Лучший педагог года

Дидактические игры по развитию словаря детей среднего дошкольного возраста

Инзиля Дусбоева
Дидактические игры по развитию словаря детей среднего дошкольного возраста

В сборнике представлены игры на обогащение словаря новыми словами, активизация словаря, закрепление и уточнение словаря.

Сборник предназначен для воспитателей, работающих в дошкольных образовательных организациях.

Содержание

1. Игры на обогащение словаря новыми словами.

2. Игры на активизацию словаря.

3. Игры на закрепление и уточнение словаря.

Игры на обогащение словаря новыми словами

Тема: «Птицы»

Д/и «Кто как голос подает?»

Публикация «Дидактические игры по развитию словаря детей среднего дошкольного возраста» размещена в разделах

Дидактическая задача : обогащать глагольный словарь по теме.

Игровая задача: развивать память и речь детей.

Игровой материал: карточки с изображением диких и домашних птиц, игрушка медвежонок.

Игровые правила:

Игровые действия: Воспитатель: «Ребята, к нам из леса пришел в гости мишка. Ему в лесу сорока сказала, что наши детки не знают, какими голосами птицы разговаривают. Мы ведь знаем? Сейчас я вам раздам картинки с птицами. Мишутка к каждому из вас подойдет, и вы каждый скажете ему, как разговаривает его птица.

Слова для обогащения словаря :

o воробей – чирикает

o ворона – каркает

o голубь – воркует

o синица – свистит

o утка – крякает

o соловей - поет

o кукушка – кукует

o петух – кукарекает.

Тема: «Овощи»

Д/и «Овощи»

Дидактическая задача : обогащать словарь детей существительными множественного числа по теме «Овощи».

Игровая задача: помощь товарищу соотнести картинки одни – много.

Игровые правила: найти картинку по названию (один овощ, подобрать пару к этой картинке пару с большим количеством (много) изображения этих овощей, назвать изображения.

Игровой материал: кукла Маша.

Игровые действия: Воспитатель показывает куклу Машу, говорит: «Маше подарили игру «Один овощ – много овощей», ей надо найти картинки с одинаковым изображением овощей. Например: одни лук – много лука».

Слова для обогащения словаря :

Лук – много лука;

Картошка – много картошки;

Свекла – много свеклы;

Капуста – много капусты;

Тыква – много тыквы;

Кабачок – кабачки – много кабачков;

Морковка – морковки – много морковок;

Помидор – помидоры – много помидоров.

Тема: «Игрушки»

Д/и «Угадай игрушку»

Дидактическая задача : обогащать предметный словарь, словарь прилагательных, ориентируясь на его признаки и действия.

Игровая задача: узнать по описанию игрушку.

Игровой материал: игрушки: медвежонок, заяц, лиса, утенок.

Игровые правила: рассмотреть, послушать, узнать игрушку и сказать, как называется.

Игровые действия: Воспитатель приносит волшебную коробку с игрушками, показывает игрушки и называет их. Затем рассказывает о каждой игрушке, называя внешние признаки: «Это мягкая игрушка. Она серая. Хвостик короткий, а уши длинные. Любит морковку, прыгает ловко». Аналогично описываются другие игрушки, дети называют их.

Предложить ребенку описать одну из игрушек.

Тема: «Профессии»

Д/и «Кто, что делает?»

Дидактическая задача : обогащать глагольный словарь детей.

Игровой материал: мяч.

Игровые правила: поймать мяч и сказать, что делает представитель этой профессии.

Игровые действия: Взрослый бросает мяч ребенку и называет профессию, ребенок возвращает мяч и говорит, что делает представитель этой профессии.

Слова для обогащения словаря :

Врач — лечит. Учитель — учит.

Продавец — продает. Маляр — красит.

Портной — шьет. Дворник — подметает.

Музыкант — играет. Парикмахер — подстригает.

Воспитатель — воспитывает. Балерина — танцует.

Тема: «Осень»

Д/и «Деревья и их плоды»

Дидактическая задача : обогащать словарь детей подбирать плоды деревьев, развивать зрительную память, внимание.

Игровая задача: узнать плоды деревьев.

Игровой материал: иллюстрации деревьев (ель, рябина, каштан, липа, клен); картинки (шишка, рябина, каштан, липовое семян, кленовая крылатка).

Игровые правила: узнать дерево, назвать его и подобрать плоды.

Игровые действия: Воспитатель загадывает загадку.

Утром мы во двор идем -

Листья сыплются дождем,

Под ногами шелестят,

И летят, летят, летят. (Осень)

Воспитатель: «Ребята о чем эта загадка? Про какое время года? А вы хотели бы узнать больше о деревьях и о плодах? Предлагаю отправиться в сад, где растут деревья». Рассматривают, проговаривают названия деревьев, затем находят их плоды.

Слова для обогащения словаря : ель, рябина, каштан, липа, клен, шишка, рябина, каштан, липовое семян, кленовая крылатка.

Игры на активизацию словаря

Тема: «Птицы»

Д/и «Скажи одним словом»

Дидактическая задача : активизировать словарь по теме, учить детей определять и называть обобщенное слово.

Игровая задача: развивать ловкость, умение уважительно относиться к сверстникам.

Игровой материал: мяч.

Игровые правила: поймать мяч, назвать предметы одним словом (обобщающим, вернуть мяч.

Игровые действия: Взрослый называет 3 предмета, бросает мяч ребенку. Ребенок повторяет слова, называет обобщающее слово, возвращает мяч. Взрослый снова бросает мяч малышу, предлагает из трех названных слов назвать лишнее и объяснить почему.

Слова для активизации словаря :

Волк, заяц, корова.

Воробей, курица, соловей.

Курица, орел, гусь.

Олень, слон, белка.

Индюк, утка, голубь.

Собака, ворона, сорока.

Тема: «Овощи»

Д/и «Скажи ласково»

Дидактическая задача : активизировать словарь уменьшительно-ласкательную форму существительных.

Игровая задача: внимательное отношение друг к другу.

Игровой материал: корзина, овощи (огурец, помидор, картошка, тыква, перец, капуста, морковь).

Игровые правила: узнать овощ, назвать, образовать уменьшительно-ласкательную форму.

Игровые действия: Воспитатель приходит в наряде «Осени» и говорит: «Урожай собрала, хотите узнать, что я собрала? Вот – огурец, а как мы можем назвать огурец ласково? Как мы можем назвать одним словом то, что я собрала?»

Слова для активизации словаря :

Огурец – огурчик;

Помидор – помидорчик;

Картошка – картошечка;

Тыква – тыковка;

Перец – перчик;

Капуста – капустка;

Морковь – морковка.

Тема: «Игрушки»

Д/и «Скажи какой»

Дидактическая задача : активизировать словарь прилагательных.

Игровая задача: развивать уважительное отношение.

Игровой материал: коробка – посылка, фишки, игрушки из пластмассы, резины, плюша, металла, глины, стекла, бумаги, картона, кожи.

Игровые правила: достать игрушку, определить из чего она сделана, сказать например: «Кубик сделан из пластмассы, значит игрушка пластмассовая». Кто правильно скажет, тот получает фишку. Выигрывает тот, у кого больше фишек.

Игровые действия: Воспитатель: «Нам прислали посылку из игрушечного магазина. Посмотрим, что там лежит? Скажите, как называется эта игрушка? Если игрушка сделана из дерева, она какая? - … (деревянная).

Слова для активизации словаря :

Из пластмассы - … (пластмассовая);

Из резины - … (резиновая);

Из плюша - … (плюшевая);

Из металла - … (металлическая);

Из глины - … (глиняная);

Из стекла - … (стеклянная);

Из бумаги - (бумажная);

Из картона - … (картонная);

Из кожи - (кожаная).

Тема: «Профессии»

Д/и «Закончи предложение»

Дидактическая задача : расширять представления детей о профессиях, активизировать предметный словарь по теме «Профессии».

Игровая задача: помощь закончить предложения.

Игровой материал: картинки на тему «Профессии».

Игровые правила: послушать и закончить предложение.

Игровые действия: Воспитатель: «Ребята предлагаю отправиться в картинную галерею, где идет выставка на тему: «Профессии». Нам надо рассмотреть картину, послушать начало предложения и закончить его».

Слова для активизации словаря :

Повар чистит ножом ….

Столяр строгает рубанком ….

Маляр красит кистью ….

Фермер косит косой ….

Парикмахер укладывает феном ….

Портной кроит ножницами ….

Лесоруб рубит топором … .

Тема: «Осень»

Д/и «Осенние слова»

Дидактическая задача : расширять и активизировать словарь по теме «Осень».

Игровая задача: помощь узнать слова осени.

Игровой материал: красные и желтые листья

Игровые правила: услышать слова, относящиеся к осени и поднять листочек, фишки получают правильно поднявшие листья.

Игровые действия: Воспитатель: «Мы сейчас поиграем в игру «Осенние слова». У каждого из вас есть осенний листочек. Если услышите слово, которое относится к осени, поднимите листочек вверх.

Слова для активизации словаря : опадают, поспевают, расцветают, хмурая, зеленеют, золотая, жарко, дождливая, тает, теплеет, желтеют, моросит, улетают, пасмурная, ветреная, холодная.

Игры на закрепление и уточнение словаря

Тема: «Птицы»

Д/и «Зимующие и перелетные птицы»

Дидактическая задача : закреплять умение детей классифицировать птиц по видам – перелетные, зимующие.

Игровая задача: развивать умение работать в подгруппе.

Игровые правила: детей – расположить перелетных птиц в «летнем лесу», а зимующих – в «зимнем лесу».

Игровые действия: Воспитатель загадывает загадку.

Чернокрылый,

Красногрудый,

И зимой найдет приют:

Не боится он простуды

- С первым снегом,

Тут как тут!

(Снегирь)

Воспитатель: «О ком говорится в загадке? Какие птицы бывают? На столе расположены птицы. Ваша задача расположить перелетных птиц в «летнем лесу», а зимующих – в «зимнем лесу».

А как вы помогаете птицам перенести холодную зиму? (Мы можем сделать кормушки и развесить их на деревьях. В них каждый день класть корм.)

Слова для закрепления и уточнения словаря : снегирь, скворец, синица, воробей, сова, кукушка, дятел, ласточка, ворона, соловей.

Тема: «Овощи»

Д/и «Вершки и корешки»

Дидактическая задача : закреплять и уточнять словарь детей на тему : «Овощи», развивать умение классифицировать овощи ( по принципу: что у них съедобно – корень или плоды на стебле).

Игровая задача: помощь определить, что съедобно – корень или плоды на стебле.

Игровой материал: картинки с овощами и фанты.

Игровые правила: назвать овощ, определить, что съедобно и ответить «вершки» это или «корешки».

Игровые действия: В начале игры уточняют с детьми, что они будут называть «вершками», а что – «корешками». Съедобный корень овоща мы будем называть «корешками», а съедобный плод на стебле – «вершками». Предупредить, чтобы дети были внимательными, т. к. в некоторых овощах съедобно и то и другое (например, лук). Затем называют овощ, а дети по очереди отвечают, «вершки» это или «корешки». Тот, кто ошибся, платит фант, который в конце игры выкупается.

Слова для закрепления и уточнения словаря : свекла, морковь, репа, горох, бобы, фасоль, лук, петрушка, помидоры, кабачок.

Тема: «Игрушки»

Д/и «Зачем нужны игрушки»

Дидактическая задача : закреплять словарь детей

в употреблении в речи глаголов, сочетать их с

существительными.

Игровая задача: воспитывать уважительное отношение к сверстникам и взрослым.

Игровой материал: игрушки.

Игровые правила: воспитатель называет предмет, дети говорят, что можно делать с этим предметом.

Игровые действия: Воспитатель задает вопрос: «Зачем нужны игрушки? Вы знаете, что с ними можно делать? Сейчас я покажу игрушку, а вы расскажете, зачем она нужна».

Слова для закрепления и уточнения словаря :

Воспитатель Дети

Машина Ее можно катать, возить за веревочку, перевозить на ней кубики, кукол…;

Конструктор Из него можно построить дом, ворота, башню, мост, дорогу…;

Мяч Бросать, ловить, катать, отстукивать, подбрасывать, передавать, играть в футбол…;

Пирамидка Собирать, разбирать;

Неваляшка Наклонять, качать, слушать звон;

Кукла Одевать, играть с ней, танцевать, укладывать спать, кормить, возить в коляске, в саночках…

Тема: «Профессии»

Д/и «Что кому нужно?»

Дидактическая задача : закреплять и уточнять в речи формы имён существительных в творительном падеже.

Игровая задача: воспитывать уважительное отношение к профессиям.

Игровой материал: Предметные картинки с изображением повара, доктора, музыканта, воспитатель. Картинки с изображением ножа, шприца, пианино, игрушки; фишки.

Игровые правила: узнать предметы ответить на вопросы: «Что изображено на этой картинке? Кому этот предмет нужен для работы? Чем работает: повар, доктор, музыкант, воспитатель?»

Игровые действия: Предложите ребенку рассмотреть изображение людей. Попросите их определить и назвать профессии. Затем спросите: «Что изображено на этой картинке? Показывая поочерёдно на пианино, кастрюлю, шапочку врача и спрашивайте:

«Кому этот предмет нужен для работы?»

Задайте вопросы: Чем повар режет овощи? (ножом).

Чем врач делает уколы? (шприцом).

На чём играет музыкант? (на музыкальных инструментах).

Попросите ребенка назвать профессию человека, которому для работы нужен нож и кастрюля. (Повару). Спросите: «Кому для работы нужен шприц?» (Врачу). «Кому для работы нужно пианино?» (Музыкальному руководителю). «Кто работает с детьми?» (Воспитатель).

Слова для закрепления и уточнения словаря : повар, доктор, воспитатель, нож, шприц, пианино, игрушки.

Тема: «Осень»

Д/и «Найди и назови дерево»

Дидактическая задача : закреплять и уточнять названия деревьев на уличной площадке; развивать зрительную память, воспитывать любовь к природе.

Игровая задача: помощь найти деревья.

Игровой материал: деревья на уличной площадке.

Игровые правила: узнать дерево, подойти сказать например: «Это береза».

Игровые действия: Воспитатель подводит детей к деревьям и просит напомнить название этого дерева.

Воспитатель. Кто быстрее найдет березу? Один, два, три - к березе беги! Дети должны найти дерево и подбежать к определенной березе. Игра продолжается, пока дети не устанут.

Слова для закрепления и уточнения словаря : береза, клен, рябина, сирень, ель, сосна.

Публикации по теме:

Дидактические игры по русским народным сказкам для детей младшего дошкольного возрастаДидактические игры по русским народным сказкам для детей младшего дошкольного возраста ДИДАКТИЧЕСКАЯ ИГРА ПО СКАЗКЕ «РЕПКА» Цель: Продолжать развивать внимание, память, связную речь, способствовать проявлению самостоятельности,.

Дидактические игры для детей дошкольного возрастаДидактические игры для детей дошкольного возраста Дидактическая игра «Составь узор» Дидактическая задача: Учить составлять декоративные композиции – располагать элементы, подбирая их по.

Дидактические игры и задания для развития речи детей младшего и среднего дошкольного возраста Работа по исправлению недостатков звукопроизношения состоит из трех основных этапов: подготовительные упражнения; постановка (вызывание).

Дидактические игры по формированию словообразовательных навыков у детей дошкольного возраста Чем богаче и правильнее речь ребенка, тем легче ему высказывать свои мысли, тем шире его возможности в познании окружающего мира, содержательнее.

Дидактические игры по математике для детей среднего дошкольного возрастаДидактические игры по математике для детей среднего дошкольного возраста На занятиях по математике использую разнообразные игры и дидактические упражнения, некоторыми из них хочу поделиться с вами. Для закрепления.

Дидактические игры по ознакомлению с окружающим миром для детей старшего дошкольного возраста Дидактические игры по ознакомлению с окружающим миром для детей старшего дошкольного возраста 1. «Угадай по описанию» Цель: учить задавать.

Дидактические игры по ПДД для детей старшего дошкольного возраста 1. «Игра со светофором» Цель: закреплять правила дорожного движения (значение цветов светофора). Дети становятся в круг, ребенок – светофор.

Дидактические игры по развитию речи в работе с детьми старшего дошкольного возрастаДидактические игры по развитию речи в работе с детьми старшего дошкольного возраста Дидактические игры по развитию речи в работе с детьми старшего дошкольного возраста. Третьякова Светлана Николаевна Хочу поделиться играми,.

Дидактические игры по сенсорному развитию для детей младшего дошкольного возрастаДидактические игры по сенсорному развитию для детей младшего дошкольного возраста Цели и задачи. Цель - показать влияние дидактических игр на развитие сенсорных способностей. Задачи:1) Обогащать чувственный опыт детей.

Занятие по развитию речи для детей старшего дошкольного возраста «Чтение небылиц. Дидактические игры со словами» Тема: Чтение небылиц. Дидактические игры со словами. Программное содержание: активизировать словарь детей. Ход работы: воспитатель интересуется,.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Дидактические игры по развитию словаря детей среднего дошкольного возраста
Опубликовано: 29 мая 2016 в 19:10
+10Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 9.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
В 2024 году БАМ отмечает 50-летний юбилей. Передвижка «БАМ»

8 июля – памятная дата в честь строительства Байкало-Амурской магистрали, знаменитого БАМа. В этот день, 8 июля 1974 года, было подписано постановление о начале строительства Байкало-Амурской магистрали....

День весенней безопасности. Передвижка «Паводок, весеннее половодье»

Стремительное таяние снега или выпадение большого количества осадков может стать причиной весеннего паводка. Необходимо знать правила поведения во время этого стихийного бедствия и рассказать о них...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД