МААМ-картинки

Дидактические игры как средство формирования сенсорных эталонов

Светлана Костюкова
Дидактические игры как средство формирования сенсорных эталонов

Проблему формирования представлений о сенсорных эталонах у детей дошкольного возраста изучали М. Ю. Кистяковская, Н. С. Карпинская, С. Л. Новоселова, Э. Г. Пилюгина, Е. А. Радина и др. В настоящее время в ряде исследований раскрываются формы и методы, направленные на формирование представлений о сенсорных эталонах. Так, в программе «Развитие» основой работы по формированию сенсорной культуры детей 3-5 лет являются игры и упражнения, разработанные Л. А. Венгером, Э. Г. Пилюгиной, Н. П. Сакулиной, О. М. Дьяченко и др. Во всех программах дошкольного воспитания уделяется внимание вопросам формирования представлений о сенсорных эталонах (преимущественно зрительного восприятия). Вместе с тем мы не нашли отдельных исследований, в которых была бы представлена система занятий, направленных на формирование представлений о сенсорных эталонах в целом у детей 4 - го года жизни. В соответствии с этим требуется определить методику работы по данному направлению.

Публикация «Дидактические игры как средство формирования сенсорных эталонов» размещена в разделах

В имеющейся для обзора литературе доминирующим средством сенсорного развития является дидактическая игра. Впервые о необходимости использования дидактической игры для формирования представлений о сенсорных эталонов у детей заявляли М. Монтессори и Ф. Фребель. В отечественной педагогике вопросам использования данной формы работы для сенсорного воспитания были посвящены работы М. М. Манасеиной, М. Х. Свентицкой. Так, разработанная М. М. Манасеиной система приемов и средств сенсорного воспитания включает рекомендации по сохранению и развитию органов зрения, слуха, осязания, обоняния, вкуса.

В советской педагогике систему сенсорного воспитания разрабатывали Н. А. Ветлугина, А. М. Леушина, Н. П. Сакулина, А. П. Усова и др. Разработка этой системы неразрывно связана с созданием теории восприятия в отечественной психологии. Возможности использования дидактической игры для развития способностей детей дошкольного возраста изучали В. Н. Аванесов, В. Р. Беспалова, З. М. Богуславская, Е. И. Радина, А. И. Сорокина, Е. И. Удальцова, и др.

Дидактическая игра представляет собой вид деятельности ребенка, которая отличается активным творческим характером и высокой эмоциональной насыщенностью. В силу этого ей присущи черты, характерные для всякой деятельности: наличие цели, мотивов, средств реализации, планомерных действий, результата. Цели игры не являются постоянными, так как для реализации своих игровых целей ребенок подбирает себе товарищей, необходимые игрушки, по ходу игры совершает определенные действия и поступки, вступает в разнообразные отношения с играющими.

Исследователями в области игры А. К. Бондаренко, Л. А. Венгер, В. Н. Аванесовой и др. выделена ее структура: дидактическая задача, игровые правила, игровые действия.

1. Наличие игрового замысла или игровой задачи, которые реализуются (решаются) через игровые действия. Игровой замысел (или задача) и игровые действия составляют содержание игры.

2. Действия и отношения играющих регулируются правилами.

3. Наличие правил, и готовое содержание позволяют детям самостоятельно организовываться и проводить игру.

4. Воспитательно-образовательное содержание игры заключено в игровом замысле, игровых действиях и правилах и не выступает для детей как самостоятельная задача.

Наряду с перечисленными особенностями играм с правилами присущи все черты детской игровой деятельности.

Дидактическая игра представляет собой многоплановое, сложное педагогическое явление: она является и игровым методом обучения детей дошкольного возраста, и формой обучения, и самостоятельной игровой деятельностью, и средством всестороннего воспитания личности ребенка. Дидактическая игра как игровая форма обучения – явление очень сложное. В отличие от учебной сущности занятий в дидактической игре действуют одновременно два начала: учебное, познавательное и игровое, занимательное. Дидактическая игра как игровой метод обучения рассматривается в двух видах: игры занятия и дидактические или автодидактические игры. В первом случае ведущая роль принадлежит воспитателю, которые для повышения у детей интереса к занятию использует разнообразные игровые приемы, создает игровую ситуацию, вносит элементы соревнования и др.

Дидактическая игра как самостоятельная игровая деятельность осуществляется лишь в том случае, если правила детьми усвоены. Роль взрослого заключается в том, чтобы у детей было в запасе много таких игр, в которые они играют сами, если интерес к игре пропадает, то необходимо позаботиться об усложнении игр, расширении их вариативности.

Для дидактической игры, как и для любой игры с правилами, характерно наличие игрового замысла или игровой задачи. Игровые задачи могут быть самыми разнообразными. Так, при игре в лото первому закрыть все клеточки большой карточки; в игре с пирамидкой собрать ее так, чтобы ребро представляло собой ровную линию, и т. д. Разнообразны и игровые действия: подбор предметов или картинок, нанизывание, складывание, передвижение, имитация движений; они могут представлять собой сложную цепочку, состоящую из ряда отдельных действий или их элементов. Действие часто сопровождается речью.

Существенным элементом дидактической игры являются правила. Выполнение правил обеспечивает реализацию игрового содержания. Правила в игре разные: одни из них определяют характер игровых действий и их последовательность, другие регулируют отношения между играющими. Есть правила, ограничивающие или запрещающие определенные проявления и действия или предусматривающие «наказание» за нарушение других правил и совершение запрещенных действий.

Дидактические игры способствуют упражнению детей в применении знаний, более глубокому их усвоению. Существует большое количество дидактических игр, направленных на систематизацию знаний (лото «Четыре времени года», «Игрушки», «Растет, цветет и зреет» и т. д.). По мнению Л. А. Венгер, Н. С. Карпинской, С. Л. Новоселовой, Е. И. Радиной[ и других, в процессе дидактических игр у детей идет совершенствование психических познавательных процессов. При этом данные авторы указывают на то, что наиболее богатые возможности для сенсорного развития и совершенствования ловкости рук у детей таят в себе народные игрушки: башенки, матрешки, неваляшки, разборные шары и многие другие. Детей привлекают красочность этих игрушек, забавность действий с ними. Играя, ребенок приобретает умение действовать на основе различения формы, величины, цвета предметов, овладевает разнообразными новыми движениями, действиями. И все это своеобразное обучение элементарным знаниям и умениям осуществляется в формах увлекательных, доступных ребенку.

В играх с народными дидактическими игрушками совершенствуется сенсорная культура детей дошкольного возраста: развивается восприятие цвета, величины, формы предмета, идет усвоение эталонов свойств и качеств предметов, накопление сенсорного опыта. В играх с картинками и в ряде словесных игр совершенствуются операции сравнения, обобщения, классификации. В ряде игр формируется сообразительность и умственная активность. Каждая дидактическая игра требует от участников более или менее длительного и устойчивого внимания: играющий должен внимательно следить за действиями партнеров, за сигналами и т. д. Имеются и специальные игры на развитие внимания (например, «Краски»).

Н. С. Карпинская справедливо полагает, что в дидактической игре формируется умение подчиняться правилам, так как от точности соблюдения правил зависит успех игры. В результате игры оказывают влияние на формирование произвольного поведения, организованности. Большинство игр такого рода являются коллективными. Наличие правил создает условия для самоорганизации детей, а это в свою очередь основа для формирования правильного поведения и отношений между детьми. Воспитатель подбором игр обеспечивает формирование в игре отношений содружества.

Таким образом, дидактическая игра служит средством всестороннего воспитания детей, в том числе формирования сенсорных эталонов. Используя дидактические игры с детьми дошкольного возраста, воспитатель имеет возможность систематически, постепенно усложняя материал, развивать восприятие детей, сообщать им доступные сведения, формировать умения и некоторые важные качества. Организованный характер занятий, выделение для них особого времени в режиме дня дают воспитателю возможность заранее продумать содержание, подбор детских игр, воздействовать на всех детей. Как выше говорилось, наиболее соответствующей дошкольному возрасту формой обучения являются дидактические игры, когда ребенок, играя, незаметно для себя усваивает те сведения и умения, которые взрослый считает необходимым ему дать.

Преднамеренный характер дидактических игр и занятий выдвигает необходимость определенной программы сведений, нужных детям, а также тех умений и качеств, которые должны быть у них сформированы. Такой материал для групп дошкольного возраста включен в различные программы воспитания в детском саду «Детство», «Радуга», «Истоки» и др. Содержание данных программ организует воспитательный процесс в дошкольном учреждении, делает его четким и результативным.

При проведении занятий воспитателю необходимо помнить, что дети дошкольного возраста легко утомляются, поэтому нельзя их перегружать. Очень важно помнить, что занятия должны создавать у детей хорошее настроение, вызывать радость: ребенок радуется тому, что узнал что-то новое, радуется своему достижению, умению произнести слово, что-то сделать, добиться результата, радуется первым совместным с другими детьми действиям и переживаниям. Эта радость является залогом успешного развития детей на ступени дошкольного возраста и имеет большое значение для дальнейшего воспитания.

Вывод. Сенсорные эталоны – это общепринятые образцы каждого вида свойств и отношений предметов. Усвоение сенсорных эталонов – длительный и сложный процесс.

Формирование представлений о сенсорных эталонах должно начинаться с дошкольного возраста, то есть наиболее благоприятным для этого является 4 год жизни, поскольку основные познавательные процессы – восприятие, мышление и память в этом возрасте развиваются наиболее интенсивно. Имеющиеся методики формирования представлений о сенсорных эталонах рассчитаны, в основном, на тренировку зрительного восприятия. В дошкольной педагогике накоплен значительный материал о содержании, методах, средствах формирования представлений о сенсорных эталонах детей, разработана методика руководства играми и упражнениями. Однако в современных условиях научные достижения используются крайне недостаточно. В частности, не всегда учитывается последовательность формирования сенсорных эталонов, требующих вначале ознакомления с ними, далее – формирования обследовательских действий и затем – закрепление полученных представлений в дидактической игре. Не всегда эффективно используются дидактические игры.

Публикации по теме:

Значение формирования элементарных математических представлений для развития сенсорных способностей в дошкольном возрасте Введение. Большое значение в развитии сенсорных способностей имеет формирование у детей представлений о сенсорных эталонах - общепринятых.

Дидактическая игра «Цветные киски»Дидактическая игра «Цветные киски» Я работаю с детьми раннего возраста. В этом возрасте очень важно сенсорное развитие, поэтому, по самообразованию я выбрала тему «Формирование.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Дидактические игры как средство формирования сенсорных эталонов
Опубликовано: 3 февраля 2014 в 11:39
+3Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
22 апреля. День Матери Земли. Передвижка «День Земли»

Сегодняшний праздник отмечается во всем мире, ведь он посвящен нашему общему месту обитания — планете Земля.

21 апреля. День домашнего спорта. Передвижка «Физическое воспитание в семье»

День домашнего спорта – это замечательный повод организовать физкультурное развлечение для дошколят и напомнить их родителям об основных принципах физического воспитания в семье.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД