Дидактические игры в развитии речи дошкольников (из опыта работы)

Татьяна Березуцкая
Дидактические игры в развитии речи дошкольников (из опыта работы)

Самый короткий, но важный период становления и развития ребёнка – дошкольное детство. Это начало жизни. Его можно сравнить с утренней зарёй, розовеющей нежным румянцем восходящего солнца. В первых лучах уже видится наступающее утро, и мы говорим: «Доброе утро!».

Именно игра, в дошкольном возрасте, является основным видом деятельности, в процессе которой развиваются духовные и физические силы ребёнка: его внимание, память, речь, воображение, дисциплинированность, ловкость. В игре ребёнок развивается как личность, у него формируются те стороны психики, от которых в последствии будут зависеть успешность его учебной деятельности, его отношения с людьми.

При умелом использовании игры, которая присуща детскому возрасту, она способна творить чудеса. Ленивого, она сделает – трудолюбивым; незнайку – знающим; неумелого – умелым. Словно волшебная палочка, игра может изменить отношение детей к тому, что кажется им порой слишком обычным и скучным.

Дидактическим играм в своей работе я уделяю особое внимание. Они помогают сделать учебный материал увлекательным, создать радостное рабочее настроение. Ребёнок, увлечённый игрой, не замечает того, что учится, хотя то и дело сталкивается с заданиями, которые требуют от него мыслительной деятельности. В своей практике я поняла, что дидактическая игра –это благоприятное условие для развития речи, обогащения словаря, знакомство с окружающим миром через образы, краски, звуки, которые способствуют развитию психических процессов, качеств и свойств личности воображения, самостоятельности. И чем разнообразнее впечатления детей об окружающей жизни, тем богаче воображение, чувство, способность мыслить. Игра – это наиболее доступный ребёнку, интересный способ переработки выражения эмоций, переживаний.

Исходя из выше изложенного, цель моей работы заключается в развитии всех компонентов устной речи детей с помощью дидактических игр. Таким образом, я наметила для себя следующие задачи по развитию речи у детей:

- формирование мотивации к процессу говорения;

- развитие звуковой культуры речи: артикуляционной моторики, речевого дыхания, правильного звукопроизношения, фонематического восприятия, интонационной выразительности речи;

- пополнение и активизация словаря;

- совершенствования грамматического строя речи;

- закрепление навыка использования прямой и косвенной речи;

- совершенствование монологической и диалогической форм речи;

- развитие общей и мелкой моторики: координации движений мелкой моторики кистей и пальцев рук, снятие мышечного напряжения, формирование правильной осанки;

- усвоение способов невербального общения: мимики, пантомимы, жестов, использование их в практике общения;

- воспитание культуры речевого общения, умение действовать согласно в коллективе.

Всё время, не занятое сном, кормлением, занятиями, ребёнок играет – это его естественное состояние. В процессе игровой деятельности с детьми я стараюсь вызвать у них интерес к играм, создать у них состояние увлечённости, умственного напряжения, использую занимательные проблемные ситуации, требующие разрешения.

Для осуществления игрового процесса необходимо создать самые благоприятные условия. В своей группе в тесном партнёрстве с родителями мы оборудовали игровые зоны. Для каждого вида игрушек отвели специальное место. Атрибуты для дидактических игр (разнообразные матрёшки, логические кубы, геометрическая мозаика, складные кубики, пирамидки, разнообразное лото, игровой материал по цвету и величине) разместили в отдельном шкафу. Благодаря использованию дидактических игр, процесс обучения проходит в доступной и привлекательной для детей дошкольного возраста игровой форме. Особое внимание, я обращаю внимание на присутствие в занятиях элементов занимательности: поиска, сюрприза, отгадывания, самостоятельно искать пути решения, умение делать выводы и умозаключения.

Дидактическая игра развивает речь детей: пополняет и активизирует словарь, формирует правильное звукопроизношение, развивает связную речь, умение правильно выражать свои мысли. В своей работе я использую различные дидактические игры: словесные, с игрушками и предметами, настольно-печатные игры, которые способствуют развитию мышления, памяти, воображения, речи, формируют умственные способности детей: игры -путешествия, игры – поручения, игры – предложения, игры – загадки, игры – беседы.

Игры вводятся в занятия, и в повседневную жизнь детей, выполняя при этом различные функции: выявления, закрепления знаний. Например: при проведении игры «Что я вижу?», выясняю знания детей о признаках величины предметов (высоких, низких, длинных, коротких, узких, широких и т. д., и об их пространственном расположении (вверху, внизу, слева, справа).

Организовывая игру «Чудесный мешочек» уточняю знания о геометрических фигурах с которыми знакомы дети. В ходе учебной деятельности у дошкольников формируются математические представления, которые закрепляются в дидактических играх «Найди свой дом», «Подбери пару», «Оденем куклу на прогулку».

В играх совершенствуются знания о материале, из которого делаются игрушки, о предметах, необходимым людям в различных видах их деятельности, которую дети отражают в своих играх.

Во все занятия и режимные моменты я включаю дидактические игры и упражнения: фонетические, лексические, грамматические, игры со словом и движением. Чтобы дети вновь проявили интерес к какой-то игре, продумываю, как закончить игру. Это может быть разыгрывание фантов, чествование победителей, сообщение о новом варианте знакомой игры и т. д.

Считаю, что в игре проявляются особенности характера ребёнка, обнаруживается уровень его развития. Поэтому игра требует индивидуального подхода к детям, приходиться считаться с индивидуальными особенностями каждого ребёнка при выборе задания, постановке вопроса: одному нужно дать загадку легче, другому можно сложнее; одному нужно помогать наводящими вопросами, а от другого требовать вполне самостоятельного решения. Особенно внимания требуют дети робкие, застенчивые: иногда такой ребёнок знает, как отгадать, но от робости не решается ответить, смущённо молчит. Я стараюсь ему помочь преодолеть застенчивость, ободряю его, хвалю за малейшую удачу, стараюсь чаще его вызывать, чтобы приучить выступать перед коллективом.

Результаты моей работы:

У детей возросла речевая активность во всех видах деятельности. В речи чаще стали появляться распространённые, сложноподчинённые и сложносочинённые предложения. Ответы на вопросы воспитателя стали более полные и точные. Дети охотно вступают в диалог с взрослыми и сверстниками. У большинства детей возникло желание чаще вместе играть, самостоятельно разворачивать сюжет игры, активно включаться в игру, уметь договариваться. У малоактивных детей стал появляться интерес к дидактическим играм.

Добиться результатов в работе мне помог и тесный контакт с родителями. На собрании рассказала о значении игры в жизни дошкольника, посоветовала, какие игрушки надо покупать детям раннего возраста, а также младшего и старшего дошкольного возраста; чем занять ребёнка в выходные дни, как оборудовать игровой уголок дома. Так же для работы с родителями в группе имеется информация в виде папок передвижек «Поиграйте вместе с детьми», методическая литература с описанием игр по развитию речи, проводятся беседы и консультации по данной теме: «Развитие речи дошкольников в играх», «Игра ребёнка в жизни вашей семьи», «Роль речи в развитии ребёнка дошкольного возраста».

Таким образом, подводя итоги можно сказать: игра – самая любимая и естественная деятельность дошкольников. Моя задача, как воспитателя состоит в том, чтобы делать игру содержанием детской жизни, раскрыть детям многообразие мира игры.

Я считаю, что путь развития игры – это совместная игра воспитателя с детьми, создание обогащённой игровой среды, побуждающей к самостоятельному игровому творчеству в свободном взаимодействии малышей с игрушками, предметами, предметами заместителями и воспитании доброго отношения детей друг к другу.

Огромная роль в развитии и воспитании ребёнка принадлежит игре – важнейшему виду детской деятельности. Она является эффективным средством формирования личности дошкольника, его морально – волевых качеств, в игре реализуется потребность воздействия на мир. Я считаю, воспитательное значение игры во многом зависит от профессионального мастерства педагога, от знания им психологии ребёнка, учёта его возрастных и индивидуальных особенностей, от правильного методического руководства взаимоотношениями детей, от чёткой организации и проведения всевозможных игр.

В дальнейшем, я планирую работу по развитию речи детей через дидактическую игру, и надеюсь достичь своей цели.

Литература:

1. Губанова Н. Ф. Игровая деятельность в детском саду. Программа и методические рекомендации. – М. ; Мозаика – Синтез, 2008г.

2. Губанова Н. Ф. Развитие игровой деятельности. Система работы в средней группе детского сада. - М.: Мозаика-Синтез, 2009г.

3. Игры в детском саду. Для дошкольного возраста. – Мн. ; Харвест, М.: ООО «Издательство АСТ», 2000г. (Мамина школа).

4. Новосёлова С. Л. Игра дошкольника. – М.: Просвещение, 1989г.

5. Смоленцева А. А. Сюжетно-дидактические игры с математическим содержанием. – М.: Просвещение,1987г.

6. Бондаренко А. К. Дидактические игры в детском саду. - М.: Просвещение 1991г.

7. Венгер Л. А. Игры и упражнения по развитию умственных способностей у детей дошкольного возраста. – М.: Просвещение,1989г.

8. Галанова Т. В. Развивающие игры с малышами до трёх лет. – Ярославль, «Академия развития», 1998г.

9. Потапова Л. М. Детям о природе. Экология в играх. – Ярославль, «Академия развития», 2002г.

Публикации по теме:

Использование инновационной технологии «синквейн» в речевом развитии дошкольников (из опыта работы) Практика моей работы над развитием связной речи детей показала, что в качестве эффективного средства при работе с детьми можно использовать.

Деловая игра «Дидактические игры в развитии речи детей дошкольного возраста». Деловая игра «Дидактические игры в развитии речи детей дошкольного возраста». Подготовила логопед Бобкова Т. С. - Уважаемые коллеги, сегодня.

Дидактические игры в развитии речи детей старшего дошкольного возрастаДидактические игры в развитии речи детей старшего дошкольного возраста Уважаемые коллеги, предлагаю вашему вниманию дидактическую игру "Собери бусы". Играя, ребенок сможет развить зрительное восприятие, внимание,.

Доклад из опыта работы «Дидактические игры как средство обучения в подготовке детей к овладению письмом»Доклад из опыта работы «Дидактические игры как средство обучения в подготовке детей к овладению письмом» Актуальность данной темы в том, что сегодня у большинства детей слабо развита моторика пальцев, что впоследствии оказывает негативный результат.

Из опыта работы. «Дидактические игры экологической направленности для детей младшего дошкольного возраста»Из опыта работы. «Дидактические игры экологической направленности для детей младшего дошкольного возраста» Одним из эффективных и наиболее интересных для детей средств экологического воспитания являются дидактические игры экологического содержания.

Из опыта работы «Логические игры в математическом развитии детей дошкольного возраста» Использование логических игр в математическом развитии детей способствует развитию мышления, внимания, памяти. С целью развития мышления.

«Дидактические игры как средство развития речи у старших дошкольников». План работы воспитателя по самообразованию План работы по самообразованию воспитателя старшей комбинированной группы № 4 Ивановой А. И. Тема: «Дидактические игры как средство развития.

Презентация опыта работы «Народные подвижные игры в воспитании и развитии дошкольников» Народные подвижные игры Это игры, которые служили для развлечения детей того или иного народа в старину. Русский народ создал множество.

Развитие эмоций дошкольников со сложными дефектами в развитии через тактильно-двигательное восприятие (из опыта работы) Развитие эмоций дошкольников со сложными дефектами в развитии через тактильно-двигательное восприятие (из опыта работы) Я работаю в дошкольном.

Русский музыкальный фольклор в художественно-эстетическом развитии дошкольников. Сообщение из опыта работы МБДОУ «Детство» Структурное подразделение «Красносельцовский детский сад» Русский музыкальный фольклор в художественно – эстетическом.

Библиотека изображений:
  • Лэпбуки на МААМ: купить лэпбук, скачать шаблоны
  • Лэпбуки на МААМ: купить лэпбук, скачать шаблоны
  • Времена года и погода
Автор публикации:
Дидактические игры в развитии речи дошкольников (из опыта работы)
Опубликовано: 23 ноября 2017 в 14:58
+10Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
Результаты международного конкурса «Лучший педагог года» 2019
И вновь, в пятый раз, названы победители ежегодного международного конкурса "Лучший педагог года 2019", в конкурсе приняло участие 55 278 педагогов...
27 января. День снятия блокады Ленинграда

27 января 1944 года вражеское кольцо блокады Ленинграда было разорвано. Ценой своих жизней ленинградцы сохранили не только родной город, но также свои духовные ценности и нравственные качества. Подвиг...

26 января. День рождения первой карты России

26 января 1525 года была создана первая в истории печатная карта Руси – «карта Московских земель». Сделали её по «Писцовой карте России», которую составил, по итогам своих разъездов, дипломат и...

Занятие по развитию речи для детей 6–7 лет. Удивительное путешествие маленькой...
Цель :автоматизация поставленных звуков в процессе выполнения различных коррекционных упражнений. Воспроизведение содержания текста своими словами. Задачи:...
От сундучков до избушки
Умением превращать бросовый материал в интересные вещички обладает каждый воспитатель. Даже если никогда этим не занимался. Профессия воспитателя неразрывно...
Фотоотчёт конкурса новогодних поделок «Новогодний сувенир»
Шёл последний месяц года - декабрь, а у нас в детском саду " Теремок" , был объявлен конкурс новогодних поделок " Новогодний сувенир". Ребята и родители...