Юлия Алексенцева
Картотека дидактических игр для автоматизации звуков
▼ Скачать + Заказать документы
Уважаемые педагоги и родители!
Формирование правильной речи - одна из важных составляющих воспитания и обучения дошкольника.
Очень важно научить ребенка правильно произносить все звуки родного языка. От четкой и внятной дикции зависит полноценное общение ребенка со сверстниками и взрослыми, успешное овладение грамотой, умение выражать свои мысли.
Постановкой звуков лучше заниматься со специалистом - логопедом. А закрепить и автоматизировать в речи поставленные звуки можно при помощи предлагаемых игр. Также игры помогут развить фонематическое восприятие, внимание, память, мышление, зрительное восприятие, наблюдательность, сформировать пространственные представления; активизировать словарь дошкольников.
Публикация «Картотека дидактических игр для автоматизации звуков» размещена в разделах
- Дидактические игры
- Дифференциация и автоматизация звуков
- Дифференциация, автоматизация звуков. Дидактические игры
- Картотека игр для детей: дидактические, подвижные, народные...
- Обучение грамоте. Игры, дидактические пособия
- Темочки
Пособие содержит дидактический материал для автоматизации сложных звуков русского языка ([с], [ш], [л], [р]). Поможет работать с ребенком в занимательной форме и позволит поддерживать интерес ребенка к логопедическим занятиям. Прежде всего следите за тем, чтобы проговаривая слова или предложения с определенным звуком речи, ребенок произносил этот звук утрированно, "нажимал" на него.
Не забывайте хвалить ребенка за его достижения!
Адресовано учителям-логопедам, педагогам ДОУ и родителям для занятий с дошкольниками 5-7 лет.
Успехов вам и вашим детям!
Игра "Помоги Антошке"
Цель. Автоматизация звука [ш] в словах (разные позиции, дифференциация звуков [ш] - [с] в словах. Активизация словаря по теме "Одежда".
Оборудование. Магнитная доска, игровое поле с изображением мальчика Антошки и разбросанных вокруг него предметов одежды (свитер, шорты, шуба, сандали, сапоги, штаны, шапка, шарфик, пояс, носки, рубашка, контейнер с крупными магнитами.
Описание игры. Педагог и дети сидят за общим столом. Педагог помещает на магнитную доску игровое поле с изображением мальчика Антошки и предметов одежды вокруг него, а на стол контейнер с магнитами. Дети рассматривают и называют картинки. Педагог объясняет детям, что нужно помочь Антошке с выбором одежды, в названиях которой есть звук [ш]. А поэтому сначала стоит "убрать" все предметы, в названиях которых есть звук [с]. Дети подходят к доске и закрывают с помощью магнитов изображения сапог, носков, свитера, сандилий и пояса. Затем педагог объясняет, что Антошка примет помощь, если дети правильно будут произносить звук [ш]. Дети по очереди называют по одной картинке, четко произнося звук [ш] в словах. Например: "У Антошки шарфик" и т. д.
Игра "Украшаем кружки"
Цель. Автоматизация звука [р] в предложении.
Оборудование. Плоскостные изображения кружек по числу детей, предметные картинки, содержащие в названиях звук [р] (разные позиции).
Описание игры. Педагог и дети сидят за общим столом. Педагог раздает детям плоскостные изображения кружек, ставит на стол контейнер с предметными картинками (ракета, шары, арбуз, помидор, рыба, ромашка, гармошка, пирамидка, ромашка, катер, радуга, барабан, робот, тигр, грузовик). Объясняет детям, что они будут украшать кружки. Нужно выбрать картинку, положить ее на кружку и сказать: "У меня на кружке радуга" и т. п. Дети по очереди выбирают картинки, накладывают их на плоскостные изображения, правильно произнося при этом звук [р].
Игра "Рома и Лада"
Цель. Развитие фонетической стороны речи (автоматизация правильного произношения звуков [р] и [л] в словах (разные позиции). Развитие фонематического восприятия (дифференциация звуков [р] - [л] в словах и предложениях). Уточнение и активизация словаря по теме "Продукты питания".
Оборудование. Плоскостные изображения мальчика Ромы и девочки Лады, предметные картинки, содержащие звуки [р] и [л] в названиях.
Описание игры. Педагог и дети сидят за общим столом. Педагог раскладывает на столе предметные картинки с изображениями (яблоки, мармелад, молоко, торт, мороженое, лапша, сахар, пастила, масло, пирожки, шоколад, сыр, зефир, клубника, колбаса, йогурт, предлагает детям рассмотреть и назвать их. Затем на наборное полотно помещаются плоскостные изображения Ромы и Лады. Педагог объясняет детям, что Рома и Лада собираются в магазин за продуктами. Роме нужно купить продукты в названиях которых есть звук [р], а Ладе - в названиях которых есть звук [л]. Если дети не обратят внимания на то, что в слове "мармелад" есть и звук [р] и звук [л], следует спросить у них, почему картинку с изображением мармелада можно дать и тому и другому ребенку. Дети раскладывают картинки. Педагог предлагает рассказать, какие продукты купил в магазине Рома, а какие Лада. Дети составляют предложения: "Рома купил в магазине торт, мороженое, сахар, пирожки, сыр, зефир, йогурт. Лада купила в магазине яблоки, мармелад, молоко, лапшу, пастилу, масло, шоколад, клубнику, колбасу».
Игра "Кто быстрее?"
Цель. Совершенствование навыков звукового анализа слов, упражнения в определении места звука в слове. Автоматизация звука [л] в словах.
Оборудование. Игровое поле, на котором нарисованы картинки, содержащие в названиях звук [л]: лук, стол, белка, ложка, футболка, лыжи, платье, пила, стул, лампа, кукла, пенал. Фишки красного, желтого и зеленого цветов.
Описание игры. Педагог и дети сидят за общим столом. Педагог раскладывает на столе игровое поле, предлагает детям рассмотреть и назвать картинки. Затем он раздает каждому ребенку по одной красной, желтой и зеленой фишке и предлагает закрыть ими картинки на игровом поле. Если название картинки начинается со звука [л], ее следует закрыть красной фишкой. Если звук [л] находится в середине слова, картинку нужно закрыть желтой фишкой. Если звук [л] находится в конце слова, картинка должна быть закрыта зеленой фишкой.