Приложение МААМ

Дидактическая игра в педагогическом процессе ДОУ и в семье

Оксана Легкодымова
Дидактическая игра в педагогическом процессе ДОУ и в семье
▼ Скачать + Заказать документы

Играя, ребенок не просто проводит время: он познает окружающий мир, учится общаться со сверстниками и взрослыми,проявляет свои способности.

Играя с ребенком добавляете немало ярких и приятных минут в вашу жизнь. Большинство современных детей проводят все свободное время перед экраном телевизора или перед монитором компьютера. И не даром детские врачи и психологи бьют тревогу поэтому поводу.

Публикация «Дидактическая игра в педагогическом процессе ДОУ и в семье» размещена в разделах

Бесконечное созерцание экрана,компьютерные игры с элементами агрессии и насилия тормозят развитие ребенка,плохо влияют на его психику и общее физическое состояние,лишают ребенка живого контакта со сверстниками,обособляют от семьи. Ребенок как бы уходит в себя,он живет в своем иллюзорном мире и уже не в состоянии адекватно воспринимать свое поведение,критически оценивать свои поступки. Ведь именно в играх со сверстниками малыш получает первые уроки жизни.

Дидактическая игра представляет собой многоплановое, сложное педагогическое явление : она является игровым методом и формой, и самостоятельной игровой деятельностью, и средством всестороннего развития личности ребенка. Дидактическая игра как игровой метод рассматривается в двух видах :игры- как непосредственная образовательная деятельность и дидактические игры. В первом случае ведущая роль принадлежит воспитателю,который для повышения у детей интереса использует разнообразные игровые приемы,создает игровую ситуацию, вносит элементы соревнования и др. Использование разнообразных компонентов игровой деятельности сочетается с вопросами,указаниями, объяснениями,показом. Дидактическая игра широко используется в образовательных областях :коммуникация,познание,художественное творчество и т. д.

Дидактическая игра как самостоятельная игровая деятельность основана на осознании этого процесса. Самостоятельная игровая деятельность осуществляется лишь в том случае,если дети проявляют интерес к игре,ее правилам и действиям,если эти правила ими усвоены. Педагог заботится об усложнении игр,расширении их вариативности. Самостоятельная игровая деятельность не исключает управление со стороны взрослого. Участие взрослого носит косвенный характер. При определении победителя взрослый дает возможность самим детям оценить действия играющих, назвать лучшего. Так, в играх, помимо формирования самостоятельности, активности детей, устанавливается атмосфера доверия между детьми и взрослым,между самими детьми,взаимопонимание. Это и составляет сущность сотрудничества. Дидактические игры имеют большое значение для обогащения творческих игр.

Дидактическая игра выступает и как средство всестороннего развития личности. Многие дидактические игры направлены на усвоение, уточнение, закрепление знаний. С помощью дидактических игр педагог приучает детей самостоятельно мыслить,использовать полученные знания в различных условиях в соответствии с поставленной задачей. Дидактические игры ставит перед детьми задачу рационально использовать имеющиеся знания в мыслительных операциях :находить характерные признаки в предметах и явлениях окружающего мира; сравнивать, группировать,классифицировать, делать правильные выводы, обобщения. Данные игры развивают сенсорные способности детей. Ознакомление дошкольников с цветом,формой, величиной предмета позволило создать систему дидактических игр и упражнений по сенсорному развитию,направленных на совершенствование восприятия ребенком характерных признаков предметов. Развивается речь детей : пополняется и активизируется словарь,формируется правильное звукопроизношение,развивается связанная речь,умение правильно выражать свои мысли. В процессе многих игр развитие мышления и речи осуществляется в неразрывной связи. Активизируется речь при общении детей в игре,решении спорных вопросов. В игре развивается способность аргументировать свои утверждения,доводы.

Многие дидактические игры вызывают интерес к труду взрослых. Навыки труда дети приобретают при изготовлении материала для дидактических игр.

Если говорить о физическом развитии,игра создает положительный эмоциональный подъем,вызывает хорошее самочувствие и вместе с тем требует определенного напряжения нервной системы. Особенно важны игры с дидактическими игрушкамипроцессе которых развивается и укрепляется мелкая мускулатура рук,что также благоприятно сказывается на умственном развитии детей,на подготовки руки ребенка к письму,к художественной деятельности,т. е. будущему обучению в школе. Но чтобы успешно проводить работу с детьми надо хорошо знать индивидуальные особенности каждого ребенка. В игре ярко проявляются черты характера каждого участника,как положительные –настойчивость, целеустремленность честность и др., так и отрицательные –эгоизм, упрямство, хвастливость. Индивидуальные особенности труднее удается выявить у детей замкнутых, малоактивных. Нерешительность,неуверенность в себе преодолеваются в игре. Удачные решения,следующие одно за другим в разных играх,вселяют в ребят уверенность в своих силах и постепенно помогают им преодолеть стеснительность.

Так,с помощью игр выявляются индивидуальные особенности детей, посредством этих же игр педагог устраняет нежелательные проявления в характере своих воспитанников. Большое значение имеют не только дидактические правила игры, но и правила общения : договариваясь играть, будь добрым, вежливым и справедливым; не требуй всегда ведущей роли, помни, что и другие хотят быть ведущими и др. Эти правила не заучиваются с детьми специально, но взрослые проявляют постоянную заботу о создании условий для их усвоения.

Дидактических игр великое множество, рассмотрим некоторые из них :

Охотник.

Цель. Упражнять детей в умении классифицировать и называть животных, рыб, птиц и т. д.

Игровые правила. Перешагнуть на очередную карточку можно только после того,как назовешь зверя. Победителем,хорошим охотником будет тот,кто дойдет до леса,назвав столько зверей,сколько по дороге в лес карточек.

Игровые действия. Перешагивать через черту,называть,не повторяясь, диких животных. Кто не может вспомнить,возвращается.

Ход игры. Игра может развернуться на любом свободном месте: игровая площадка, спортзал, квартира, групповая комната. Здесь стоит группа играющих. Это дом. На расстоянии нескольких шагов от дома положена какая- нибудь метка. Это лес где водятся разные звери. В этот лес и отправляется охотник - один из играющих. Стоя на месте он произносит такие слова : «Я иду в лес на охоту, буду охотиться за ….» Здесь он делает шаг вперед и говорит : «…зайцем»; делает другой шаг : «…. волком» и т. д. Нельзя повторять названия животных. Победителем считается тот,кто дошел до леса,при каждом шаге называя нового зверя. Тот, кто не смог этого сделать возвращается домой, а на охоту выходит следующий.

Цифры в клетках.

Цель :развитие внимания, памяти, мышления; закрепление прямого и обратного счета в пределах 10 (20)

Ход игры. Ребенку предлагают таблицы,в которых в произвольном порядке расположены числа от 1 до 10(20).Ребенок должен найти числа по порядку, показывая и называя их в слух,как в прямом порядке так и в обратном.

Игра в слова.

Цель :расширение словарного запаса,ознакомление с окружающим миром, развитие наблюдательности и сосредоточенности.

Ход игры. Игра проходит в кругу. Ведущий определяет тему. Нужно назвать по очереди только» зеленые слова». Первый игрок произносит : «трава». Второй: «огурец», третий «лягушка» и т. д. пока слова не иссякнут. Можно сменить тему и назвать только летающие слова, только круглые слова и т. д.

В эти игры ребенок может играть как в кругу семьи,так и в детским саду с педагогами и сверстниками.

Играйте вместе с детьми,окунитесь в волшебный мир детства и увидите, насколько этот запас радости,бодрости и оптимизма будет полезен и вам и вашим детям.

Публикации по теме:

Консультация для родителей. Тема: «Формирование основ правильных взаимоотношений с окружающими» Человек как существо социальное постоянно взаимодействует с другими людьми. Ему необходимы контакты самые разнообразные: внутрисемейные,.

Игровые макеты в развивающей среде ДОУИгровые макеты в развивающей среде ДОУ Игра — ведущий вид деятельности дошкольного периода, главное содержание детской жизни. Играя, ребенок общается с другими детьми и взрослыми.

Библиотека изображений:
Опубликовано в разделах:
Автор публикации:
Дидактическая игра в педагогическом процессе ДОУ и в семье
Опубликовано: 26 октября 2013 в 22:51
0Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Дидактическая игра в педагогическом процессе ДОУ и в семье» (включая файлы) размещена пользователем Оксана Легкодымова (УИ 147121) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД