Дидактические игры для развития сотрудничества дошкольников

Александра Веремеенко
Дидактические игры для развития сотрудничества дошкольников

ДИДАКТИЧЕСКИЕ ИГРЫ НА РАЗВИТИЕ НАВЫКОВ СОТРУДНИЧЕСТВА У СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ

Игры на совместно-индивидуальную модель сотрудничества.

Совместно-индивидуальная модель сотрудничества предполагает, что после принятия общей цели в паре или подгруппе каждый ребенок — участник деятельности — будет выполнять свою часть общей работы индивидуально. На завершающем этапе она станет частью общего итогового результата. Действия участников должны согласовываться на этапе принятия цели, при планировании и в конце, когда нужно суммировать результаты.

Игра «Осторожно, парусная лодка в опасности» (6—7 лет)

Цель: совершенствовать навыки сотрудничества детей при выполнении игрового задания. Задачи:

— научить принимать цели совместной деятельности;

— учиться предварительно согласовывать и планировать совместную деятельность;

— учить каждого участника старательно выполнять часть общей работы;

— объединять результаты в общий итог совместной работы, оценивать собственную деятельность.

Материалы: парусная лодка, игровое поле с изображением реки, причалов, разного рода ограничений, препятствующих движению лодки по реке. Этот материал дается ребенку, который должен следить и указывать путь движения лодки по реке. Такое же игровое поле с изображением реки, причалов, однако все препятствия скрыты под водой. Этот материал дается другому ребенку, который взял на себя роль капитана. Из бумаги сделана лодка, ею будет управлять капитан.

* * *

В игре принимают участие двое детей.

Игровая ситуация: педагог говорит детям, что парусная лодка плывет по реке, капитан не знает, как проплыть опасные места (рифы, подводные камни., так как их не видно. Место назначения — причал № 3. Педагог предлагает одному ребенку взять на себя роль капитана, другому следить за движением лодки и по карте указывать капитану направление движения лодки по реке (прямо, направо, вниз, вверх, налево.). Правила игры:

— договориться, кто будет капитаном;

— быть внимательным и осторожным, слушать своего товарища по игре и выполнять все его команды;

— за допущенные ошибки ответственность делить пополам;

— вместе проверить и оценить результаты своей работы.

После проведения игры педагог задает вопросы и обсуждает результаты:

Понравилась ли игра? Чем она понравилась?

Что было труднее всего в игре?

Что делали участники, чтобы договориться?

Игра может быть продолжена со сменой ролей и направления движения лодки к причалам № 1, 2, 4, 5.

Игра «Подбери цветы к букету» (6—7 лет)

Цели и задачи: такие же, как и в первой игре.

Материалы: карточки с изображением шести букетов, набор карточек с изображением цветов.

В игре принимают участие трое детей.

Игровая ситуация: в цветочный магазин привезли цветы. Их надо рассортировать для продажи так, чтобы они подходили к уже готовым букетам. Каждый ребенок должен выбрать букет, рассмотреть, какие цветы в нем присутствуют, вспомнить их названия и начать подбирать привезенные цветы к букету.

Правила игры: договориться, кто к какому букету будет подбирать цветы; если набор цветов будет один для двух или трех букетов, подумать вместе, как решить эту проблему.

После проведения игры педагог задает вопросы и обсуждает результаты. Игру можно усложнить, добавив карточки с изображением букетов каждому ребенку (по две) или увеличив число играющих детей (до 4 чел.). Два оставшихся букета дети подбирают вместе.

Игра на совместно-последовательную модель сотрудничества

Совместно-последовательная модель сотрудничества предполагает принятие не только общей цели, но и последовательное выполнение действий детьми, когда результат действия, выполненного одним ребенком, становится предметом деятельности другого.

Игра «Золотой ключик» (6—7 лет)

Цель: формировать навыки сотрудничества. Задачи:

— учиться последовательно выполнять игровые действия;

— согласовывать собственные действия с действиями партнеров по игре.

Материалы: игровое поле и три карточки.

* * *

Играют трое детей. Игровая ситуация: Буратино потерял Золотой ключик. Мальвина нашла его и передала Артемону, который спрятал ключик в безопасное место. Но лиса Алиса подсмотрела, куда Артемон спрятал Золотой ключик, и перепрятала его в другое место. Педагог обращается к детям за помощью: нужно найти Золотой ключик. Правила игры:

— на игровом поле есть три карточки с разноцветными квадратами: первая подсказывает, где Буратино потерял Золотой ключик; вторая поможет найти место, куда его спрятал Артемон; третья покажет место, где перепрятан Золотой ключик;

— поиски надо начинать с определения места, где потеряли Золотой ключик;

— следует сначала распределить обязанности и затем приступить к поиску (поиск дети ведут поочередно);

— необходимо договориться, кто будет первым;

— карточки служат образцами, ими можно пользоваться в работе на игровом поле.

После проведения игры педагог задает вопросы и обсуждает результаты:

Понравилась ли игра? Чем она понравилась? Что было самым трудным в этой игре? Как удалось отыскать потерянный ключик?

Публикации по теме:

Дидактические игры как средство развития математических способностейДидактические игры как средство развития математических способностей Описание опыта воспитателя Захряпиной Светланы Эриковны по теме «Дидактические игры как средство развития математических способностей».

Дидактические игры для групп раннего развитияДидактические игры для групп раннего развития В 2016 году я набрала группу раннего развития, это дети от 1,6 до 2 лет. Мои малыши не дают мне расслабляться. Они очень любознательны,.

Дидактические игры для развития просодики у дошкольников с нарушениями речи Дидактические игры для развития просодики у дошкольников с нарушениями речи. Автор: Сытник Анна Петровна Организация: ГБДОУ «Д/С № 61» Приморского.

Дидактические игры для развития речевого дыханияДидактические игры для развития речевого дыхания Дидактические игры для развития речевого дыхания Дыхание - важнейший физиологический процесс, происходящий автоматически, рефлекторно. При.

Дидактические игры для развития речи В жизни ребёнка дошкольного возраста игра занимает одно из ведущих мест. Игра для него – основной вид деятельности, форма организации жизни.

Дидактические игры для развития элементарных математических представлений Дидактические игры для развития элементарных математических представлений 1. «Домино» Цель: научить детей находить среди многих одну.

Дидактические игры и пособия для развития мелкой моторики рукДидактические игры и пособия для развития мелкой моторики рук Одно из ведущих направлений моей методической работы - развитие мелкой моторики рук у детей старшего дошкольного возраста. Для обогащения.

Дидактические игры как средство развития математических представлений дошкольников Основная деятельность детей дошкольного возраста – это игра. Через игру развиваются их мысли, умения, умственные способности. Она удовлетворяет.

Дидактические игры для развития цветовосприятияДидактические игры для развития цветовосприятия Задача воспитателя детского сада состоит в том, чтобы в процессе обучения познакомить дошкольников с «сенсорными эталонами» в области цвета,.

Дидактические упражнения для развития речи дошкольников Дидактические упражнения для развития речи дошкольников. Тема «Лето» 1. Игра «Назови ласково» Образец. Облако-облачко. Слова: комар, луч,.

Библиотека изображений:
  • Лэпбуки на МААМ: купить лэпбук, скачать шаблоны
  • Лэпбуки на МААМ: купить лэпбук, скачать шаблоны
  • Времена года и погода
Опубликовано в разделах:
Автор публикации:
Дидактические игры для развития сотрудничества дошкольников
Опубликовано: 19 февраля 2017 в 18:51
+2Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
19 апреля. Международный день подснежника

Подснежники растут во многих странах: их насчитывается два десятка видов, однако уже все они попали в Красную книгу. Почему так получилось? Подснежник – олицетворение чистоты, красоты и наступающей весны....

18 апреля. День весеннего ветра на МААМ

Оказывается фраза «Федул, чего губы надул?» не просто присказка-дразнилка, а отсылка к памятному дню в народном календаре. На Руси 18 апреля отмечали праздник Федула-ветреника. В этот день по народным...

Проект «Водный мир и его обитатели»
Проект "Водный мир и его обитатели" Карелина Елена ( подготовительная группа общеразвивающей направленности) Составитель проекта: воспитатель Карелина Е....
Фотоотчет о работе над проектом «Адыгский национальный костюм»
Учитывая, что дошкольный возраст – это важнейший период становления личности, когда закладываются предпосылки гражданских качеств, педагогическим коллективом...
Особенности формирования представлений о дружбе у детей старшего дошкольного возраста
Проблема формирования представлений о дружбе среди детей остается актуальной и в наши дни. Ребёнок, который мало общается со сверстниками и не принимается...