Оксана Руднева
Дидактическая познавательно-развивающая игра «Обитатели пресного водоёма»
▼ Скачать + Заказать документы
Дидактическая познавательно – развивающая игра
«Обитатели пресного водоёма».
Тема: Дидактическая познавательная игра «Обитатели пресного водоёма.»
Предпосылки: обогащение предметно – развивающей среды и пополнение уголка по экологическому развитию.
Вид: учебно – методического пособия : познавательно – развивающая игра.
Предназначена для детей 5- 7 лет.
Публикация «Дидактическая познавательно-развивающая игра „Обитатели пресного водоёма“» размещена в разделах
- Дидактические игры
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая авторская дидактическая игра» апрель 2017
Цель: познакомить детей с пресным водоёмом как сообществом, с разнообразием обитателей пресного водоёма.
Задачи:Раскрыть и объяснить связи между членами сообщества пресного водоёма. Дать представление о разных видах рыб, обитающих в водоёмах, их внешних особенностях и отличиях, окраске, где живут, чем питаются.
Расширять знания названий растительного и животного мира пресных водоёмов края (не менее10 названий растений и животных,понимание значения связей между членами сообщества пресного водоёма, умение рассказать о них,знания правил поведения вблизи водоёмов и соблюдение их. Сформулировать правила, направленные на охрану обитателей водоёма. Научить детей бережному отношению к водоёмам. Продолжать формирование умения видеть красоту родной природы. Развивать коммуникативные навыки в ходе работы по группам. Развивать логическое мышление. Воспитывать бережное отношение к пресным водоёмам и её обитателям.
Актуальность.
Дошкольный возраст считается классическим возрастом игры. В игре наиболее интенсивно формируются все психические качества и особенности личности ребенка. Игровая деятельность влияет на формирование произвольности всех психических процессов – от элементарных до самых сложных. Так, в игре начинают развиваться произвольное поведение, произвольное внимание и память. В условиях игры дети лучше сосредотачиваются и больше запоминают, чем по прямому заданию взрослых. Сознательная цель – сосредоточиться, запомнить что – то, сдержать импульсивное движение – раньше и легче всего выделяется ребенком в игре. Дидактические игры экологического содержания помогают увидеть целостность отдельного организма и экосистемы, осознать уникальность каждого объекта природы, понять, что неразумное вмешательство человека может повлечь за собой необратимые процессы в природе. Игры доставляют детям много радости, и содействует их всестороннему развитию. В процессе игр формируются знания об окружающем мире, воспитываются познавательные интересы, любовь к природе, бережное и заботливое отношение к ней, а также эколого – целесообразное поведение в природе. Они расширяют кругозор детей, создают благоприятные условия для решения задач сенсорного воспитания. Игры способствуют развитию у детей наблюдательности и любознательности, пытливости, вызывают у них интерес к объектам природы. В дидактических играх развиваются интеллектуальные умения: планировать действия, распределять их по времени и между участниками игры, оценивать результаты и т. д. Чем разнообразнее по содержанию игровые действия, тем интереснее и эффективнее игровые приемы. Проведение дидактических игр в естественных условиях имеет свои сложности: дети легко отвлекаются, переключают свое внимание на посторонние предметы, на людей и т. д. Поэтому в таких играх целесообразно применять наглядный художественно оформленный материал, придумывать интересные игровые моменты, действия, занять всех детей решением единой задачи. Предварительная работа:
Изготовление дидактической развивающей игры «Водоёма». Для этого понадобились: Маленькие картинки разных обитателей водоёма;они, вырезанные из картона и заломинированы;карточки с загадками о обитателях; плакаты с изображением водоёма.
Дидактическую игру можно использовать во всех видах деятельности детей в детском саду.
Конструкция рисунки с изображением осоки, лотоса, рогоза, стрекозы, рака, лягушки, щуки, малюски,ёрш,окунь,сом и др. ; 2 плаката с изображением пресного водоёма; 2 конверта, где находятся картинки с представителями животного и растительного мира; карточки с загадками об обитателях водоёма.
Составляющие элементы:
- самостоятельная игровая деятельность детей;
- внесение игры как элемент на НОД;
- по используемому материалу и по количеству заданий;
Основные достоинства:
- многофункциональность;
- легкопереносимая; -можно использовать во всех видах деятельности
Данная игра даёт возможность систематизировать знания детей о растениях, животных пресных водоёмов. Большое влияние она оказывают на развитие логического мышления дошкольников, развивает способность быстро, мобильно использовать имеющиеся знания в новой ситуации. Настольно-печатную игру целесообразно использовать в работе с небольшой подгруппой детей. Эффективна она и при организации индивидуальной коррекционной работы.
Ход игры
Воспитатель:
Мы все снимаем угол свой у матушки - природы,
И крыша нам над головой - суть купол небосвода.
А весь большой и старый дом битком набит жильцами,
И уживаться надо в нём, хоть мы с усами сами.
Народу разного полно - кто мельче, кто крупнее,
Кто выбирает в речке дно, кто воду побыстрее.
Кто любит раньше всех вставать, а кто - поздней ложиться.
Умей соседа подобрать, чтоб в тереме ужиться.
Соседство сложное подчас, сообщество не дружба.
Быть может, он порой для нас - спасательная служба.
Годится нам в соседи тот, кто больше пользы принесёт,
С ним есть чем поживиться.
Иной сосед опасен, но в целом мир прекрасен!
Сегодня мы с вами проведём увлекательную игру и познакомимся с ещё одним сообществом. А вот с каким? Вы мне скажите сами.
Воспитатель читает загадки:
1. Посреди поля
Лежит зеркало,
Стекло голубое,
Рама зелёная. (Озеро)
2. Все обходят это место:
Здесь земля
Как будто тесто;
Здесь осока, кочки, мхи:
Нет опоры для ноги. (Болото)
3. Чуть дрожит на ветерке
Лента на просторе,
Узкий кончик в роднике,
А широкий - в море. (Река)
4. Молодые берёзки
Свои перед нами
Поправляют причёски.
И месяц, и звёзды -
В нё м отражается:
Как это зеркало называется? (Пруд)
5. К маме речке бегу
И молчать не могу.
Я её сын родной,
А родился - весной. (Ручей)
6. Шириною широко,
Глубиною глубоко,
День и ночь о берег бьётся.
Из него воды не пьётся,
Потому что не вкусна-
И горька, и солона. (Море)
Воспитатель: Как можно назвать одним словом наши отгадки?
Дети: Водоём
Воспитатель:
Назовите лишнее слово из слов, которые вы отгадали и объясните свой ответ
Дети:
Море. Так как это не пресный водоём.
Воспитатель: Ребята, сегодня мы отправимся в необычное путешествие - на водоём. А с кем нам предстоит встретиться, узнаете, отгадав загадки:
- В воде она живёт, нет клюва, а клюёт.
- Плаваю под мостиком
И виляю хвостиком.
- По земле не ходят,
На небо не смотрят,
Звёзд не считают,
Людей не знают. (Рыба)
А теперь все вместе встаньте, за руки возьмитесь, закройте глаза. Представьте, что мы плывём по чистой, прозрачной воде.
Нам реки, озёра знакомы.
Любим мы край наш родной,
Изучаем свои водоёмы
И загадки природы родной.
-Открываем глаза ну, вот мы и внутри водоёма. Ребята, рыбы хорошо приспосабливаются к разным условиям. Благодаря этому они сумели заселить моря и океаны, реки и озёра, пруды и ручейки.
- В реках Краснодарского края обитает много рыбы.
- Какой формы тело у рыб? Почему?
- Какие части тела есть у рыб? Чем покрыто их тело?
- Для чего им нужны плавники и хвост?
- Кто знает, а как рыбки рождаются?
Какой пресный водоём может человек иметь дома? Какие представители в нем обитают?
Дети:
Аквариум. Водоросли, улитки, рыбы.
Воспитатель:
Кто природу любит,-
Много о ней знает,
Тот на картинки взглянет
И мигом угадает
Посмотрите на картинки и скажите названия обитателей пресных водоёмов, которые вам уже знакомы.
Растения
Животные
Лотос
Осока
Рогоз
Стрекоза
Раки
Лягушки
Щука
На берегах многих водоёмов растут деревья и кустарники. Но чем ближе к воде, тем почва более влажная. У самой воды деревья и кустарники расти не могут, так как у них вымокнут корни. Но есть растения, которые растут возле берега, на мелководье. А так же есть растения, которым просто необходимо много воды. Все растения водоёма - прибрежные или водяные - хорошо приспособлены к своей среде обитания. Давайте отгадаем некоторые из них.
Стоит над водой,
Трясёт бородой. (Камыш)
Кувшинчики и блюдца
Не тонут и не бьются. (Кувшинки)
Кудри в речку опустила
И о чём-то загрустила,
А о чём она грустит,
Не кому не говорит. (Ива)
Воспитатель:
В воде и около неё обычно много обитателей животного мира. Это пресноводные, моллюски, насекомые, водоплавающие птицы.
А теперь я загадаю вам загадки, и мы посмотрим, хорошо ли вы запомнили обитателей, о которых мы говорили. А помогут вам в этом картинки.
Скачет зверушка,
Не рот, а ловушка.
Попадут в ловушку
И комар, и мушка. (Лягушка)
Самого не видно,
А песню слышно. (Комар)
Хвостом виляет, зубаста, а не лает? (Щука)
-Колюч, да не ёж, кто же это? (Ёрш)
- Красивы, редки и хитры
Ест в нашей речке….(Осетры)
- На дне, зарывшись в ил и грязь,
От щуки прячется… (Карась)
- Выходит на охоту
Она, как на работу.
Плотва и караси,
Пощады не проси!
Она в пруду хозяйка.
Кто это? Угадай-ка! (Щука)
На дорожку вышли рожки:
-Вы не будете бодать?
Я потрогал их немножко,
Рожки спрятались опять.
Круглый домик:
Может, гномик
В этом домике живет?
Он волшебный, этот домик,-
По дорожке сам ползёт! (Улитка)
У родителей и деток
Вся одежда из монеток. (Рыбы)
Колюч, да не ёж.
Кто это? (Ёрш)
На дне, где тихо и темно
Лежит усатое бревно. (Сом)
Под водой живёт народ,
Ходит задом наперёд. (Раки)
Нам нужно выяснить, как связаны все обитатели водоёма. Мы составим "Водяные цепочки".
Составление цепочки можно сопровождать фотографиями.
Вариативность применения дидактической игры «Обитатели пресного водоёма»
Вариант 1 «Сообщество пресного водоёма».
Цель: учить детей работать в группах; учить правильно расселять обитателей и делать вывод как связаны между собой обитатели водоёма; развивать речь,память,воображение.
На столе 2 плаката с изображением водоёма.
Воспитатель: Сейчас мы будем работать в группах. Перед вами два конверта. В них находятся картинки. Используя свои раннее полученные знания - выберите картинки только с обитателями пресных водоёмов : растения и животные. Наклейте их на наш плакат, где нарисован водоём. 1 группа расселяет в водоём растительный мир, а 2 группа - животный мир.
Вывод: Все обитатели пресного водоёма связаны между собой. Все друг другу нужны. Нет лишних. Все живут сообща. Поэтому водоём называют природным сообществом.
Вариант 2 Составление правил поведения вблизи водоёмов.
Цель:Сформулировать правила, направленные на охрану обитателей водоёма. Научить детей бережному отношению к водоёмам.
Воспитатель:
Наша природа - настоящая сокровищница. В России очень много водоёмов. Они существуют на земле тысячи лет, являются одним из замечательных богатств, которыми наделена наша Родина. Но охранять это богатство необходимо. В мире 97 процентов водных ресурсов приходиться на долю океанов, в которых вода слишком солёная и поэтому не пригодна для питья, выращивания сельскохозяйственных культур и промышленного использования.
Нам нужно составить определённые правила. Но сначала ответим на следующие вопросы:
Нужно ли охранять это богатство? Кто может уничтожить пресный водоём? Как люди вмешиваются в жизнь водоёма?
Дети приходят к выводу, что человек может нанести огромный вред водоёму и его обитателям.
Воспитатель:
Как же должен человек вести себя вблизи водоёмов, чтобы не навредить природе? Как человек должен охранять пресные водоёмы?
Составляются правила поведения человека на водоёме и вблизи него. Правила можно сформулировать в группах, нарисовать картинки (знаки) и вывесить на доску. Дети рассказывают о правилах, которые должен соблюдать человек.
Вариант 3 Рассматрение картинки «Пресноводный водоём»
Цель: учить описывать и сравнивать обитателей; составлять рассказ об обитателях; развивать пространственные отношения; формировать речь, память, логическое мышление.
-Найдите глазами щуку в пресноводном водоеме
- А теперь объясните словами, где расположена щука? (В середине водоёма справа, между сомом и окунем).
Рассматривание щуки. (картинка у каждого ребенка)
- Посмотрите внимательно и скажите, какого цвета чешуя у щуки?
(Зеленого)
- А почему ей нужна зелёная чешуя с тёмными полосками и пятнами? (Такая чешуя нужна для того чтобы речные рыбы не заметили хищницу среди водорослей).
-Рассмотрите внимательно, окраска везде одинакова? (На спине и ближе к брюшку темнее.
Сравните свою щуку со щукой в водоёме, одинаковая окраска? (Щука в водоеме темнее).
Вывод: Дидактическая игра способствует художественно – эстетическому воспитанию – совершая действие, ребенок думает, насколько оно красиво, элегантно, насколько правильно оно и вообще уместно ли оно в конкретной ситуации, следит за выразительностью своей речи и речи окружающих речи, происходит развитие творческой фантазии при яркой проникновенной передаче художественного образа. Своеобразие дидактической игры определяется рациональным сочетанием двух задач: дидактической и игровой. Если преобладает обучающая задача, то игра превращается в упражнение, а если игровая, то деятельность теряет свое обучающее значение. Старшие дошкольники начинают осознавать познавательную задачу таких игр, которая опосредуется игровым мотивом, придающий ей смысл определяется вид игровой деятельности и форма организации взаимодействия взрослого с ребенком. Чем разнообразнее по содержанию игровые действия, тем интереснее и эффективнее игровые приемы.