Ирина МАЛИНОВСКАЯ
Дидактическая игра «Построй башню»
▼ Скачать + Заказать документы
Очень важно в дошкольном возрасте развивать представления о существенных признаках, лежащих в основе обобщающих понятий (игрушки, продукты питания, одежда и т. д.). необходимо также формировать у ребят умения ориентироваться в многообразии предметов рукотворного мира, группировать предметы по существенным видовым признакам дифференцировать предметы одного рода (посуда — чайная, кухонная, столовая, различать и сравнивать предметы одного вида (ботинки —кроссовки, гольфы — носки, платья разного фасона). Задача педагога – научить ребенка самостоятельно приходить к новым обобщениям группировать, классифицировать предметы по внешним и внутренним признакам (по цвету, форме, размеру, весу и т. д.).
Публикация «Дидактическая игра „Построй башню“» размещена в разделах
- Дидактические игры
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая авторская дидактическая игра» февраль 2019
Решению этих зада помогут дидактические игры на классификацию предметов. Такие игры способствуют расширению и активизации активного словаря детей, развивают память, логическое мышление воспитанников. Навыки ребенка в классификации предметов, умения подбирать обобщающие слова для групп предметов – это показатель его интеллектуального развития.
Предлагаю Вашему вниманию дидактическую игру «Построй башню».
Возрастная адресность: 2 – 5 лет.
Дидактическая задача : закрепить представления о предметах ближайшего окружения, с которыми дети активно действуют в повседневной жизни (игрушки, предметы быта, личные вещи, бытовая техника, их разнообразии; упражнять в умении сравнивать и группировать предметы по заданному признаку, понимать и употреблять обобщающие слова (одежда, игрушки, посуда и т. д.).
Игровая задача: построить башню из кубиков, подбирая картинки на заданное обобщающее понятие.
Игровые действия:
• Выбрать грань кубика в соответствии с обобщающим понятием,
• Построить башню в соответствии с обобщающим понятием,
• Назвать предметы, относящиеся к данному обобщающему понятию.
Материал:
Набор кубиков с картинками на различные обобщающие понятия:
фрукты,
овощи,
одежда,
дикие животные,
игрушки,
цветы,
посуда,
электроприборы,
птицы,
школьные принадлежности,
насекомые,
домашние животные,
транспорт.
Кубики можно добавлять, наклеивая на их грани изображения предметов других обобщающих понятий.
При первом внесении игры проводится предварительная беседа. Ребятам раздаются кубики, предлагается рассмотреть их грани, назвать изображенные на них предметы. Далее предлагается самостоятельно найти признаки сходства и различия в предметах, изображенных на гранях кубиков, выделить признак, по которому можно разделить картинки на две, три, четыре группы. Затем воспитатель просит показать ему ту грань кубика, на которой нарисованы, например, игрушки и построить башню так, чтобы грань с игрушкой «смотрела» на детей.
Ход игры:
Играет любое количесво детей.
Ведущий (воспитатель, позднее ребенок) назыает обощающее понятие и предлагает постоить башню. Игроки берут по одному кубику,
отыскивают грань с картинкой, соответствующей заданному обобщающему понятию,
и строят башню. Грань кубика с данной картинкой выставляется "лицом" к игроку.
Когда башня постоена, игроки перечисляют все предметы, нарисованные на грани кубиков.
Вариант 1.
Воспитатель и игроки вместе строят башни на определенные обобщающие понятия. Затем воспитатель просит каждого игроки назвать предметы одним словом.
Вариант 2.
Воспитатель и игроки вместе строят башни на определенные обобщающие понятия. Воспитатель при этом незаметно вводит предмет, который не относится к группе. А когда башни постоены, воспитатель просит игроков назвать “лишний” предмет, объяснить свой выбор.
Вариант 3
Игроки делятся на пары. Каждой паре раздается определенное количество кубиков и предлагается построить башни. Каждый игрок из пары строит свою башенку, затем они проверяют друг друга, находя ошибки.
Вариант 4.
Игроки делятся на две команды. Каждой команде раздается одинаковое количество кубиков и предлагается построить башни. Команды строят башни на определенные обобщающие понятия. Когда команды выполнили задание, игроки называют обобщающее понятие для каждой из башен. После этого команды меняются местами и проверяют правильность выполнения задания, находят ошибки, если такие имеются.
Вариант 5.
Количество инроков не ограничено. Воспитатель начинает строить башни для каждого из игроков. Затем предлагает им достроить башни, подобрав недостающие картинки на свободных гранях кубиков. Игроки достраивают башки и называют обобщающее понятие для своей башни.
Вариант 6.
Воспитатель строит башни, допуская “ошибки”. Затем просит игроков найти ошибки и назвать обобщающее понятие для каждой из башен.