речи (обогащение словарного запаса).