Анжела Цурган
Дидактическая многофункциональная игра «Математическое поле чудес» для детей старшего дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Дидактическая многофункциональная игра : «Математическое поле
чудес» для детей старшего дошкольного возраста,
сделана своими руками из нестандартного материала
СП «Детский сад №6»
ГБОУ СОШ №3 г. Сызрани
Цурган Анжела Вячеславовна.
Василий Александрович Сухомлинский великий педагог,философ, мыслитель и просто мастер своего дела сказал :
Публикация «Дидактическая многофункциональная игра „Математическое поле чудес“ для детей старшего дошкольного возраста» размещена в разделах
- Дидактические игры
- Математика. Викторины по математике (ФЭМП)
- Математика. Игры и дидактические пособия по ФЭМП
- Математика. Математические представления, ФЭМП
- Поле чудес. Сценарии мероприятий форме игры
- Старшая группа
- Темочки
“Без игры нет и не может быть полноценного умственного развития. Игра - это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребенка вливается живительный поток представлений, понятий. Игра - это искра, зажигающая огонек пытливости и любознательности.
Развитие элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста имеет большую ценность для умственного развития ребенка, его познавательных интересов и любознательности, логических операций (сравнение, обобщение, классификация). По моему мнению,значение дидактической игры в формирование элементарных математических представлений у детей среднего и старшего дошкольного возраста является самым главным фундаментом логического мышления. Игры и игровые материалы способствуют освоению счета, свойств и соотношений форм, размеров, временных, пространственных и количественных представлений.
Математика-это цепь понятий :выпадает одно зёрнышко-и непонятно будет дальнейшее» (Н. К. Крупская)
Развивающая многофункциональная игра : «Математическое поле чудес» рассчитана для детей 4-7 лет.
Предлагаемая игра актуальна в настоящее время, её можно использовать в домашней обстановке с детьми, для закрепления материала по ФЭМП, в режимных моментах, также для индивидуальной работы с ребенком. Изюминкой игры является то, что игра не требует особой подготовки, достаточно только желания уделить внимание ребенку.
Желательно,что бы дети играли по мимо д/с. и дома в семье.
Совместные с детьми игры помогают родителям лучше узнать своих детей, уяснить особенности их характера и поведения, сблизиться с ними.
Опыт моей работы показывает, что некоторые дети старшего дошкольного возраста дольше сохраняют особенности, характерные для среднего возраста, другие, напротив, «взрослеют» быстрее. В связи с этим, игру ««Математическое поле чудес» можно использовать, учитывая реальный уровень возможностей ребенка.
Играя в эту игру можно решить много образоватеьных задач,не только по познавательному развитию,но и по речевому и социально-коммуникативному развитию.
Цель игры: Развитие мыслительных способностей, познавательной активности. Задачи игры: -Развивать умение находить цифры, в каком бы порядке они не находились, закрепить навыки количественного, прямого и обратного счета, закрепить умение выкладывать числовой ряд.
Закрепить умение устанавливать отношения с рядом стоящими числами, упражнять в назывании чисел на один больше (меньше) названного, закрепить понятия слева-справа,вверху-внизу, закреплять знания о геометрических фигурах, - закрепить знание цветов, развивать мелкую моторику рук, развивать внимание, мышление, память, наблюдательность, развивать усидчивость, умение доводить начатое до конца, развивать интерес к игровой деятельности со взрослым и со сверстниками, применять полученные знания в повседневной деятельности, способствовать совместному интересу воспитателя и ребенка и более тесному контакту между педагогом и ребенком.
Игровое поле состоит из 5-ти зон. В каждой зоне своё задание. Первая зона : Циферблат с заданием (Это «Математический цветок» с цифрами) от 0-10 Игра : «Найди состав числа», «Сосчитай-ка», «Сколько», «Исправь ошибку» т. д.
Задачи первой зоны: Развивать умственную способность, закрепить умение считать и соотносить количество с цифрой, закреплять цвета. Развивать умение исправлять ошибку, если допустил.
Вторая зона: «Математический поезд», (в каждом вагончике) несколько заданий :
«Сосчитай -ка», «Окошечки» ,«Какой цифры не стало?», «Сколько?», «Исправь ошибку», «Убираем цифры», «Назови соседей»(предыдущее и последующее число, «Считай, не ошибись!», «Задумай число».
Задачи второй зоны:
Соотносить количество предметов (окошек) с соответствующей цифрой на вагончике. Учить свободно оперировать числами в пределах 10 и сопровождать словами свои действия. Упражнять в прямом и обратном счете от 1 до 10. Развивать у детей внимание, память, мышление, закрепления знания цветов.
Третья зона : «Шнуровка»
Из шнурка сделать рельсы ( выбрать цветную шнуровку:зелёную или красную.) Прошнуровать по одному вагончику от 1 до 5 ,от 5 до 9 ,соединив их между собой.
Задачи третьей зоны :
- учить игровым действиям;- совершенствовать мелкую моторику пальцев;
- развивать усидчивость, терпение.
Четвё ртая зона : «Колёса», имеют несколько заданий : «Найди свой вагончик» ,«Числа-соседи» ,«Какой цифры не стало?» ,«Сколько?»,«Исправь ошибку», «Убираем цифры», «Назови соседей» .
Задачи четвё ртой зоны:
Соотносить количество предметов (колёс) с соответствующей цифрой на вагончике; закреплять количественный и порядковый счет от 1 до 10. на закрепление навыков прямого и обратного счёта в пределах 10, закрепить знания детей о последовательности цифрового ряда.
Пятая зона : «Геометрические насекомые» - имеют несколько заданий : "Какую геометрическую фигуру ты сделал? ", «Волшебные резинки», «Геометрическая мозаика», «Угадай, что это?», «Нарисуй мне…» ,«Продолжи узор» ,«Часть и целое».
С помощью резинок дети выполняют различные геометрические фигуры, буквы, цифры, различные узоры,кубик, домик, снежинка, цветок,трапецию, прямоугольник, треугольник. (усложняйть их по мере развития навыков конструирования).
Задачи пятой зоны: Закрепить знания о форме геометрических фигур. Учить детей анализировать свои фигуры, предложить детям угадать,что вы изобразили. Находить сходства и различия в решении конструктивного замысла. Развивается сенсорное воспитание детей, развивать внимание, память, мышление и воображение у детей. (развиваем мелкую моторику рук, закрепления знания цветов).
Вывод: Ценность игры состоит в том, что дети могут сами придумывать и менять правила игры,развивать творчество, фантазию и воображение,играть коллективно, развивать внимание, усидчивость и самоконтроль, умение доводить начатое до конца.
И в заключении хочу сказать, что многофункциональную игру «Математическое поле чудес» использую в работе с 2016-учебного года. На занятиях по математическому развитию я столкнулись с тем, что некоторые дети с трудом запоминают и находят заданную цифру. Для более легкого освоения цифр я начала использовать эту игру в индивидуальной работе. Вначале детям предлагала наиболее легкий вариант игры «Найди свой вагончик, окошечки, колёса». Затем были предложены детям более сложные варианты игры. «Какой цифры не стало?» ,«Сколько?» ,«Исправь ошибку», «Убираем цифры», «Назови соседей» и т. д. Поэтому дидактическая игра как форма обучения детей- содержит два начала : учебное (познавательное) и игровое (занимательное). Воспитатель одновременно является учителем, и участником игры. Он учит и играет, а дети, играя, учатся.
Обучающая и развивающая игра являются основой организации практической детской деятельности, где ребенок легко усваивает полученный материал и надолго сохраняет его в памяти. Китайская пословица гласит :
«То, что я услышал, я забыл. То,что я увидел, я помню. То,что я сделал, я знаю.»