Получи документы

Дидактические игры и игровые упражнения в процессе обучения младших школьников

Елена Андреева
Дидактические игры и игровые упражнения в процессе обучения младших школьников

Дидактические игры и игровые упражнения в процессе обучения младших школьников - одна из первоочередных задач современной школы - добиваться глубоких и прочных знаний, предусмотренных программами; научить каждого учащегося рационально пользоваться ими; овладевать соответствующими умениями и навыками. Следовательно, перед педагогической наукой и школьной практикой стоит актуальная проблема разработки путей интенсификации всего процесса обучения, и ведущее место здесь занимают дидактические игры.

Публикация «Дидактические игры и игровые упражнения в процессе обучения младших школьников» размещена в разделах

Начальная школа закладывает основы всестороннего развития детей. Современные учебники, пособия для учителей позволяют при должной подготовке строить урок так, чтобы развивать у учащихся мышление, внимание и другие виды познавательной деятельности.

Хороший урок, констатирует педагогическая наука, отличается многообразием учебных ситуаций, которые вызывают активную познавательную деятельность. Ее развитие не может происходить без эмоционального проявления познавательной потребности, проявлению которой в большой степени способствуют занимательные дидактически игры и упражнения. Еще К. Д. Ушинский, подчеркивая важность применения занимательных упражнений, писал: ". чем долее вы будете оберегать ребенка от серьезных занятий, тем труднее для него потом переход к ним. Сделать серьезные занятия для ребенка занимательными - вот задача первоначального обучения".

В справедливости этих слов сегодня убеждаются педагоги, психологи, методисты, учителя.

В жизни дошкольников игра занимает большое место. Через нее они познают окружающий мир, получают знания о различных предметах и явлениях, овладевают речью в общении с другими людьми. С поступлением в школу доминирующей становится учебная деятельность, но дети по-прежнему с большим интересом относятся к разным играм, головоломкам, кроссвордам. Их привлекает сам процесс игры, потому что здесь они чаще могут проявить активность, находчивость, сообразительность, инициативу и смекалку. Игра активизирует волю ребенка, приучает считаться с интересами товарищей, дисциплинирует. Увлеченные игрой, дети легче усваивают программный материал, закрепляют его, приобретают определенные знания, умения, навыки. В игре они добиваются порой самых высоких для себя результатов.

Игра — привычный вид деятельности для детей младшего школьного возраста. Они активно включаются в интересную игру, распределяя между собой роли в ней, стараются достичь лучших результатов, радуются победе, огорчаются из-за поражений. Дети живут игрой. Учителю необходимо широко использовать этот интерес, поставить его на службу учебному процессу, развивать в игре творческий потенциал каждого ученика.

Необходимо отметить, что творчески относящийся к своему делу учитель видит в ученике не только объект воздействия, сколько партнера, союзника по творческому процессу. А ведь именно игра может помочь создать в классе атмосферу партнерства и взаимоуважения, укрепить веру ребенка в собственные силы, дать почувствовать вкус победы, как личной, так и коллективной.

Игра — это прерогатива и территория детства, один из основных видов деятельности ребенка, который в школе активно и не всегда оправданно вытесняется трудом и учением.

Игра как педагогический феномен характеризуется тем, что, оставаясь отдыхом и развлечением, она всегда перерастает в обучение, творчество, в модель типа человеческих отношений. Развивающие и воспитывающие ресурсы игры настолько огромны, что на фоне этих возможностей игру можно отнести к малоиспользуемым в современной воспитательной практике средствам.

Особенность игровой деятельности состоит в том, что личность играющего одновременно находится в двух планах: реальном и условном (игровом). Связь игры с жизнью очевидна, а граница между ними довольно размыта и неопределенна. Это позволяет активно реализовывать в игре принцип яркого проживания жизни, потребность детей в самоутверждении и самореализации, а это в свою очередь обеспечивает педагогический эффект самообновления и самоусовершенствования личности.

Игра позволяет создать обособленное пространство для «внутренней социализации» каждого ребенка (Л. С. Выготский) стать школой приобретения опыта общественной жизни, социальной активности.

"Хорошая игра похожа на хорошую работу. В каждой игре есть прежде всего рабочее усилие и усилие мысли", - писал А. С. Макаренко. Вот почему игры и игровые упражнения должны занять прочное место и в процессе обучения, и в воспитательной работе.

Введение в урок игр, игровых упражнений и ситуаций позволяет свести до минимума утомляемость и напряжение ребенка, в течение всего урока поддерживать его внимание. Недаром говорят: "Шутка - минутка, а заряжает на час".

Игры на уроках способствуют быстрому выполнению заданий, развивают и повышают интерес к предмету.

Наличие различных по сложности, форме и содержанию игровых упражнений позволяет учитывать индивидуальные особенности учащихся, повышает уровень знаний отстающих.

Требования к организации и проведению дидактических игр

Проведение игры требует от учителя большого мастерства: он должен доступно изложить сюжет, распределить роли, поставить перед детьми познавательную задачу, подготовить необходимое оборудование, сделать нужные записи на доске. Если дидактическая задача скрыта сюжетом игры, ролью, игровым действием, то в ходе беседы с детьми учитель должен обратить на это внимание.

В игре должен участвовать каждый ученик класса. Если у доски работает несколько учащихся, то все остальные должны выполнять роль контролеров, судей, учителя, используя при этом средства обратной, связи. Характер деятельности учащихся зависит от места" игры на уроке, в системе уроков. Она может быть проведена на любом этапе урока (сообщение, закрепление, систематизация) и на уроке каждого типа.

Если игра используется при объяснении нового материала, то в ней должны быть продуманы практические действия детей с группами предметов или рисунков.

При закреплении материала нужно использовать игры, где применяются математические законы и вычислительные навыки.

В большинство игр полезно вносить элементы соревнования, что также повышает активность детей в процессе обучения.

При подведении итогов соревнования следует обращать внимание на дружную работу участников команд, что будет способствовать формированию чувства коллективизма.

Учитель должен отнестись с большим тактом к детям, допустившим ошибки, сказать ребенку, что если он еще не стал капитаном в игре, то непременно им станет, если, конечно, будет стараться.

Чтобы не нарушать впечатления от игры, ошибки учащихся нужно анализировать не по ходу игры, а в конце.

Выполняя все эти требования, учитель может добиться сознательного и прочного усвоения знаний, причем без особых усилий и напряжения со стороны детей.

Для раскрытия личности ребенка весьма важно найти системообразующий компонент. В качестве такого механизма ученые выделяют познавательную самостоятельность, которая, являясь интегральным показателем развития ребенка в целом, позволяет ему в дальнейшем сравнительно легко ориентироваться в целом, позволяет ему в дальнейшем сравнительно легко ориентироваться в изменяющихся условиях, использовать знания и умения в нестандартных ситуациях.

Известно, что на развитие познавательной самостоятельности ребенка оказывает влияние множество факторов: стихийных и специально организованных, природных и социальных. Наряду с другими факторами ученые и педагоги-практики выделяют среду — окружение, в котором пребывает ребенок и посредством которого он себя реализует как личность, проявляя свою самостоятельность через взаимодействие с ним (Л. П. Буева, Л. И. Новикова, В. А. Петровский).

Очевидно, что обстановку, когда дети хотят и могут проявлять свою самостоятельность, лучше всего создает игровая среда. Игра включает в себя компоненты структуры самодетерминированной деятельности (С. Л. Рубинштейн). Игровые действия ребенка, сопровождающиеся высоким эмоциональным подъемом, устойчивым познавательным интересом, являются наиболее мощным стимулятором его активности в познании.

Кроме того, игра служит как бы переходным мостиком к учению, той средой, в которой легче, интереснее проходит познавательная деятельность.

Виды игр

По характеру познавательной деятельности игры можно разбить на группы.

Игры, требующие от детей исполнительской деятельности.

С помощью этой группы игр дети выполняют действия по образцу или указанию. Например, учитель говорит: "Положи сначала зеленый кружок, справа от него - желтый треугольник, слева - желтый квадрат, выше - красный треугольник, ниже - красный квадрат и т. д. ". Затем задает вопросы: сколько и каких фигур вы положили? Чем они похожи и чем отличаются? Каких фигур больше, каких меньше?

Потом детям из этих фигур предлагается составить геометрический узор или какую-нибудь фигуру.

В процессе таких игр ученики знакомятся с простейшими геометрическими фигурами, их свойствами, усваивают понятия "вверху", "внизу", "слева", "справа", "между", которые являются основой пространственных представлений, овладевают счетом, рассматривают классификацию фигур по одному или нескольким признакам.

В этой группе игр можно использовать еще и такие задания: придумать слова, подобные данным; выложить узор или начертить фигуру, аналогичную данной.

В первые месяцы обучения в 1-м классе дети в тетрадях по математике выполняют много рисунков, которые помогают им научиться концентрировать внимание, точно следовать указаниям ведущего, работать последовательно и добиваться желаемого результата.

Игры, в ходе которых дети выполняют воспроизводящую деятельность.

К этой группе относятся игры, способствующие формированию вычислительных навыков и навыков правописания.

Любимая детьми игра этой группы "Охота на лис"; в ней они должны определить, как спортсмен-охотник движется к финишу.

Можно проводить и другие игры, аналогичные данной: "Определи курс движения самолета", "Какие станции и в каком порядке проезжает поезд (пароход)", "Лабиринт", "Как добраться до вершины".

Игры, которых запрограммирована контролирующая деятельность учащихся.

К ним можно отнести: "Я - учитель", в которой ребята проверяют выполненную кем-то работу, "Контролер".

Детям раздаются карточки: на уроке математики с примерами, которые они должны решить. Если ответ примера совпадаете номером автобуса, значит, он его пассажир. На уроке русского языка - со словами: дети должны найти орфограмму и правильно вписать буквы.

Игры, с помощью которых дети осуществляют преобразующую деятельность.

Например, игра "Числа-перебежчицы". Из одного примера на сложение (5+4=9) сделать еще один (4+5=9, а к ним дописать два примера на вычитание (9-4=5; 9-5=4).

Игра "Придумай слова из данных букв" (о с к о л - сокол, колос, кол, лоск, скол, сок).

Игра "Подбери ключ". Дается группа примеров (слов). Дети должны вывести закономерность, которая и является ключом к данному заданию.

Игры, включающие элементы поисковой деятельности.

Дети очень любят игры данной группы. Им нравится сравнивать, анализировать, находить общее и различия, интересен поиск недостающего. Эти игры настолько заинтересовывают ребят, что они начинают придумывать их сами.

Публикации по теме:

Игры и игровые упражнения на прогулке для детей 2–4 лет на лето. Июль Все мы знаем, что для детей дошкольного возраста, основной вид деятельности - игра. Наиболее приемлемы для малышей игры с простым и доступным.

Дидактические игровые упражнения для детей старшего дошкольного возраста на составление геометрических фигур Дидактические игровые упражнения для детей старшего дошкольного возраста на составление геометрических фигур. Цель. Упражнять детей в составлении.

Художественно-дидактические игры и упражнения Игра – упражнение: «Цвета радуги» Игра проводится при знакомстве с гуашевыми красками. Цель: Закрепить знания цветов; учить получать нужные.

Игры и игровые упражнения для формирование навыков правильной осанки у детей младшего дошкольного возраста. Значение правильной осанки трудно переоценить. Основой правильной осанки является здоровый позвоночник. Именно он – опора всего организма.

Игры и игровые упражнения на прогулке для детей 2–4 лет на лето. Август Подвижные игры и игровые упражнения имеют большое значение для всестороннего, гармоничного развития детей младшего дошкольного возраста.

Консультация для родителей «Развитие математических способностей через дидактические игры и занимательные игровые упражнения» Вряд ли человек, проживший на свете целых четыре года, ещё не знаком с числом. Вероятно, он уже знает, что такое" один " и " много.

Мастер — класс «Игровые упражнения и дидактические игры с использованием конструктора Лего в работе учителя-логопеда» МАДОУ Детский сад №15 «Крепыш» Муниципального района Учалинский район Республики Башкортостан Мастер – класс «Игровые упражнения и.

Родительское собрание в форме игры-путешествия «Развитие познавательных процессов у младших школьников» Родительское собрание Тема «Развитие познавательных процессов у младших школьников» Задачи: Обратить внимание родителей на познавательный.

Сценарий игры для младших школьников «Осенний переполох» Сценарий праздника «Осенний переполох». ИГРА «НЕОБЫЧНОЕ ПРИВЕТСТВИЕ» ИГРА «МОЛЕКУЛА» на командообразование (если достаточно места в зале).

Педагогические условия развития творческой свободы младших школьников в процессе музыкально-ритмической деятельности Обществу необходимы люди, которые способны активно, творчески подходить к решению различных задач и без труда находить выход из сложившейся.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Дидактические игры и игровые упражнения в процессе обучения младших школьников
Опубликовано: 10 ноября 2017 в 19:07
+11Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 5.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
День весенней безопасности. Передвижка «Паводок, весеннее половодье»

Стремительное таяние снега или выпадение большого количества осадков может стать причиной весеннего паводка. Необходимо знать правила поведения во время этого стихийного бедствия и рассказать о них...

27 апреля. Международный день настольных игр. Передвижка «Польза настольных игр»

Ежегодно в последнюю субботу апреля отмечается Международный день настольных игр. Настольные игры – полезный семейный досуг на все времена.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД