ОЛЬГА ЧЕРЕМУХИНА
Дидактическая игра «Путешествие по Родине»
▼ Скачать + Заказать документы
Разработка варианта дидактической игры для детей раннего или дошкольного возраста
Образовательные области, задачи которых реализуются с помощью игры: социально-коммуникативное развитие, речевое развитие, познавательное развитие.
Название игры: «Экскурсия по родным местам»
Вид игры: настольная игра - эстафета
Возраст детей: 6-7лет
Количество участников: 2-6
Публикация «Дидактическая игра „Путешествие по Родине“» размещена в разделах
Дидактические задачи : Систематизировать, закрепить знания и представления детей 6-7 лет о своей малой родине (о поселке, районе, крае, стране) : об инфраструктуре поселка, района, края и страны, о их достопримечательностях. Способствовать развитию чувства любви, гордости за родной край, страну. Развивать связную речь, совершенствовать коммуникативные навыки. Развивать познавательный интерес. Воспитывать осознанно – бережное отношение к памятникам культуры и достопримечательностям.
Игровые правила: Дети выступают в роли экскурсоводов. Для этого им необходимо при наступлении права хода двигаться по белым кружочкам на столько делений вперед, сколько выпадет на кубике. Остановившись на «остановке» (желтый кружочек) около какого – либо предприятия, достопримечательности, здания, парка или памятника, игрок проводит краткую экскурсию ( составляет рассказ по плану: Что это? Для чего предназначено? Какую пользу приносит людям? Что еще знаешь об этом пункте? - дополнительный вопрос при усложнении игры). Если игрок справляется с заданием (отвечает на все вопросы, то кидает кубик еще раз, если нет – то пропускает ход. Если частично-то право хода переходит к следующему игроку.
Игровые действия: поочередное бросание
кубика, узнавание объекта на фотографии, передвижение фишки на определенное количество кружочков в зависимости от выпавшего числа на кубике, рассказ игрока об объекте.
Игровой результат: выигрывает тот, кто первый дойдет до финиша.
Оборудование к игре:
* игровое поле, на котором обозначены старт, финиш, проложен маршрут (последовательно расположенные кружочки). Игровое поле оформлено в виде физической карты местности, не привязанной к какой- либо конкретно. На нем имеются 15 прозрачных кармашков для фотографий. Фотографии меняются в зависимости от задачи педагога, темы недели. Поэтому вариантов этой игры может быть множество, например: «Природа Зюкайки», «Промышленность Зюкайки» «Промышленность Верещагино», «Достопримечательности Верещагинского района», «Достопримечательности города Перми» ит. д. ;
* фотографии объектов Зюкайки, Верещагино, Перми, России
* кубик,
* мелкие игрушки разных видов транспорта для использования в качестве фишек. Фигурка человечка, если ребенок будет «путешествовать» пешком. Игрок имеет право выбрать, на чем он будет путешествовать.
(допускаются описание, картинки, рисунки, схемы, таблицы и др., ВСЕ РАЗМЕЩАЕТСЯ В ЭТОМ ДОКУМЕНТЕ В ФОРМАТЕ Word)
Описание хода игры: игроки выбирают, на чем они будут путешествовать (самолет, поезд, машина, мотоцикл, велосипед, пешком) игроки определяются с правом первого хода (например, по жеребьевке или по считалке, и бросая по очереди двигаются вперед по маршруту. В случае если игрок остановился на желтом кружочке, по правилам игры это остановка, то он проводит для всех экскурсию: составляет рассказ по заранее обговоренному плану. Воспитатель на первом этапе лучше быть в качестве игрока – экскурсовода. Тогда он может подсказывать, задавая наводящие вопросы. На следующем этапе игры воспитатель выбирает роль игрока – экскурсовода.
Место игры в предметно-пространственной развивающей среде группы ДОО: центр познавательно – исследовательского направления, краеведение.
Процедура знакомства или внесение игры:
В предварительный период дети накапливают знания по теме. Идет накопление знаний и представлений о поселке, о родном крае (в рамках тематической недели). Используются методы: беседа, чтение художественной литературы, рисование, лепка, аппликация, слушание музыки, проектная деятельность, просмотр презентаций, рассказ из личного опыта, просмотр фотографий, посещение музея, организация встреч с интересными людьми (например, с Пупышевым М. И. гиревиком, занесенным в Книгу Рекордов Гиннесса).
Создание библиотеки детских книг пермских писателей.
Создание мини- музея.
Затем используем те же методы но на другом содержании в рамках недели «Моя страна Россия».
Накануне тематической недели или в течение недели проводится какое – либо состязание, по итогам которого детям подготовительной группы вручается данная игра как ПРИЗ.
Далее в группе (лучше в вечерний отрезок времени) воспитатель рассматривает вместе с детьми игру, обсуждают правила игры, игровую задачу, рассматриваются фотографии объектов, идет актуализация знаний.
Затем проводится беседа:
-кто такой экскурсовод?
- что должен знать и уметь экскурсовод?
- ребята, как вы думаете, что нужно для того, чтобы выиграть?
Продолжите предложение: чтобы выиграть, нужно…. (знать, уметь рассказать, соблюдать правила игры).
Что чувствует победитель? Пройдитесь как победители. Что чувствует проигравший? Пройдитесь как проигравшие. Как можно подбодрить проигравшего? И т. д.
На этапе знакомства воспитатель играет вместе с детьми как как турист, для которого проводят экскурсию и где он может в рамках роли задать какой либо вопрос экскурсоводу, далее он один из экскурсоводов. Затем дети играют самостоятельно, привнося свое творчество и фантазию, изменяя объекты, вопросы, и новые задания (закрасив белые кружочки каким – либо цветом, определить задание для игрока, который остановится на данном цвете).