Анастасия Кутафина
Дидактические игры по теме «Пожарная безопасность» для детей старшего дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Дидактическая игра "Что пригодится при пожаре?"
Цель: посредством ознакомления детей с профессией пожарный, формировать представление о предметах облегчающих труд людей данной профессии.
Задачи:
-продолжать учить играть в различные дидактические игры;
Публикация «Дидактические игры по теме „Пожарная безопасность“ для детей старшего дошкольного возраста» размещена в разделах
- Безопасность, ОБЖ. Игры, дидактические пособия
- Дидактические игры
- Пожарная безопасность
- Пожарная безопасность. Игры, дидактические пособия, макеты
- Старшая группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая авторская дидактическая игра» апрель 2017
-углублять представления о существенных характеристиках предметов, возможности использования их в чрезвычайной ситуации;
-формировать умение выделять и называть предметы необходимые при пожаротушении из группы предметов объясняя свой выбор;
-продолжать учить согласовывать свои действия с действиями ведущего и других участников игры;
-развивать умение самостоятельно объединяться для совместной игры;
-развивать сообразительность, умение самостоятельно решать поставленную задачу;
-содействовать проявлению и развитию в игре логического мышления, познавательной активности;
-воспитывать дружеские взаимоотношения между детьми, умение договариваться, помогать друг другу.
Комплектация игры:
• карточки с предметами необходимыми при пожаротушении – 6 шт. ;
• карточки с предметами, которые не используются при пожаротушении – 6шт.
• карточки, состоящие из шести предметных картинок – 2шт. ;
• игровые поля «Пригодится при пожаре», «Не пригодится при пожаре» - 2 шт.
Количество игроков: от одного и более
Варианты игровых заданий.
1 вариант (от 4 до 5 лет)
Количество участников: от одного и более
Ход игры: ведущий показывает карточку, а ребенок объясняет, нужен (не нужен) этот предмет при пожаротушении. Если в игре участвуют несколько игроков, им за правильный ответ выдается жетон. Выигрывает тот игрок, у кого в конце игры окажется большее количество жетонов.
2 вариант (от 4 до 6 лет)
Количество участников: от одного и более
Ход игры: игроки берут карточки с шестью предметными картинками на каждой (одна карточка у каждого игрока). Ведущий игрок берет карточку с одной предметной картинкой и показывает ее игрокам. Игрок, имеющий на карточке соответствующий предмет, забирает ее и кладет на свою карточку. Выигрывает тот игрок, у кого все картинки на карточке закрыты. Выигравшему игроку предоставляется возможность быть ведущим в следующей игре.
Усложнение игры: ведущий, не показывая карточку, называет предмет, который на ней изображен. Игрок, имеющий соответствующий предмет на своей карточке, поднимает руку или говорит: «У меня эта карточка». Ведущий сравнивает иллюстрации и в случаи совпадения отдает карточку игроку.
3 вариант (от 6 до 7 лет)
Количество участников: от одного и более
Ход игры: игроки делят карточки с предметными картинками (по шесть карточек у каждого игрока) и игровые поля «Пригодится при пожаре», «Не пригодится при пожаре». Каждый игрок выбирает из своих карточек, те которые подходят к игровому полю. Карточки, которые не подходят к игровому полю, необходимо выменять у второго игрока. Выменять их можно следующим образом: объяснить для чего нужен (либо почему не нужен) тот или иной предмет при пожаре. Выигрывает тот игрок, у кого все картинки на карточке закрыты.
Дидактическая игра "Пожароопасные предметы!"
Цель: посредством ознакомления детей с пожароопасными предметами, формировать осознанное и осторожное отношение к предметам, которые наиболее часто являются причиной пожара.
Задачи:
-продолжать учить детей играть в различные дидактические игры;
-формировать представления о том, что полезные и необходимые бытовые предметы при неумелом обращении могут причинить вред и стать причиной беды;
-закреплять правила безопасного обращения с бытовыми предметами;
-подвести детей к пониманию необходимости соблюдать меры предосторожности;
-развивать волевые качества: выполнять установленные нормы поведения, в своих поступках следовать положительному примеру;
-продолжать учить согласовывать свои действия с действиями ведущего и других участников игры;
-развивать умение самостоятельно объединяться для совместной игры;
-развивать сообразительность, умение самостоятельно решать поставленную задачу;
-содействовать проявлению и развитию в игре логического мышления, познавательной активности;
-воспитывать дружеские взаимоотношения между детьми, умение договариваться, помогать друг другу.
Комплектация игры:
• карточки с пожароопасными предметами – 16 шт. ;
• карточки с предметами, которые не являются пожароопасными – 18шт.
• карточки, состоящие из шести предметных картинок – 3шт. ;
• карточки, состоящие из четырех предметных картинок – 4 шт. ;
Количество игроков: от одного и более
Варианты игровых заданий.
1 вариант (от 4 до 5 лет)
Количество участников: от одного и более
Ход игры: ведущий показывает карточку, а ребенок объясняет, пожароопасный (не пожароопасный) этот предмет. Если в игре участвуют несколько игроков, им за правильный ответ выдается жетон. Выигрывает тот игрок, у кого в конце игры окажется большее количество жетонов.
2 вариант (от 4 до 6 лет)
Количество участников: от одного и более
Ход игры: игроки берут карточки с шестью и четырьмя предметными картинками на каждой (одна карточка у каждого игрока). Ведущий игрок берет карточку с одной предметной картинкой и показывает ее игрокам. Игрок, имеющий на карточке соответствующий предмет, забирает ее и кладет на свою карточку, объясняя его значение. Выигрывает тот игрок, у кого все картинки на карточке закрыты. Выигравшему игроку предоставляется возможность быть ведущим в следующей игре.
Усложнение игры: ведущий, не показывая карточку, называет предмет, который на ней изображен. Игрок, имеющий соответствующий предмет на своей карточке, поднимает руку или говорит: «У меня эта карточка». Ведущий сравнивает иллюстрации и в случаи совпадения отдает карточку игроку.
3 вариант (от 6 до 7 лет)
Количество участников: от одного и более
Ход игры: карточки делятся между игроками. Задача игроков разделить предметы на две группы: пожароопасные предметы и предметы, которые не представляют угрозы для возникновения пожара, объясняя свой выбор. Если в игре участвуют несколько игроков, им за правильный ответ выдается жетон. Выигрывает тот игрок, у кого в конце игры окажется большее количество жетонов.
4 вариант (от 6 до 7 лет)
Количество участников: от одного и более
Ход игры: ведущий выкладывает перед игроками несколько карточек, среди которых основная масса пожароопасных (не пожароопасных) предметов. Задача игроков найти лишние предметы объясняя свой выбор. Если в игре участвуют несколько игроков, им за правильный ответ выдается жетон. Выигрывает тот игрок, у кого в конце игры окажется большее количество жетонов.
Дидактическая игра "Огонь - друг или враг?"
Цель: посредством дидактической игры показать значимость огня в жизни человека в той или иной ситуации.
Задачи:
-продолжать учить детей играть в различные дидактические игры;
-формировать умение моделировать ситуации, когда огонь является жизненно необходимым и несет хорошее и когда огонь выступает «врагом», может стать причиной пожара и гибели животных и человека;
-закреплять правила безопасного обращения с бытовыми предметами;
-развивать умение выполнять установленные нормы поведения;
-активизировать словарь;
-продолжать учить согласовывать свои действия с действиями ведущего и других участников игры;
-развивать умение самостоятельно объединяться для совместной игры;
-развивать сообразительность, умение самостоятельно решать поставленную задачу;
-содействовать проявлению и развитию в игре логического мышления, познавательной активности;
-воспитывать дружеские взаимоотношения между детьми, умение договариваться, помогать друг другу.
Комплектация игры:
• карточки - иллюстрации – «огонь добро» – 11 шт. ;
• карточки - иллюстрации – «огонь зло» - 16 шт. ;
• карточки с изображением «доброго» и «злого» огня – 2 шт.
Количество игроков: от одного и более.
Рекомендации к использованию игры «Огонь - друг или враг?».
Вначале рассмотрите карточки - иллюстрации - «огонь добро» и «огонь зло». Повторите правила безопасности в доме, на природе, противопожарной безопасности. Ознакомление с карточками – иллюстрациями проводите постепенно, каждый раз рассматривая одну карточку, объясняя значимость огня в каждой из предложенных ситуаций. Закрепляя правила, объясните необходимость их выполнения. Не запугивайте ребёнка, а объясните, почему нужно поступать так, а не иначе. Дайте ребенку четкий алгоритм действий, который он может легко запомнить и воспроизвести.
Обратите внимание, на то, что синим цветом, выделены карточки, иллюстрирующие опасные ситуации, когда неправильное взаимодействие с огнем приводит к пагубным последствиям для человека, а желтым выделены карточки, иллюстрирующие правильное взаимодействие с огнем, когда он становится жизненно необходимым для человека. Поговорите с ребенком о каждой рассмотренной ситуации. Задавайте вопросы, чтобы понять, что ребенок думает об этих ситуациях, не был ли он свидетелем таких ситуаций, не попадал ли в них сам. Подробный разговор должен быть максимально деликатным; ребенок должен быть уверен, что вы его не осудите и всегда поддержите. Подчеркивайте, что выполнение простых правил поможет избежать больших неприятностей. Если ребенок усвоил материал, можно предложить ему поиграть в первый вариант игры, когда ребенок усвоит этот вариант, необходимо перейти ко второму варианту и т. д.
Варианты игровых заданий.
1 вариант (от 4 до 5 лет)
Количество участников: от одного и более
Ход игры: ведущий показывает карточку - иллюстрацию «огонь добро» («огонь зло», а ребенок объясняет, какова значимость огня в каждой из предложенных ситуаций. Если в игре участвуют несколько игроков, им за правильный ответ выдается жетон. Выигрывает тот игрок, у кого в конце игры окажется большее количество жетонов.
2 вариант (от 5 до 6 лет)
Количество участников: от одного и более
Ход игры: карточки - иллюстрации «огонь добро», «огонь зло» делятся между игроками. Задача игроков разделить карточки иллюстрации, положив их возле «доброго» или «злого» огня, на две группы: «огонь добро» и «огонь зло», объясняя свой выбор. Если в игре участвуют несколько игроков, им за правильный ответ выдается жетон. Выигрывает тот игрок, у кого в конце игры окажется большее количество жетонов.
3 вариант (от 6 до 7 лет)
Количество участников: от одного и более
Ход игры: игроки делятся на две команды, команду «доброго» огня и команду «злого» огня. Задача игроков разделить карточки иллюстрации, положив их возле «доброго» или «злого» огня, на две группы: «огонь добро» и «огонь зло». Команда, которая быстрее и правильно справиться с заданием объяснив свой выбор, становится победителем.
Дидактическая игра "Собери и назови картинку!"
Цель: посредством дидактической игры, способствовать уточнению знаний детей по теме пожарная безопасность.
Задачи:
-продолжать учить детей играть в различные дидактические игры;
-совершенствовать знания детей по теме пожарная безопасность;
-развивать сообразительность, умение самостоятельно решать поставленную задачу;
-содействовать проявлению и развитию в игре ассоциативно – образного, логического мышления, познавательной активности;
-воспитывать дружеские взаимоотношения между детьми, умение договариваться, помогать друг другу.
Комплектация игры:
• карточки – иллюстрации (образцы) – 8 шт. ;
• разрезные карточки – иллюстрации – 8 шт.
Количество игроков: от одного и более
Вариант игрового задания:
1 вариант (от 5 до 7 лет)
Количество участников: от одного и более
Ход игры: карточки – иллюстрации делятся между игроками, к ним же прилагаются разрезные карточки - иллюстрации. Задача игроков по образцу собрать данную карточку – иллюстрацию из предложенных частей. Если в игре участвуют несколько игроков, выигрывает тот игрок, который правильно и раньше других собрал карточку – иллюстрацию.