Папки-передвижки

Дидактическая игра по экологическому воспитанию старших дошкольников «Следопыты»

Светлана Васильевна Бондаренко
Дидактическая игра по экологическому воспитанию старших дошкольников «Следопыты»

МБДОУ ЦРР детский сад первой категории №60 «Ягодка»

дидактическая игра по экологическому воспитанию

«СЛЕДОПЫТЫ»

[/i]

Авторы:

воспитатель высшей категории

Бондаренко Светлана Васильевна;

воспитатель первой категории

Жидкова Ирина Ивановна

2018 г.

Публикация «Дидактическая игра по экологическому воспитанию старших дошкольников „Следопыты“» размещена в разделах

Игра для старшего дошкольного возраста. Рассчитана на имеющиеся знания детей о растениях, птицах и насекомых нашей местности. Игра проводится во время прогулок на территории детского сада.

Природный материал считается наиболее эффективным средством изучения природы. А проведение занимательной игры на прогулке закрепит знания детей об окружающей действительности. К тому же задания – исследования живых объектов вызывают огромный интерес уребят. В процессе выполнения заданий игры «Следопыты» дети уточняют, закрепляют, расширяют имеющиеся у них представления о предметах и явлениях природы, растениях, птицах, насекомых, сезонных изменениях в природе. При этом игра способствует развитию памяти, внимания, наблюдательности; даёт возможность детям оперировать самими предметами природы, сравнивать их, отмечать изменение отдельных внешних признаков. Игра приносит большую пользу тем, что учит детей применять имеющиеся знания в новых условиях. Учтены возрастные особенности детей старшего дошкольного возраста: активность, эмоциональная отзывчивость, любознательность.

Актуальность.

В последнее время, в связи с развитием компьютерных технологий, ослабевает прямая, непосредственная связь ребенка с природой. Всё больше он знакомится с природой по картинкам, видеофильмам, слайдам. А ведь природа - это готовая мастерская для развития фантазии и воображения ребенка. Порой растение или птицу, встреченных на прогулке, ребёнок не может назвать, хотя по картинкам легко определяет их названия и даёт элементарные описания объектов.

Цель: развитие навыков исследовательской работы с природными объектами.

Задачи:

- формировать элементарные навыки ориентирования по плану на знакомой территории;

- закреплять и расширять знания об окружающей природе;

-познакомить с разнообразием животного и растительного мира малой родины;

- способствовать развитию творческих способностей воспитанников;

- показать неповторимость, величие, силу и красоту Природы;

- прививать потребность принимать активное участие в природоохранной деятельности;

- воспитывать бережное отношение к окружающей среде, необходимость рационального отношения к явлениям живой и неживой природы.

Оборудование. Чемоданчик «следопыта», в котором расположены: план территории детского сада с обозначенными объектами живой природы и постройками; лупы для рассматривания мелких объектов, коробочки для сбора плодов, семян, листьев, растений (для последующего исследования); бинокль для наблюдения за птицами, высокими деревьями.

Чемоданчик выполнен из алюминиевого корпуса с элементами пластика, крышка

– из оргстекла. Лёгкий, удобный в использовании, безопасен для детей.

На плане обозначены, синим цветом здание детского сада, беседки и скамейки. Дети на этапе ознакомления с игрой обучаются элементарным навыкам ориентирования по условным знакам: кустарник, лиственное дерево, хвойное дерево, постройки, тротуар.

Начальный этап.

Обучение элементарным навыкам ориентирования на территории детского сада по плану – схеме. Изучение условных знаков плана: обозначение построек, деревьев, кустарников. Проведение экскурсий по территории сада для закрепления названий и местоположения растений на участках и клумбах.

Ход игры.

Игра рассчитана на группу детей в количестве от двух до пяти человек. С помощью считалки определяется ведущий «следопыт», который будет нести чемоданчик, раздавать поручения при выполнении задания.

На плане с помощью наклейки-метки задаётся место исследования объекта. Воспитатель даёт словесную инструкцию по выполнению задания. Дети должны найти заданный объект на территории сада, ориентируясь по плану и назвать его. Далее выполняется задание по словесной инструкции воспитателя.

Задания связаны со временем года. Весной и в летний период предлагается рассмотреть насекомых, цветущие растения, деревья и кустарники; определить, какую помощь надо оказать заданному объекту. Осенью задания связаны с закреплением внешнего вида плодов и семян, созревших на разных деревьях и кустарниках, сбором листьев указанных в задании деревьев и кустарников для гербария и букетов. После выполнения задания воспитатель дополняет сведения об исследуемом объекте для расширения знаний. Зимой задания игры связаны с закреплением внешнего вида деревьев и кустарников, подкормкой птиц, снегозадержанием на определённых участках клумб для утепления зимующих растений. Наблюдения за птицами происходит во все сезоны года.

После возвращения с прогулки воспитатель предлагает одному из участников игры рассказать об объекте, который был определён и исследован. Все дети группы принимают участие в рассматривании природного материала, принесённого с задания, или рассматривают объект на картинках, открытках. Затем воспитатель предлагает рассказать одному из «следопытов», что он сегодня запомнил или узнал нового, рассказывает для всех детей дополнительный материал о данном объекте.

Возможные варианты игры

Множество живых объектов для изучения и наблюдения даёт возможность разнообразить игру в течение двух лет на протяжении старшей и подготовительной групп.

Знания расположения живых объектов на территории детского сада могут применяться в играх по ориентированию, определению спрятанных предметов, что позволяет применять «чемоданчик» следопытов на занятиях по познавательному развитию, в развлечениях.

Один из вариантов игры.

«Подарок сойке»

В старом вязе есть дупло, расположенное невысоко от земли. Дети имеют возможность рассмотреть его, дотянуться рукой. Им известно, что в дупло наведывается сойка.

Задание.

Собрать «угощение» сойке (по «метке» на плане). В детском саду есть возможность собрать ягоды шиповника, калины, рябины; плоды ореха грецкого, каштана, липы; семена календулы и других цветов.

Отнести в старое дупло. Навести порядок в дупле и возле дерева.

В группе обсуждается, что больше всего любит сойка (грецкий орех).

Растения, произрастающие на территории детского сада, которые предлагаются к исследованию:

Дикорастущие травы и красивоцветущие растения на клумбах:

Гиацинты, подснежники, лютики, крокусы, тюльпаны, нарциссы, ирисы, пионы, ландыши, подорожник, пастушья сумка, сурепка, вьюнок, мята, полынь, мятлик, пырей, юкка, лилии,

Кустарники: калина, сирень, самшит, боярышник, смородина, розы, шиповник.

Деревья: берёза, клён, каштан, орех грецкий, липа, рябина, тополь, акация, вяз, ель, сосна, яблоня, алыча.

Птицы, предлагаемые к рассматриванию и изучению в сравнении с иллюстрациями: голубь, воробей, сойка, дятел, ворона, трясогузка, синица.

Для удобства воспитателя создана картотека с заданиями и дополнительным материалом по объектам, распределена по сезонам года.

Прогнозируемые результаты.

У детей развивается познавательный интерес к растениям участка: они охотно участвуют в коллективных наблюдениях, беседах, в заполнении календарей природы, проявляют инициативу в познании растений – задают вопросы, самостоятельно наблюдают, строят предположения, рассказывают об увиденном. Развивается эмоциональное и художественное восприятие красоты растений в различные периоды их жизни и при разных состояниях: нежной зелени весной, пышного разнотравья и сочной зелени летом, покоя заснеженных деревьев и кустов зимой, разноцветного осеннего увядания и т. д. Дети учатся связывать красоту растений с благополучным их состоянием (удовлетворением потребностей) и хорошими условиями жизни. Учатся воспринимать растения как живые существа, сочувствовать им, оберегать их целостность. Проявляют готовность участвовать в практических делах по поддержанию хороших условий для растений (полив, перекопка земли и пр.).

Отзывы родителей, информация о работе в интернет - ресурсах

Персональный сайт воспитателя Бондаренко Светланы Васильевны

https://swetlanabondarenko.jimdo.com/%D0%BE%D1%82%D0%B7%D1%8B%D0%B2%D1%8B-%D0%B3%D0%BE%D1%81%D1%82%D0%B5%D0%B9-%D1%81%D0%B0%D0%B9%D1%82%D0%B0/

Сайт детского сада № 60 «Ягодка» http://yagodka60.ru/

Список литературы, интернет – источники.

1. Кравченко Ирина Васильевна, Долгова Татьяна Леонидовна.

Прогулки в детском саду. Старшая и подготовительная к школе группы. ООО "ТЦ Сфера", 2015.

2. Светлана Николаевна Николаева. Юный эколог. Программа экологического воспитания в детском саду: МОЗАИКА-СИНТЕЗ; Москва; 2010.

3. Никифорова О. А. Экологическая тропинка в ДОУ. Журнал Дошкольная педагогика. 2013г. № 5.

4. Диканова И. На экологической тропе // Дошкольное воспитание. – 2013. - № 3. – С. 62-64

ЭЛЕКТРОННАЯ БИБЛИОТЕКА.

Народная педагогика в экологическом воспитании дошкольников. Пособие для специалистов дошкольного воспитания

Научный редактор, составитель – Светлана Николаевна Николаева – доктор педагогических наук, главный научный сотрудник Института психолого-педагогических проблем детства Российской академии образования. Авторский коллектив: Л. В. Жданова, Г. С. Иванова, В. А. Ку-рашова, E. М. Лутовинова, Л. Ф. Майстрова, Г. В. Недземковская, С. Н. Николаева, И. А. Тереничева, И. А. Шарковская. 2009 г.

Карточки Домана https://deti-online.com/learning/kartochki-domana/

Прикреплённые файлы:

Публикации по теме:

«Мы — земляне». Программа по экологическому воспитанию старших дошкольников Цели, задачи и особенности программы. Основная цель программы – создание условий для становления основ экологического сознания у старших.

Дидактическая игра для старших дошкольников «Учимся читать»Дидактическая игра для старших дошкольников «Учимся читать» Игра рассчитана для детей старшей, подготовительной группы. Цель этой игры- запоминание букв, их написания и звучания; умение различать.

Дидактическая игра по математическому развитию старших дошкольников «Математическое лото» Дидактическая игра по математическому развитию старших дошкольников «Математическое лото» ОПИСАНИЕ: Данная дидактическая игра предназначена.

Дидактическая игра по экологическому воспитанию «Собери в корзинку овощи, фрукты и ягоды»Дидактическая игра по экологическому воспитанию «Собери в корзинку овощи, фрукты и ягоды» Дидактическая игра по экологическому воспитанию "Собери в корзинку овощи, фрукты и ягоды" Цель: сформировать у детей представление об овощах.

Игра по экологическому воспитанию дошкольников Игра по экологическому воспитанию дошкольников Содержание:«Что сначала, что потом», «Четвертый лишний», «Какие картинки исчезли» Правила:«Что.

Фотоотчет о занятии по экологическому воспитанию с элементами исследовательской деятельности старших дошкольниковФотоотчет о занятии по экологическому воспитанию с элементами исследовательской деятельности старших дошкольников Цель: воспитание экологической культуры, формирование природоохранных действий у детей старшего дошкольного возраста. Задачи: Образовательные.

Лэпбук по экологическому воспитанию дошкольниковЛэпбук по экологическому воспитанию дошкольников Лэпбук по экологическому воспитанию дошкольников старшего возраста. Лэпбук содержит задания и материалы, которые должен знать об экологии.

Мастер-класс для педагогов «Дидактическая игра по развитию речи старших дошкольников «Расскажи мне сказку»Мастер-класс для педагогов «Дидактическая игра по развитию речи старших дошкольников «Расскажи мне сказку» Мастер – класс для педагогов на тему: «Дидактическая игра по развитию связной и монологической речи старших дошкольников «Расскажи мне сказку».

Дидактическая игра «Выбор за тобой» для старших дошкольниковДидактическая игра «Выбор за тобой» для старших дошкольников Пояснительная записка к методическому пособию Дидактическая игра «Выбор за тобой» по здоровьесбережению для старших дошкольников «Здоровым.

Постановка театральной сказки по экологическому воспитанию «Жалобная книга природы» для старших дошкольниковПостановка театральной сказки по экологическому воспитанию «Жалобная книга природы» для старших дошкольников Цель: Формировать у детей экологическую культуру природопользования посредством театральной деятельности. Задачи: • Закреплять знания.

Автор публикации:
Дидактическая игра по экологическому воспитанию старших дошкольников «Следопыты»
Опубликовано: 17 октября 2018 в 19:12
+15Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 5.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
28 апреля. Вербное воскресенье. Передвижка «Вербное воскресенье»

За неделю до Пасхи христиане празднуют Вербное воскресенье. Красивый символ этого праздника – веточки вербы с белоснежными пушистыми комочками.

В 2024 году БАМ отмечает 50-летний юбилей. Передвижка «БАМ»

8 июля – памятная дата в честь строительства Байкало-Амурской магистрали, знаменитого БАМа. В этот день, 8 июля 1974 года, было подписано постановление о начале строительства Байкало-Амурской магистрали....


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД