Дидактические игры в работе с детьми с задержкой психического развития

Марина Геннадьевна Никитина
Дидактические игры в работе с детьми с задержкой психического развития

Дошкольный возраст – период формирования у ребенка действий, которые проявляются уже не только во внешнем, наглядно-практическом, но и во внутреннем, умственном плане. Это связано с существенными изменениями, происходящими в структуре восприятия ребенка. Поэтому прослеживается явная зависимость сенсорной недостаточности, свойственной детям с задержкой психического развития, и уровня овладения ими предметной деятельностью. Дети с задержкой психического развития отличаются несформированностью зрительных ориентировок, предметно-игровых действий, чаще всего подменяемых манипулированием. Восприятие данной категории детей отличается медлительностью, фрагментарностью, нарушениями зрительного и слухового внимания, концентрации внимания, идентификации группировки по различным признакам. Существенные нарушения функционирования отдельных анализаторов у детей с проблемами в сенсомоторном развитии, что препятствует развитию игровой деятельности.

Целенаправленное использование в коррекционно-воспитательной работе дидактических игр позволяет активизировать процесс психического развития, формировать у детей опыт деятельности и обогащать представления об окружающей действительности. В связи с этим, педагог группы компенсирующей направленности должен использовать в своей работе большое количество дидактических игр и упражнений, реализуя содержание адаптированной образовательной программы.

Дидактическая игра – игра обучающая, которая специально создается взрослым с целью развития ребенка: активизации сенсомоторного развития, формирования представлений об окружающей действительности, опыта практических и умственных действий, стимуляции эмоционального опыта.

Понятием «дидактическая игра» объединены разнообразные игры, требующие выполнения различных по своему характеру и степени сложности игровых действий – от простейших до сложных умственных действий со словесным материалом. Характерной особенностью дидактической игрыявляется наличие в ней двух видов задач: задачи дидактической, которую ставит перед собой взрослый, и задачи игровой, которая сообщается ребенку и которую он в процессе игры решает. При системном использовании дидактических игр в процессе коррекционно-развивающего обучения, дидактическая задача постепенно усложняется, способствуя постепенному повышению умственной и практической активности ребенка в решении поставленных задач.

Игровая задача делает сложную дидактическую задачу доступной и понятной для ребенка. Это позволяет многократно предлагать ему однотипные игры, немного их варьируя. Перечень задач, которые позволяют решать дидактические игры, практически не ограничен.

Содержание дидактических игр связано со всеми сторонами окружающей действительности. Это подчеркивает их уникальный характер как метода, формы и средства формирования знаний и умения оперировать ими.

Дидактические игры активно включаются во все виды деятельности ребенка в дошкольном учреждении.

Для разных возрастных групп детей мною подобраны дидактические игры по различным лексическим темам,которые делятся на три вида:

игры с предметами – представляют собой разнообразные действия с предметами материального мира, их моделями. Игры с предметами – это наиболее доступный для детей вид игр, так как они основаны на непосредственном восприятии реальных объектов окружающей действительности, соответствуют стремлению ребенка действовать с предметами, таким образом знакомиться с ними. Дидактические игры с предметами могут быть сгруппированы с учетом вида предметов или материалов, которые в них используются.

– словесно-логические игры – наиболее сложная для восприятия группа игр, в которых отсутствует возможность непосредственного восприятия объекта, дети должны оперировать представлениями и в речевой форме отразить полученный результат.

– настольно-печатные игры – группа игр, в процессе которых дети выполняют игровые действия, оперируя представлениями, активизируемые с помощью средств изобразительной наглядности. Данный вид игр направлен на уточнение представлений об окружающем мире, систематизацию знаний, развивают мыслительные процессы и операции, память, речь, внимание и т. д.

Анализ результатов диагностики детей, проводимый в течение длительного времени работы по данному направлению, позволяет сделать вывод, что использование игр, направленных на развитие внимания, особенно дидактических, помогает воспитать у детей устойчивый интерес к познавательной деятельности и способствует развитию всей личности ребенка. Также можно рассматривать игру, как своеобразную форму общения между сверстниками. Игры сплотили детей, подружили их, что благотворно сказалось на их общем развитии.

Все виды игр включены мною в перспективный план работы по использованию дидактических игр, который приведен далее в таблице.

Все дидактические игры структурированы в соответствии с лексическими темами и этапами обучения детей.

Используемая литература:

1. Баряева Л. Б., Гаврилушкина О. П. Игры –занятия с природным и рукотворным материалом. СПб.: НОУ «Союз», 2005.

2. Зарин А. П., Нефедова Ю. В. Дидактические игры с предметами и материалами для дошкольников с проблемами в интеллектуальном развитии. СПб.: Изд. РГПУ им. А. И. Герцена, 2001.

3. Максаков А. И., Тумакова Г. А. Учите, играя. М.: Просвещение, 1979.

Публикации по теме:

Дети с задержкой психического развития в дошкольном учреждении ДЕТИ С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ В ДОШКОЛЬНОМ УЧРЕЖДЕНИИ Что такое задержка психического развития? ЗПР относится к разряду слабовыраженных.

Конспект ОД с детьми старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития «Путешествие с Паровозиком из Ромашково» «Путешествие с Паровозиком из Ромашково» Цель: Ознакомление детей с музыкально-ритмическими движениями, речевыми и музыкальными играми.

Конспект подвижной игры «Бездомный заяц» для детей 6 лет с задержкой психического развития. Цель игры: развивать распределение и переключение внимания. Задачи игры: 1. Развивать сосредоточенность, ловкость, быстроту. 2. Развивать.

Конспект занятия с детьми с задержкой психического развития, в старшей группе «Геометрические фигуры. Счет до 5» Вид детской деятельности: подгрупповая образовательная деятельность детей с ЗПР 5-6 лет Тема образовательной деятельности: Геометрические.

Консультация «Коррекционная развивающая работа с детьми дошкольного возраста с задержкой психического развития» Что такое ЗПР? Задержка психического развития – это пограничная форма интеллектуальной недостаточности, личная незрелость, не грубое нарушение.

Особенности обучения детей с задержкой психического развития Особенности обучения детей с задержкой психического развития. Составитель Согомонян Г. Г. Одной из задач преобразования нашего общества.

Преемственность деятельности учителя-логопеда и учителя-дефектолога в работе с детьми с задержкой психического развития Проблема воспитания и обучения дошкольников с отклонениями в развитии является одной из наиболее важных и актуальных проблем коррекционной.

Психологическая помощь детям с задержкой психического развития Коррекционно-развивающая работа с детьми с ЗПР определяется в соответствии с их образовательными потребностями, обусловленными возрастом,.

Психолого-педагогическая характеристика на дошкольника с задержкой психического развития Психолого-педагогическая характеристика на дошкольника с задержкой психического развития Здравствуйте, уважаемые коллеги! Очень часто родители.

Стимулирование развития речи у детей с задержкой психического развития через развитие мелкой моторики Кондратьева Ирина Анатольевна воспитатель МБДОУ «Детский сад № 323 «Сказка» г. Нижний Новгород Стимулирование развития речи у детей с.

Библиотека изображений:
  • Лэпбуки на МААМ: купить лэпбук, скачать шаблоны
  • Лэпбуки на МААМ: купить лэпбук, скачать шаблоны
  • Консультации для родителей, папки-передвижки, памятки
Автор публикации:
Дидактические игры в работе с детьми с задержкой психического развития
Опубликовано: 6 февраля 2017 в 00:26
+6Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 4.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
2 марта. День ниток и пряжи на МААМ

Нитки всегда были и будут очень важны для людей: без них не сошьёшь одежды или обуви, чтобы защитить себя от холода. В очередной тематический день предлагаем поговорить с детьми о том, как делаются нитки,...

2 марта. Международный день спички

Простому, но очень важному, изобретению человечества посвящен очередной тематический день. Воспользуйтесь нашей подборкой интересных игр и занятий, чтобы вместе с ребенком найти спичкам нестандартное...

Детский мастер-класс по изготовлению поздравительной открытки к 8 Марта
Детский мастер-класс по изготовлению поздравительной открытки к 8 МАРТА Предлагаю Вашему вниманию простую по технике, но в тоже время очень...
Образовательная ситуация «Белка Няша ищет себе новый дом»
Основной единицей педагогического процесса в работе с детьми дошкольного возраста является развивающая образовательная ситуация - такая форма совместной...
Дидактическая игра по конструированию «Раскодируй картинку» для детей 5–7 лет
Предлагаю вашему вниманию дидактическую игру, которая поможет ребятам развить конструктивные навыки, внимание, память, логическое мышление, творческое...