Папки-передвижки

Дидактические игры и упражнения по сенсорно-моторному воспитанию детей 2–3 года жизни

Мерясева Ирина Владимировна
Дидактические игры и упражнения по сенсорно-моторному воспитанию детей 2–3 года жизни

Дидактические игры и упражнения по сенсорно-моторному воспитанию детей 2-3 года жизни

Составила: учитель- дефектолог,

Мерясева Ирина Владимировна

Дидактические игры и упражнения по сенсорно-моторному воспитанию детей 2-3 года жизни

Публикация «Дидактические игры и упражнения по сенсорно-моторному воспитанию детей 2–3 года жизни» размещена в разделах

Познавательная активность детей раннего возраста формируется в процессе предметной деятельности, которая является ведущей в этот период времени и основы для ознакомления с окружающими. Особую категорию составляют специальные предметы, стимулирующие познавательную активность – это дидактические игрушки. Они дают не только обобщающую информацию относительно формы, величины, цвета предмета, но и четкие элементарные представления о связях и отношениях вещей, их взаимодействии с окружающей средой. Поэтому дидактические игрушки незаменимы в развитии чувственных представлений о многообразии и свойствах предметного мира.

Задача педагога (родителя) заключается в том, чтобы с помощью дидактической игрушки обратить внимание детей на данные свойства предмета, а затем предложить малышу выполнить ряд заданий на подбор (соотнесение, группировка, сортировка) игрушек по сходству или различию и т. п.

При проведении игр с детьми 2-го года жизни учитываются два фактора, влияющие на развитие познавательной деятельности, - это поддержание устойчивого ориентировочного интереса к дидактическим игрушкам и возможность самостоятельно действовать с ними, в результате чего дети постоянно делают для себя маленькие открытия.

Для занятий с детьми 2-го года жизни рекомендовано пять видов игрушек, отличающихся автодидактическими свойствами (т. е. характер игровых действий зависит от конструкции и материала, из которого сделан предмет).

1. Игрушки, имеющие сквозное отверстие, для нанизывания на стержень, способствуют развитию моторики пальцев, координации рук, особенно при осуществлении противоположных операций: нанизывания и снятия предметов. Выполнение задания осуществляется в двух плоскостях: горизонтальной (нанизывание на мягкий шнур, снятие с ленты) и вертикальной (нанизывание и снятие со стержня).

2. Объемные геометрические фигуры (шары, кубы, призмы) предназначены для целенаправленного манипулирования, группировки и соотнесения их по цвету, величине и форме. В дидактических целях используются различные по форме коробки (узкая, высокая, широкая, низкая). Действия обусловлены конструктивными особенностями предметов (из узкой коробки ребенок выкладывает предметы, наклоняя ее, из широкой – опуская внутрь руку).

3. Геометрические игрушки-вкладыши развивают пространст-венную ориентировку, знакомят детей с физическими свойствами полых предметов. При действии с полыми игрушками дети тренируют мелкую моторику, дифференцируют роль большого, указательного, среднего пальцев.

4. Сборно-разборные дидактические игрушки способствуют формированию пространственной ориентировки, умению собирать предмет из двух одинаковых или однотипных частей, подобранных по цвету и величине, они используются также для закрепления навыка группировки однородных предметов или же соотнесения по одному или нескольким свойствам.

5. Небольшие сюжетные игрушки, а также предметы, подобранные по определенным признакам (коробочки, катушки, вазочки и т. п.). В занятиях у детей должны присутствовать все компоненты активной ориентировки: ожидание, поиск, оправдавшееся предположении, видимое достижение результатов. Они обязательно должны испытывать радость, чувство удовлетворения от выполнения задания. При одном и том же программном содержании следует варьировать материал и форму упражнений.

Таким образом, занятия с дидактическими игрушками направлены на осуществление широкого круга воспитательно-образовательных задач. У детей 2-го года жизни активно развиваются : слух, зрение, сенсорные чувства, ориентировочная активность, мышление, память и другие высшие психические функции (ВПФ, а также моторика пальцев и координированные движения рук, формируется любознательность, устойчивый интерес и волевые черты характера.

На третьем году активность малыша проявляется в большой самостоятельности, умении и желании выполнять что-то своими руками: рисовать, конструировать, лепить, строить. Расширяется ориентировка в окружающем, быстро развивается наглядно-образное мышление, способность к обобщению и сравнению.

В этом возрасте для детей рекомендуется на занятиях и в самостоятельной деятельности использовать пять видов дидактических игрушек :

1) для нанизывания (различные пирамидки);

2) для вкладывания и выкладывания различные полые формы (конусы, кубы, цилиндры);

3) объемные геометрические фигуры;

4) сборно-разборные игрушки (матрешки, бочата и т. д.);

5) игрушки, специально подобранные по какому-либо признаку.

Занятия с предметами, имеющими сквозное отверстие по оси симметрии (втулки, кольца, шары, кубы)

Детям предлагается собрать одноцветные пирамидки из 4-5 колец, а затем собрать две такие же (красную и синюю, т. е. с ориентировкой по величине и цвету. Дети осваивают сбор пирамидки, осуществляя выбор из трех величин: «большая», «поменьше», «маленькая».

От 2,5 лет дети уже умеют собирать пирамидку путем чередования деталей по цвету, форме, величине, т. е. действовать в определенной системе, целенаправленно – сначала по показу, а затем по инструкции, удерживать цель в памяти.

После 2,5 лет необходимо побуждать детей действовать только по вербальной инструкции.

Занятия с объемными формами (шар, куб)

Упражнения усложняются за счет выполнения действий, требующих более тонкой дифференцировки.

В 2-2,5 года дети вкладывают в занимательную коробку предметы, одинаковые по форме в трехвеличинном соотношении: большие, поменьше, маленькие.

От 2,5 лет следует обучать детей проталкивать предметы, различные не только по величине, но и по форме.

К 3 годам ребенок должен уметь чередовать детали согласно вербальной просьбе: выделять цвет, форму, величину как особые признаки предмета, накапливать представления об основных разновидностях цвета и формы, об отношении между двумя предметами по величине. Размещение вкладышей различной величины и формы осуществляется двумя способами:

- отбирать предметы одной разновидности, затем раскладывать оставшиеся;

- брать вкладыши подряд и для каждого отыскивать соответствующее гнездо.

Занятия с геометрическими фигурами-вкладышами

В 2-2,5 года дети могут составлять башенки их трех последовательно уменьшающихся деталей. Им предлагают предметы-вкладыши: кубы, конусы, цилиндры.

В 2,5-3 года малыши должны собирать конструкции из 2-3 кубов или цилиндров разной величины и одного цвета, чередовать детали по цвету, а затем по цвету и величине.

Занятия со сборно-разборными игрушками

Упражнения усложняются не только за счет увеличения числа вкладных предметов, но и за счет формирования умения совмещать их по величине и рисункам. У детей совершенствуется координация движений и мелкая моторика.

Использование всевозможных мелких предметов и небольших образных игрушек

Дети способны уже выполнять выбор предметов на ощупь («Чудесный мешочек», т. е. без зрительного контроля узнавать предмет по форме, величине, а также находить различные предметы, игрушки, по предъявленной картинке, соотносить реальный предмет и его изображение.

К концу третьего года жизни у детей уже накапливается сенсорный опыт. Педагог пользуется краткой речевой инструкцией. Не следует требовать обязательного запоминания и самостоятельного употребления названия цвета и формы. Независимо от результата выполнения задания, не забывать хвалить и поощрять детей.

Приложение (для родителей)

Дидактические игры на развитие действий с предметами с детьми 2-3 года жизни

1. «Поймай мяч»

Цель: учить хватать большие предметы двумя руками, распределяя пальцы на предмете; правильно устанавливать расстояние от себя до мяча, развивать зрительно-двигательную координацию, действуя обеими руками.

2. «Попляшем с погремушками»

Цель: учить хватать маленькие предметы одной рукой, учитывая их величину и форму, учить прочно захватывать погремушку во время пляски, длительно удерживая ее в руке, подражать действиям педагога.

3. «Где звучит игрушка?»

Цель: формировать зрительно-слуховое восприятие детей в процессе игровых действий, развивать понимание элементарных инструкций, обусловленных ситуацией, учить выполнять их по подражанию.

4. «Поиграем на балалайке»

Цель: учить детей понимать и выполнять элементарные побудительные инструкции в процессе обыгрывания игрушек и общения со взрослыми, совершенствовать координацию движений рук при зрительном контроле.

5. «Возьми — положи»

Цель: учить детей брать, понимать и выполнять простые инструкции, побуждать к произнесению слов: «упал», «на»; развивать мелкую моторику рук.

6. «Переложи игрушки»

Цель: учить детей брать мелкие предметы щепотью, развивать координационные действия обеих рук.

7. «Покатай матрешек»

Цель: упражнять в соотносящих действиях; продолжать развивать совместные движения обеих рук, формировать внимание и целенаправленные действия, создавать положительное отношение к сюжетным игрушкам.

8. «Мозаика»

Цель: учить хватанию щепотью, познакомить с указательным типом хватания, развивать внимание, подражание, умение анализировать и воспроизводить несложный образец.

9. «Вложи кубик в кубик»

Цель: учить детей вынимать маленький вкладыш из большого и вкладывать его обратно по инструкции (вынь — вложи) в сочетании с указательным жестом, совершенствовать мелкую моторику рук.

10. «Открой — закрой»

Цель: учить детей пониманию простой инструкции (закрой — открой, при выполнении действий побуждать к произнесению слов («на», «дай», «так») отраженно или самостоятельно, развивать мелкую моторику рук.

11. «Башня»

Цель: учить детей строить башню из 3 кубиков, накладывая один на другой, выполнять речевые инструкции («возьми кубик», «положи кубик на кубик»). В сочетании с показом действий развивать мелкую моторику рук.

12. «Дом»

Цель: учить детей составлять дом из 2 деталей: кубика и треугольной призмы (крыши, понимать и выполнять речевые инструкции («возьми крышу», «поставь кубик» и т. д., побуждая детей к произнесению слов : «дай», «дом», «так», звукоподражаний: «топ-топ», развивать мелкую моторику рук.

13. «Дорожка»

Цель: учить детей простому конструированию постройки: дорожки из брусков (кирпичиков, использовать дорожку для игры : водить по ней куклу, возить машину, побуждая детей к произнесению слов и звукоподражаний: «дай», «на», «ля-ля», «топ-топ», «би-би», развивать мелкую моторику рук.

14. «Машина»

Цель: формировать у детей навыки простого конструирования: ставить кубик на брусок, лежащий широкой плоскостью на столе, соблюдая устойчивость постройки. Учить понимать и выполнять инструкции: «возьми кирпичик, кубик», «положи кубик на кирпичик», «покатай машину», побуждать детей произносить слова и звукоподражания: «кубик», «дай», «би-би», развивать мелкую моторику рук.

15. «Спрячь шарик в ладошках»

Цель: учить ориентироваться на величину предметов, соотносить действия рук с величиной предметов.

16. «Опусти шарик в коробку»

Цель: продолжать обращать внимание детей на величину, делать ее значимым признаком, учить детей пробовать закреплять знание слов «большой» и «маленький».

17. «Уложи куклу спать»

Цель: учитывать величину в практических действиях с предметами, соотносить предметы по величине; закреплять словесное обозначение величин («большой», «маленький», «больше», «меньше») учить оценивать свои действия, радоваться положительному результату.

18. «Цветные кубики»

Цель: учить различать цвета, ориентируясь на их однородность или неоднородность при наложении, обозначать результат словами: «такой», «не такой», действовать по подражанию.

19. «Найти свою игрушку»

Цель: учить узнавать знакомые предметы среди других, развивать внимание, вызывать положительное отношение к игрушке.

20. «Чудесный мешочек»

Цель: учить узнавать на ощупь знакомые предметы, не просто держать предмет в руках, а ощупывать, передвигая ладонь и пальцы по предмету, формировать эмоционально-положительное отношение к игре.

21. «Почтовый ящик»

Цель: различать форму на ощупь, соотнося плоскостную и объемную формы: учить при тактильном восприятии пользоваться методом проб.

Список литературы:

1. Венгер, Л. А. Дидактические игры и упражнения по сенсорному воспитанию дошкольников [Текст] : Пособие для воспитателей детского сада / Л. А. Венгер, Э. Г. Пилюгина, З. Н. Максимова, Л. И. Сысуева. - М. : Просвещение, 1973. - 110с.

2. Рожков О. П., Дворова И. В. «Упражнения и занятия по сенсорно-моторному воспитанию детей 2—4-го года жизни» Методические рекомендации Москва — Воронеж 2007г

3. Кирпичникова, Н. Развиваем сенсорику и мелкую моторику [Текст]/Н. Кирпичникова// Дошкольное воспитание. - 2005. - №2 - С. 76.

Публикации по теме:

Дидактические игры и коррекционные упражнения для детей ОВЗ Составила:воспитатель старшей группы компенсирующей направленности Пашина Кира Александровна Упражнение «Построй дорожку» Цель: развитие.

Дидактические игры и упражнения для словарной работы Дидактические игры и упражнения для словарной работы 1. Игра «Предлоги». Предлагается картинка с предлогом и нужно составить предложение.

Дидактические игры и упражнения как средство формирования слоговой структуры слова у детей с ОНР Одним из проявлений общего недоразвития речи у детей дошкольного возраста является нарушение воспроизведения слоговой структуры слова..

Дидактические игры и упражнения по цветоведению «Волшебные цвета» Цель: В процессе игры развивать внимание и интерес детей к различным цветам и оттенкам, чувство радости при восприятии.

Дидактические игры и упражнения по формированию у детей старшего дошкольного возраста навыков измерительной деятельности Задание №1 Задачи: сформировать знания детей о мере измерения жидких веществ; учить детей пользоваться мерным стаканчиком. Материал: большой.

Игры и упражнения для развития речи детей пятого года жизни Работа по воспитанию звуковой культуры речи включает в себя формирование правильного звукопроизношения, развитие фонематического восприятия,.

Из опыта работы «Дидактические игры и упражнения для развития слоговой структуры речи у детей с ОНР» Формирование у детей грамматически правильной, лексически богатой и фонетически чёткой речи, дающей возможность речевого общения и подготавливающей.

Образовательный проект «Развитие морфологической стороны речи детей среднего возраста через дидактические игры и упражнения» Ларина Т. В. – воспитатель МБДОУ ЦРР № 23 «Родничок» г. Бор Нижегородской области. Формирование речи детей в дошкольные годы жизни - одна.

Презентация «Дидактические игры своими руками» для детей 2–3 года Значение дидактических игр в развитии детей дошкольного возраста Дидактические игры - это разновидность игр с правилами, специально создаваемых.

Сюжетно-ролевые игры в жизни детей седьмого года жизниСюжетно-ролевые игры в жизни детей седьмого года жизни Здравствуйте, дорогие коллеги. Сегодня хочу затронуть тему сюжетно- ролевых игр для подготовительной к школе группы. Дошкольники очень любят.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Дидактические игры и упражнения по сенсорно-моторному воспитанию детей 2–3 года жизни
Опубликовано: 13 сентября 2019 в 15:30
+14Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 4.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
2024 - Год Семьи. Передвижка «Год семьи»

Президент Российской Федерации Владимир Путин подписал 22 ноября Указ об объявлении 2024 года в России Годом семьи.

18 апреля. День отпечатка пальца. Передвижка «Пальчиковая живопись»

 18 апреля 1902 года впервые был использован метод установления личности человека по его отпечаткам пальцев. Эта дата считается днем рождения дактилоскопии, поэтому 18 апреля отмечаем с детьми...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД