ирина верясова
Разработка дидактической игры по экологии «Знатоки природы»
▼ Скачать + Заказать документы
Авторы: воспитатель ГБОУ СОШ п. Луначарский СПДС «Дружная семейка»
Митрофанова Светлана Владимировна воспитатель ГБОУ СОШ п. Луначарский СПДС «Дружная семейка»
Верясова Ирина Владимировна воспитатель ГБОУ СОШ п. Луначарский СПДС «Дружная семейка»
Ефимова Рена Сахибовна
1. Аннотация:
Данная дидактическая игра посвящена сохранению растений и животных в Самарской области. Рассматриваются вопросы возможности бережного отношения к флоре и фауне нашего края. Происходит знакомство со многими редкими растениями и животными, рассматриваются понятия: Красная книга, редкие виды, правила поведения в природной среде.
Публикация «Разработка дидактической игры по экологии „Знатоки природы“» размещена в разделах
- Дидактические игры
- Природа, экология. Игры, дидактические пособия
- Экологические викторины. Знатоки природы
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» март 2017
Наш опыт может быть использован воспитателями дошкольных образовательных организаций в рамках организованной образовательной деятельности и кружковой деятельности, преподавателями музыки, ИЗО и родителями.
2. Введение:
Актуальность:
Охрана растительного и животного мира – дело чрезвычайно важное. Бездумная эксплуатация людьми природных ресурсов на планете привела к тому, что существовавший задолго до их появления животный и растительный мир начал постепенно умирать.
В каждой стране есть свое доказательство вымирания природы – Красная книга, куда вносят исчезающие виды флоры и фауны. Животные и растения Самарской области, занесенные в Красную книгу, не исключение.
Если какой-либо вид исчез с лица Земли, восстановить его уже невозможно, это – невозвратимая потеря. Между тем, такой вид мог бы представить ценность для человека – уже по одной этой причине нельзя допускать, чтобы из общего фонда флоры и фауны был потерян хотя бы один вид.
Поэтому мы решили внести посильный вклад по сохранению растений и животных нашего края. Из практики педагогической работы считаем, что данная дидактическая игра экологического содержания поможет закрепить и обобщать знания. Играя, дети лучше усвоят знания о растениях и животных, занесенных в Красную книгу нашего края, научатся устанавливать взаимосвязи между ними и средой.
Игра поможет увидеть целостность экосистемы в целом, осознать уникальность и неповторимость каждого объекта природы. Усвоение знаний о природе при помощи игры, вызывающей переживания, не может не оказать влияния на формирование у них бережного и внимательного отношения к объектам растительного и животного мира. А экологические знания, вызывающие эмоциональную реакцию у детей, войдут в их самостоятельную игру, станут содержанием, лучше, чем знания, воздействие которых затрагивает лишь интеллектуальную сферу.
Новизна:
Новизна данной дидактической игры заключается в более глубоком формировании экологических представлений об растениях и животных, занесенных в Красную книгу Самарской области и в организации игры задействованы помимо когнитивной сферы, эмоциональные, духовно-нравственные, деятельностные и творческие компоненты.
Цель и задачи дидактической игры :
Цель: Закрепление формирования представлений у детей о растениях и животных Самарской области, занесенных в Красную книгу; воспитание представлений о нормах и правилах грамотного экологического человека.
Задачи:
Образовательные:
познакомить с Красной книгой Самарской области; обогатить словарный запас дошкольников; стимулировать развитие интеллекта, внимания, памяти, логики;
Развивающие:
развивать мелкую моторику;
Раскрыть творческий потенциал дошкольников.
Воспитательные:
заложить экологическую культуру, чувство патриотизма и гордости за родной край и планету Земля;
способствовать сплочению группы, развивать эмпатию;
выработать привычку соблюдения правил поведения на любом участке окружающего мира;
Условия применения
Для успешной работы необходимы Интернет – ресурсы, принтер, фотобумага, методическая литература.
Трудоемкость, ограничения, риски:
Ограничений и рисков нет.
Разработка дидактической игры покажется менее трудоемким, если вы найдете единомышленников среди коллег и родителей воспитанников.
3. Основная часть
- специфика методической разработки
Данная разработка является дидактической игрой. В процессе реализации поставленных задач применяется игровая, здоровьесберегающая технология. Система заданий предусматривает активное включение дошкольников в игровую и познавательную деятельность. В ходе подготовки дидактической игры широко использовались возможности образовательной среды (привлечение родителей, библиотечных фондов, экскурсии,)
- существующие требования
Наиболее полный эффект от реализации дидактической игры возможен при соблюдении всех направлений (образовательных областей). Это поможет детям получить целостную картину о природе родного края, так же дает детям возможность глубже изучить флору и фауну родного края ООПТ. Если дидактическая игра реализуется преподавателем музыки или изобразительного искусства, то можно добавить музыкальное сопровождение. И это тоже будет полезно.
- замысел автора и логика разработки
Игра начинается с рассказа о Красной книге, почему она в красной обложке, о животных и растениях родного края, которые находятся под угрозой исчезновения, как их охранять, как правильно вести себя на всех участках окружающей среды.
Ход игры:
I вариант:
Воспитатель раскладывает детям карточки, на которых изображены некоторые растения и животные Самарской области. Воспитатель предлагает детям выбрать из всех карточек, только те карточки, на которых изображены растения и животные занесены в Красную книгу. Далее воспитатель раскладывает карточки «Правила природы» и предлагает выбрать только разрешающие знаки.
Карточки дети раскладывают по кармашкам в Красной книге и поясняют свой выбор
За правильное выполненное задание участник дидактической игры «Знатоки природы!» получает фишку.
Игра проводится несколько раз.
Выигрывает тот, у кого наибольшее количество фишек
II вариант:
Второй вариант игры проводится детьми самостоятельно.
После приобретения навыка игры дети могут играть без помощи взрослого.
Фишки в данном варианте не используются.
Организация деятельности детей:
Во время использования дидактической игры «Знатоки природы» может быть организована деятельность детей: индивидуального характера; с подгруппой детей.
4. Заключение
- основные выводы по теме разработки;
Тема нашей работы: познавательная дидактическая игра «Знатоки природы». В процессе реализации поставленных задач дошкольники закрепят и обобщат представления о фауне и флоре родного края. Играя, дети лучше усвоят знания о растениях и животных, занесенных в Красную книгу нашего края, научатся устанавливать взаимосвязи между ними и средой; расширятся представления о том, какие действия вредят природе. Вырабатываются привычки соблюдения правил поведения в природе. Формируется любовь и интерес к природе родного края. Развивается память, мышление, внимание и воображение у детей.
Дидактическая игра насыщена яркими картинками, позволяющие развитию познавательных мотивов, обеспечивающих рост творческого потенциала, обогащающие коммуникативный опыт взаимодействия со сверстниками и взрослыми в познавательной и игровой деятельности.
Материалы нашей работы структурированы в соответствии с образовательными областями.
Дидактическая игра может быть реализована без ограничений. В зависимости от географического расположения ОУ, возраста дошкольников, наполнение дидактической игры может меняться. Это придаст своеобразие.
К материальным результатам проекта можно отнести макет Красной книги, карточки с изображением растений и животных Самарской области, карточки правила поведения в природе «Правила друзей природы, создание фото - коллажа. Эти результаты были внедрены в практику. Но ведь есть еще и нематериальные продукты деятельности, дети научились, бережно относится к окружающему нас миру и усвоили правила друзей природы и самое главное дети и взрослые объединились вокруг одной идеи – как защитить редкие виды растения и животных родного края.
- информация о том, где, когда и в какой форме разработка была представлена профессиональному сообществу;
Дидактическая игра «Знатоки природы».
1. вариант игры :
Задачи:
познакомить с Красной книгой Самарской области;
заложить экологическую культуру, чувство патриотизма и гордости за родной край и планету Земля;
сформировать чувство ответственности за судьбу природы родного края и всей Земли;
выработать привычку соблюдения правил поведения на любой участке окружающего мира;
Раскрыть творческий потенциал дошкольников;
Оборудование: Красная книга, карточки с изображением растений и животных, карточки запрещающими условными знаками и разрешающими условными знаками.
1вариант игры
Задачи:
1. Изучение материала о методах сохранения редких растений.
2. Создание коллекции редких и исчезающих растений Самарской области.
3. Воспитание экологического мировоззрения : вызвать негативное отношение к тем, кто наносит вред природе.
4. Учить детей радоваться общению с природой, понимать ценность каждого растения.
5. Формировать основы совместного сотрудничества детей и взрослых.
6. Развивать творчество, связную речь, мелкую моторику. Способствовать развитию образной речи.
Дети выбирают из карточек всего растительного и животного мира Самарского края те растения и животных, которые в опасности, помещают их в Красную книгу и рассказывают о них.
2 вариант игры
Дети выбирают из карточек, которые
Новизна данной дополнительной общеобразовательной программы Новизна программы состоит в том, что важная роль в изучении программного материала отводится непосредственному взаимодействию детей с природой (экскурсии в природу, практические занятия, наблюдение за жизнью растений и животных в учебном хозяйстве станции юных натуралистов, экологические акции и др.). Природа - лучший учитель ребенка и могучий источник познания. Все теоретические занятия данной программы обязательно подкрепляются практическими занятиями, практической экологией.
Актуальность программы В связи со сложной экологической обстановкой на Земле приоритетным становится экологическое образование и воспитание подрастающего поколения поэтому данная программа очень актуальна сегодня. Работа по начальному экологическому образованию особенно важна в дошкольном и младшем школьном возрасте. Именно в этом возрасте закладывается доброта, забота о людях и «братьях наших меньших». Именно
2
в этот период важно успеть заложить ростки ответственности за свои поступки, любовь к людям, природе, своему краю, направить интерес детей от любопытства к любознательности и потребности в познании. Природу любят многие, но внимательно и бережно относиться к ней могут только понимающие её и экологически грамотные люди. Актуальность программы состоит в том, чтобы довести до каждого ребёнка значимость природы в жизни человека, необходимость бережного отношения к окружающей среде. Педагогическая целесообразность программы Педагогическая целесообразность данной дополнительной общеобразовательной программы состоит в том, что знания, полученные детьми после прохождения тем программы, могут использоваться ими в последующем освоении школьных предметов, в их повседневной жизни: • знания о жизнедеятельности растений и животных, о связях их с окружающей средой и сезонных изменениях в природе послужат основой для изучения школьного курса «окружающий мир»; • знания по практической экологии способствуют развитию навыков творческой, исследовательской работы; • общение с окружающей природой, растениями и животными учебного хозяйства в процессе усвоения программы будут способствовать развитию у детей чувства добра и гуманности ко всему живому.
Занятия по данной дополнительной программе стимулируют познавательную деятельность детей, развивают их коммуникативные умения, творческие способности.
1.3. Цель и задачи дополнительной общеобразовательной программы
Цель: формирование и развитие целостных представлений об окружающем мире, его уникальности, многообразии и изменчивости
Задачи:
Обучающие: 1. способствовать формированию знаний об окружающем мире: рукотворном мире, живой и неживой природе, и их составляющих; 2. содействовать формированию основ экологических знаний, об изменениях, происходящих в природе в различные времена года;
3
3. способствовать формированию знаний о приспособляемости живых существ к сезонным изменениям в природе; 4. способствовать формированию основ экологических знаний о закономерностях и взаимосвязях в природе; 5. способствовать формированию начальных валеологических знаний о способах сохранения и укрепления здоровья в различные времена года Развивающие: 1. содействовать формированию умений и навыков наблюдения за процессами и явлениями, происходящими в природе, установления их причинно-следственных связей; 2. обучать методике проведения опытов, постановке экспериментов, умению выдвигать гипотезы, проверять их достоверность; 3. способствовать развитию любознательности и наблюдательности, потребности в самостоятельном освоении окружающего мира; 4. способствовать развитию памяти, логического мышления, воображения, творческих способностей