Лучший педагог года

Дидактические игры и упражнения для ориентировки в окружающем мире для детей с нарушением зрения

Светлана Гришина
Дидактические игры и упражнения для ориентировки в окружающем мире для детей с нарушением зрения

ДИДАКТИЧЕСКИЕ ИГРЫ И УПРАЖНЕНИЯ ДЛЯ ОРИЕНТИРОВКИ В ОКРУЖАЮЩЕМ МИРЕ

(дети с нарушением зрения)

Дидактическая игра является эффективным средством сенсорного воспитания детей с нарушением зрения дошкольного возраста, обучает способам познания окружающего мира.

Публикация «Дидактические игры и упражнения для ориентировки в окружающем мире для детей с нарушением зрения» размещена в разделах

В дидактических играх совершенствуется сенсорный опыт, дети с нарушением зрения усваивают сенсорные эталоны, овладевают умением их дифференцировать, классифицировать, использовать в характеристике реальных предметов и явлений.

Ребенок увлекается игрой и повышается способность к произвольности внимания, развитию наблюдательности, более точному зрительному восприятию.

Дидактические игры можно условно разделить на две группы :

I. дидактические игры для развития сенсорной сферы и сенсорной деятельности (развивают умения детей различать, сравнивать, выделять и называть характерные признаки и свойства предметного мира)

II. логические дидактические игры (дети учатся классификации,

группировке, систематизации предметов по общим и

отличительным признакам)

При классификации дети устанавливают общность между предметами, образуют пары, группы предметов по цвету, форме, величине, пространственной характеристике и др. В играх на систематизацию они соотносят предметы одной формы, одного цвета, одного размера и т. д.

По содержанию дидактические игры могут быть трех видов:

-игры с предметами

-настольно-печатные

-словесные.

Игры с предметами способствуют формированию представлений и действий с предметами, учат анализировать характерные признаки, свойства предметов и явлений. Эти виды игр способствуют обогащению и уточнению предметных представлений.

Настольно-печатные игры учат детей словесному описанию иллюстрированного материала, осмыслению изображенного

Словесные дидактические игры в обучении детей с нарушением зрения обеспечивают возможности уточнения, конкретизации образов предметов и развитию описательной речи.

Игры.

«Кто скорее соберет палочки такого-же цвета?»

Детям предлагается в стаканчики определенного цвета собрать палочки такого же цвета. В процессе игры они дифференцируют цвет, считают, сколько всего собрала палочек. Из этих же палочек они выкладывают различные геометрические фигуры и простые предметные изображения (флажок, домик, лужа, забор, елочка и др.)

«Найди такой же по цвету, не темнее (светлее)»

Дети дифференцируют от 8 до 10 кружков одного цвета, но разных оттенков. Следует создать ряд от более темного к самому светлому.

«Разложи в ряд по цвету».

Дети по образцу создают цветовой ряд по оттенкам.

«Геометрический орнамент»

Предлагается по образцу составить орнамент из геометрических фигур. При этом дети называют фигуры, их цвет, величину, пространственное положение.

«Подбери чашки к блюдцам»

Даются изображения чашек и блюдец разного цвета. Следует подобрать к каждой чашке блюдце соответствующего цвета.

К играм и материалам, способствующим активизации зрительных функций, можно отнести мозаику, лото, домино, разрезные и сюжетные картинки.

Для развития цветоразличения можно применять дидактические игры и упражнения «Найди нужный цвет», «Разложи по оттенкам», «Подбери к шарам цветные нитки»

Дидактические игры «Какой предмет больше, меньше?», «Что дальше, что ближе?», «Самый длинный, высокий, толстый, тонкий, короткий, низкий предмет» упражняют детей в развитии глазомера.

Развитию зрительного внимания и памяти способствуют задания «Угадай, что изменилось», «Кто пришёл?», «Кто ушёл», «Чего на стало?», «Найди такой же предмет».

В дидактической игре «Одень куклу» дети подбирают по размеру кукол соответствующую одежду.

Игры «Кто скорее нанижет свои бусы», «Бусы для мамы», «Ёлочная гирлянда», способствуют развитию глазомера, моторики рук. Вводится элемент выигрыша на скорость.

Игры «Какой геометрической фигуры не стало?», «Зрительный диктант» предполагает упражнение детей на выделение яркости, окраски и размера. Дети запоминают расположение фигур, а затем педагог одну ив них убирает. Надо угадать какая фигура спрятана.

В играх «Составь из частей целое», «Кубики», «Волшебные картинки» дети составляют из вырезанных частей целое изображение, развивается целостное восприятие образа предмета.

Для развития зрительно-пространственной ориентировки можно использовать игры «Найди в комнате предметы соответствующей высоты, ширины, длины», «Где, что стоит (лежит)», «Что изменилось в группе?», «Поставь там, где я скажу», «Выложи картину».

Для упражнения выделения формы предлагается игра «Найди предмет по форме геометрическое фигуры». В игре "Каждой игрушке свое месте" дети учатся складывать в коробку игрушки соответственно размеру.

В играх-лабиринтах учатся прослеживать глазами изображение. Правильное прослеживание фиксируется фишками: дети соревнуются, кто быстрее выполнит задание.

Для развития пространственной ориентации и зрительных ощущений во время прогулки можно использовать игры, и задания: «1,2,3-дерево найди», «Сравни два дерева», «Чьи следы на снегу?», «Пройди по следу», «Сравни снежинки», «Пройди путь на звук», «Найди дерево, цветок по картинке (описанию)», «Правильно пойдёшь-сюрприз найдёшь» и т. д.

На прогулке можно наблюдать изменения природных явлений: небо, ветер, солнце, осадки; смену времен года, рассматривать, обследовать разнообразный животный и растительный мир в таких играх как: «Назови растение по ростку и месту посадки», «Угадай с какого дерева первые упавшие листья», «Узнай растение», «Кто ползет по листку, «Вертушки», «Солнышко и дождик».

Для формирования представлений о перспективе можно использовать фланелеграф. Предлагаются образцы рисунков и такие же вырезанные изображения и детали этого рисунка. Следует создать на фланелеграфе изображение, подобное рисунку, сохраняя расположение предметов на рисунке.

В игровом задании «Кто с каким мячам играет?» упражняются глазодвигательные мышцы.

В дидактической игре «Угадай, где звенит (звучит?» - упражнение на выделение направления звука.

Наряду с играми, в которых дети общаются с конкретным, предметным миром, можно для закрепления детских представлений использовать словесные дидактические игры.

Игры «Угадай по описанию», «Загадай загадку, опиши предмет».

Предлагаются картинки с предметными изображениями: обувь, посуда, мебель, транспорт, игрушки, одежда и др.

Приведенные игры повышают способности у детей с нарушением зрения к обобщению и улучшению ориентации в окружающей действительности.

Публикации по теме:

Дидактические игры и упражнения по цветоведению для детей старшего дошкольного возраста Предлагаю вашему вниманию дидактические игры и упражнения по цветоведению, направленные на знакомство детей с понятием «колорит», возможными.

Картотека «Дидактические игры и упражнения по развитию речи для детей дошкольного возраста» Тема «Игрушки» Дидактическая игра «Подбери признак» Цель: учить согласовывать прилагательные с существительными. Кукла (какая) - ,.

Конспект игры-занятия по расширению ориентировки в окружающем мире и развитию речи «Встреча весны» в первой ранней группе Конспект игры- занятия по расширению ориентировки в окружающем мире и развитию речи «Встреча весны» в первой группе раннего возраста. Доминирующая.

Конспект сюжетно-ролевой игры «На приёме у врача» для детей 4–5 лет с нарушением зрения Цель: сформировать сюжетно - ролевую игру как деятельность, используя оптимальную предметно-игровую среду, расширяя знания детей об окружающем.

Конспект сюжетно — ролевой игры для детей 4–5 лет с нарушением зрения «Необыкновенное путешествие» Цель: Совершенствовать умение детей объединяться в игре, распределять роли, выполнять игровые действия, поступать в соответствии с общим.

Консультация для родителей детей с нарушением зрения на тему «Помощь по дому — развитие ориентировки в пространстве» Консультация для родителей на тему: «Помощь по дому – развитие ориентировки в пространстве». Уважаемые родители! «Особенное» отношение к.

Особенности развития пространственной ориентировки у детей с нарушением зрения Особенности развития пространственной ориентировки у детей с нарушением зрения. Зрение – это способность видеть, то есть ощущать и воспринимать.

Перспективное планирование для детей 1–2 года «Расширение ориентировки в окружающем мире» Перспективное планирование для детей 1-2 года Расширение ориентировки в окружающем мире (Название организационной образовательной деятельности).

Презентация «Тактильные игры для детей с нарушением зрения среднего дошкольного возраста» Презентация предназначена для методического объединения учителе-дефектологов детских садов. Освоение предметного мира, развитие предметных.

Семинар-практикум «Полисенсорные дидактические игры для детей с нарушением зрения»Семинар-практикум «Полисенсорные дидактические игры для детей с нарушением зрения» Семинар - практикум «Полисенсорные дидактические игры для детей с нарушением зрения» Подготовили и провели: Учитель – дефектолог Е. А. Косенок.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Дидактические игры и упражнения для ориентировки в окружающем мире для детей с нарушением зрения
Опубликовано: 30 декабря 2018 в 19:43
+37Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 11.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
В 2024 году БАМ отмечает 50-летний юбилей. Передвижка «БАМ»

8 июля – памятная дата в честь строительства Байкало-Амурской магистрали, знаменитого БАМа. В этот день, 8 июля 1974 года, было подписано постановление о начале строительства Байкало-Амурской магистрали....

День весенней безопасности. Передвижка «Паводок, весеннее половодье»

Стремительное таяние снега или выпадение большого количества осадков может стать причиной весеннего паводка. Необходимо знать правила поведения во время этого стихийного бедствия и рассказать о них...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД