тлеубаева сауле
Дидактическая игра «Умные квадраты»
▼ Скачать + Заказать документы
Пояснительная записка
Исследования показывают, что наибольшие трудности в начальной школе испытывают те дети, которые проявляют интеллектуальную пассивность, у которых отсутствуют желание и привычка думать, стремление узнать что-то новое. Поэтому главной целью дошкольной подготовки должно стать всестороннее развитие ребенка: развитие его мотивационной сферы, интеллектуального и логического мышления. Большое значение в умственном и всестороннем развитии детей имеют занимательные развивающие игры.
Публикация «Дидактическая игра „Умные квадраты“» размещена в разделах
Дидактическая игра «Умные квадраты» для детей старшего дошкольного возраста, направлена на формирование возрастных компетентностей дошкольника, через активизацию познавательно-интеллектуальной деятельности ребенка.
Основной целью данного дидактической игры, является развитие у детей функций, значимых для успешного обучения:
Зрительное восприятие и зрительная память.
Слуховое восприятие и внимание, слухоречевая память, фонематический слух.
Сенсомоторные координации в системе «глаз – рука», «глаз – ухо – рука», пространственная ориентация на плоскости.
Точные и дифференцированные движения пальцев и кистей рук.
Задачи
Формировать у детей приемы умственных действий (анализ, синтез, сравнение, обобщение, классификация, аналогия)
Формировать мотивацию учения, ориентированную на удовлетворение познавательных интересов.
Развивать у дошкольников речь, умение высказывать и обосновывать свои суждения.
Воспитывать интерес к ОУД и процессу обучения в целом.
В дидактическую игру «Умные квадраты» входят:
Набор карточек в клетку и линейку размер А5, для индивидуальной работы Цветные квадраты (красные, зелёные, синие) по размеру ячеек на карточках Карточки с заданиями по тематическим блокам
Образцы контрольных карточек (для проверки).
Описание дидактической игры «Умные квадраты»
Цветные квадраты
Квадраты по размеру ячеек карточек условно разделены на 3 цвета: красный, зелёный, синий. Данное обозначение позволяет «зашифровать» смысловые группы слов при помощи цвета. Число квадратов зависит от количества заданий, предложенных педагогом. (в среднем 4-5 штук каждого цвета) При знакомстве с игрой можно сначала использовать два цвета, дальше три цвета.
Карточки с заданиями по тематическим блокам
Карточки с заданиями разрабатываются с учетом образовательных задач и возрастных возможностей детей. Карточки представлены следующими тематическими блоками: «Овощи, фрукты», «Грибы», «Цветы», «Деревья», «Насекомые», «Рыбы», «Животные», «Птицы», «Времена года. Месяцы», «Посуда», «Транспорт», «Профессии», «Мебель», «Одежда», «Школьные принадлежности»
Образцы контрольных карточек
Контрольные карточки, с правильным размещением квадратов в соответствии с заданием, используются на рефлексивно-коррегирующем этапе, с целью проверки полученных знаний, самопроверки или взаимопроверки. В дидактическом пособии представлены образцы контрольных карточек, которые педагог составляет в соответствии с поставленной задачей.
Этапы введения дидактической игры «Умные квадраты»
На первом этапе работы с дидактическим пособием педагог предлагает детям «зашифровать» смысловые группы слов квадратом определенного цвета и объясняет, как они должны быть расположены на карточке. Педагог называет слова определенной смысловой группы, дети, используя квадраты, выполняют действия в соответствии с заданием. Методический материал к заданиям, может предъявляться детям как визуально: педагог показывает картинки или напечатанные слова, если дети умеют читать – для развития зрительной памяти, так и вербально (на слух) – для развития слуховой памяти.
После выполнения задания педагог организует самопроверку или взаимопроверку.
На втором этапе игры педагог задаёт контрольные вопросы с целью закрепления знаний.
Вопросы направлены на развитие:
произвольной памяти и внимания
логического мышления (какое слово «лишнее»? Почему)
классификацию (раздели слова на группы)
обобщение (назови одним словом)
на развитие словаря ребенка (какое слово незнакомо)
фразовой речи
речевого оформления суждений и умозаключений.
Когда дети поймут смысл игры, они могут сами придумывать задания, называть слова, задавать контрольные вопросы.
Примеры использования дидактической игры «Умные квадраты»
( раздел: ознакомление с окружающим миром)
Педагог предлагает детям, используя желтую карточку в клетку, при помощи «Умных квадратов» выполнить следующее задание:
-Животные Казахстана будут располагаться в верхнем правом углу их мы обозначим зелеными квадратами, животные жарких стран в левом нижнем углу, их мы обозначим красными квадратами. Животные севера будут расположены в левом верхнем углу, их обозначим синими квадратами.
Педагог называет животных, дети при помощи квадратов выполняют задание.
Тлкі
Морж
Жираф
Сайгак
Тюлень
оян
По контрольной карточке дети проверяют правильно ли выполнено задание, для уточнения полученных знаний педагог задает контрольные вопросы:
Какие животные находятся в правом верхнем углу?
Какие животные находятся в левом нижнем углу?
Назовите животных в левом верхнем углу?
Какой угол остался свободен?
( раздел: основы грамоты)
Педагог предлагает детям, используя голубую карточку в линейку, при помощи «Умных квадратов» выполнить следующее задание:
-На линейке сверху ставим условное обозначение слов, которые начинаются на твердый согласный (синие квадраты, на второй линейке сверху условное обозначение слов, которые начинаются на мягкий согласный (зеленые квадраты) и на третьей линейке обозначение слов, которые начинаются на гласный (красные квадраты)
Педагог называет слова, дети при помощи квадратов выполняют задание.
Ромашка
Орхидея
Василек
Роза
Береза
Пион
По контрольной карточке дети проверяют правильно ли выполнили задание. Для уточнения полученных знаний педагог задает контрольные вопросы:
Назовите слова которые обозначены синими квадратами?
Назовите слова которые находятся на второй линейке?
Какое слово начинается на гласный звук?
Какое слово незнакомо?
Какое слово лишнее?
Назовите фигуру соответствующую данному цвету?
Таким образом, данная дидактическая игра содержит одинаковые по дидактическим целям, но разные по содержанию игровые задания. Дидактическая игра «Умные квадраты» может быть использована в организованной учебной деятельности, в индивидуальной работе с детьми. Эти задания зарекомендовали себя, как действенное средство «подтягивания» развития детей в индивидуальных занятиях. Данная дидактическая игра может быть использована и для определения уровня сформированности возрастных компетентностей детей. Содержание игры может изменяться и дополняться в соответствии с потребностями каждого занятия и индивидуальными возможностями детей.