Елена Щербакова
Дидактическая игра «Волшебный круг»
▼ Скачать + Заказать документы
Материал: круг из картона (27 см. х 27 см., разделенный пополам на 2 сектора (светлый и темный); на каждом секторе 6 кругов (4см. х 4 см., 2 стрелки в центре (со знаком «+» и «.», 12 кругов – картинок (кот-кит, коза-коса, мак-рак, дрова-трава, кадушка-катушка, удочка-уточка); 2 комплекта кругов с цифрами от 0 до 10; круги с буквами алфавита; 12 кругов с эмоциями; фишки. Кубик, круги с изображением:
• «рот» - артикуляционная гимнастика.
• «глаз» - зрительная гимнастика.
• «рука» - пальчиковая гимнастика.
• «ветер» - дыхательная гимнастика.
Публикация «Дидактическая игра „Волшебный круг“» размещена в разделах
• «человечек идет/бежит» - гимнастические упражнения.
1 Вариант «Найди пару»
Задача: упражнять детей в подборе слов, отличающихся друг от друга одним звуком, развивать фонематический слух. Активизировать словарь детей: кот-кит, коза-коса, мак-рак, дрова-трава, кадушка-катушка, удочка-уточка.
Игровые правила: в круг нужно поместить картинку с предметом, название которого звучит сходно с названием предмета, на который указывает другая стрелка (коза-коса). Используются фишки.
Ход игры: играют 2-4 ребенка. Педагог помещает картинки на одну часть круга. Остальные лежат на столе. Предлагает детям поиграть в игру и найти пару. Объясняет, что круг разделен на 2 части. В светлом секторе размещены разные картинки. Одна стрелка указывает на картинку, другая – на пустой круг на темном секторе. На этот круг нужно положить картинку с предметом, название которого звучит сходно с названием предмета, на который указывает вторая стрелка. Подобрав картинку, ребенок произносит оба слова, голосом подчеркивая их сходство и различие (коза-коса). Затем педагог передвигает стрелку на следующую картинку.
2 Вариант «Кто? Что?»
Задача: формировать представления детей о живых и неживых предметах.
Игровые правила: на оба сектора выкладываются все картинки. По стрелке нужно определить и ответить на вопрос «кто?» или «что?» и «почему?». Используются фишки.
Ход игры: играют 2-4 ребенка. Педагог выкладывает на оба сектора все картинки. Стрелки собраны вместе. Показывает стрелкой на одну картинку, например «коза» и говорит «КТО? или «ЧТО?». После того как ребенок отвечает на вопрос, педагог говорит: «ПОЧЕМУ ты так решил?»
3 Вариант «Загадка-отгадка»
Задача: формировать представления детей о живых и неживых предметах.
Игровые правила: закрывать светлый и темный сектор фишками, слушая загадки. (Светлый сектор загадки и живом предмете, темный сектор загадки о не живом предмете). Используются фишки.
Ход игры: играют 3-5 детей. Педагог загадывает загадки. У всех игроков фишки. Если отгадка о живом предмете, то фишка на светлый сектор, если не о живом предмете, то фишка на темный сектор.
4 Вариант «Назови слово»
Задача: развивать фонематический слух: упражнять в подборе слов на заданный звук, закреплять умение определять место звука в слове: начало, середина, конец.
Игровые правила: назвать слово на заданный звук, определить место звука в слове. Используются фишки.
Ход игры: играют 2-4 ребенка. Педагог выкладывает на белый сектор гласные буквы, а на темный сектор – согласные буквы (буквы меняются на протяжении игры). Стрелки собраны вместе. Педагог показывает стрелкой на букву и говорит: «Назови слово с этим звуком». Затем педагог просит: «Скажи, где спрятался этот звук: в начале, середине, конце слова?»
5 Вариант «Придумай слово»
Задача: продолжать закреплять умение детей составлять слова на заданную букву.
Игровые действия: придумать слово на заданную букву. Используются фишки.
Ход игры: играют 2-4 ребенка. Педагог выкладывает на белый сектор гласные буквы, а на темный сектор – согласные буквы (буквы меняются на протяжении игры). Стрелки собраны вместе. Наводит стрелку на любую букву, говорит: «Придумай слово на эту букву и покажи буквы стрелкой».
6 Вариант «Подумай и расскажи!»
Задача: совершенствовать навыки групповой работы, формировать средства выразительности в передаче образа. Развивать умение подбирать простейшие стихи и скороговорки по картинке.
Игровые действия: работа в командах (девочки/мальчики). Рассказать по картинке короткое стихотворение, показать и рассказать пальчиковую игру или скороговорку. Используются фишки.
Ход игры: игра командами. Педагог выкладывает все картинки на круг. Темный сектор – играют мальчики, светлый сектор – играют девочки. Педагог передвигает стрелку (или ребенок из противоположной команды) на любую картинку на противоположном поле и просит рассказать стихотворение, показать пальчиковую игру или скороговорку про то, что изображено на картинке. Те же действия выполняет противоположная команда.
7 Вариант «Эмоции»
Задача: формировать умение передавать эмоциональное состояние мимикой с использованием речи. Развивать реакцию.
Игровые действия: с помощью стрелки – указателя дети передают эмоции мимикой.
Ход игры: играют 3-5 детей. На поле выкладываются картинки с изображением эмоций. Педагог показывает стрелкой на одну эмоцию – дети изображают. Затем можно использовать 2 стрелки поочередно: сначала изображать одну эмоцию, потом другую. Таким образом, меняют мимику на лице поочередно, ускоряя темп. Задание можно усложнить – предложить детям сказать простую фразу «Хочу играть!» используя указатель – стрелку, которая показывает например, на эмоцию «усталый» и «злой» и т. д.
8 вариант «Ты считай, не зевай!»
Задача: упражнять детей в решении примеров на сложение и вычитание, развитие мыслительной деятельности.
Игровые действия: складывать цифры по стрелкам – указателям на каждом поле.
Ход игры: на оба сектора выложить цифры (цифры выкладываются не все, поочередно). Играть могут по 2 ребенка на каждом секторе. Педагог показывает стрелкой со знаком «+» на 2 цифры на светлом секторе. Ребенок складывает цифры, называет ответ. Те же действия с другими детьми. Затем педагог показывает стрелкой со знаком «-- .» на 2 другие цифры темного сектора. Ребенок говорит ответ. Знаки на секторах могут меняться.
9 вариант «Играем – здоровье укрепляе
!»
Задача: способствовать формированию потребности в здоровом образе жизни (выполнение различных гимнастик, ответственно относиться к своему здоровью.
Игровые действия: передвигать стрелку на противоположном поле, выполнять задание по картинке.
Ход игры: играют по 2 ребенка на каждом секторе. Дети (которые находятся на белом секторе) бросают кубик. Например, выпадает число 4. Дети отсчитывают по часовой стрелке четвертую картинку только на темном секторе (противоположном). Тем самым задают задание противникам. Дети, находящиеся на темном секторе, выполняю задание. Затем игру продолжают дети темного сектора и т. д.