Арзуманян Екатерина
Дидактическая игра с детьми ТНР
▼ Скачать + Заказать документы
Каждый реб нок имеет право быть счастливым. Именно в руках специалистов, педагогов дошкольного учреждения здоровье благополучие, успехи
или неуспехи реб нка во взрослой жизни. Медицинские, психолого-педагогические и социологические исследования подтверждают тенденцию
к резкому увеличению числа детей с особенностями развития, в т. ч. с недо-
развитием всех компонентов речевой системы, снижением уровня коммуникативной культуры. Осознавая всю значимость и актуальность проблемы, понимая всю необходимость организации эффективной и своевременной помощи детям, педагогический коллектив в качестве одного из приоритетных направлений работы выбрал коррекцию речевых нарушений у дошкольников. В соответствии с ФГОС коррекционно-воспитательная работа в дошкольном учреждении направлена на создание системы комплексной, ин-
Публикация «Дидактическая игра с детьми ТНР» размещена в разделах
дивидуально ориентированной психолого-медико-педагогической помощи
детям с особенностями развития. Индивидуализация и дифференциация образовательного процесса, использование эффективных как традиционных,
так и инновационных методов и приемов работы, позволяет обеспечивать всем дошкольникам единые стартовые возможности для успешного обучения в школе. Содержание коррекционно-воспитательной работы в логопедической
группе осуществляется в процессе организации различных видов деятельно-
сти. Вспомним, как загораются глаза у малышей, когда вы говорите: «А сей-
час мы с вами поиграем в одну интересную игру». Не нужно быть тонким
психологом, чтобы понять, какое важное место занимает игра в жизни ребенка. Это не только развлечение, это творческий, вдохновенный труд, это
жизнь! В настоящее время в педагогической науке появилось целое направление - игровая педагогика, которая рассматривает игротерапию как ведущий метод воспитания и обучения детей дошкольного возраста, способ коррекции речевых, эмоциональных и поведенческих нарушений, развития навыков коммуникации. Согласно этой концепции, опора на игровую деятельность, игровые формы, приемы - это важнейший путь включения детей в учебную работу, способ обеспечения эмоционального отклика на воспитательные воздействия. В процессе игры ребенок познает не только окружающий мир, но и самого себя, свое место в этом мире. В игре ребенок овладевает компонентами, присущими любой деятельности: учится ставить цель, планировать, добиваться результата. Игра удовлетворяет его потребности в общении, познании окружающего мира, активных движениях. Это особенно важно для дошкольников с проблемами речевого развития. Основным элементом дидактической игры является дидактическая зада-
ча, которая позволяет педагогу добиваться в игре конкретных результатов,
ориентированных на развитие тех или иных качеств, на закрепление знаний,
умений, навыков. Обучающая задача скрыта от детей, для которых на пер-
вом плане оказывается игровая задача, которая доводится до них в виде практических заданий (рассмотреть картинку и найти несоответствия, описать
предмет и др.). Стремясь реализовать ее, они выполняют игровые действия,
соблюдают правила игры. Содержанием дидактических игр является окру-
жающая действительность (природа, люди, их взаимоотношения, быт, труд,
события общественной жизни). Немаловажная роль в дидактических играх
принадлежит игровому действию.
Игровое действие - это проявление активности детей в игровых целях:
отгадывать предметы по описанию, отгадывать, какое изменение произошло
с предметами, расставленными на столе, выиграть соревнование и т. д. Игровое действие позволяет детям реализовать поставленную задачу и является способом поведения, деятельности. Игра на логопедических занятиях является и методом, и формой обучения дошкольников. Таким образом, развивается возможность детей активно пользоваться речью на положительном эмоциональном фоне.