МААМ-картинки

Дидактические игры в развитии словаря детей 3–4 лет

Чалова Наталья
Дидактические игры в развитии словаря детей 3–4 лет

Чалова Наталья Валентиновна,воспитатель,

МБДОУ «Детский сад № 323»,

г. Нижний Новгород

Родной язык играет уникальную роль в становлении личности человека. Язык и речь традиционно рассматривались в психологии, философии и педагогике как узел, в котором сходятся различные линии психологического развития, мышления, память, эмоции.

Тема эта по ФГОС дошкольного образования по образовательной области «Речевое развитие». Так актуально речевое развитие детей, что входит сразу в две образовательные области и «Речевое развитие» и «Социально – коммуникативное развитие» и недостатки речевого развития воспитанников группы доказывают актуальность темы. А мы речевое развитие воспитанников предполагаем в речевых дидактических играх, потому что игра как ведущий вид деятельности создает условия и для речевого развития воспитанников.

Публикация «Дидактические игры в развитии словаря детей 3–4 лет» размещена в разделах

Начали мы работу с обследования речи детей по методике О. С. Ушаковой. Обследование проводилось в виде индивидуальной беседы. Результаты даны на экране. Всего обследовано в сентябре 25 человека из них 11 сформированы умения речевого развития; 17 формируются умения речевого развития. Выше оценки в развитии звуковой стороны и грамматики, ниже в словаре и связной речи.

На основании результатов обследования особенностей развития речи детей мы поставили перед собой следующую цель работы: Способствовать развитию речи детей 3 -4 лет в дидактических играх.

Основные задачи, которые мы решали при организации работы по развитию словаря речи :

1. Пополнять и активизировать словарь на основе углубления знаний детей о природе и окружающем мире.

2. Активизировать употребление в речи названий объектов живой природы и социального окружения.

3. Развивать умение детей описывать объекты окружающего мира.

4. Воспитывать культуру общения.

Мы определили следующие этапы работы по развитию речи детей 2 младшей группы в дидактических играх :

1. Накопление представлений об окружающем и природном мире, введение слов в словарь детей. Знакомство с играми по развитию речи детей.

2. Закрепление умений детей играть в дидактические речевые игры по развитию словаря.

3. Обобщение умений, навыков и перенос в другие виды деятельности.

На первом этапе мы знакомили детей с окружающей действительностью. Использовали наблюдение, рассматривание объектов природы. Особенно интересны были детям наблюдения за деревьями на участке детского сада. Использовались различные методы: наглядные (наблюдения, экскурсии, рассматривание картин и иллюстраций, просмотр диафильмов, словесные (беседы, чтение художественной литературы, использование фольклорных материалов, практические (экологические игры, опыты, труд). Важным условием в работе является использование игровых приемов. Мы использовали разные виды игр: дидактические игры и упражнения, лексико-грамматические игры, игры на формирование звуковой культуры речи, которые способствуют развитию речи детей, усвоению грамматических основ, речевой активности и одновременно знакомят их с животными и окружающим миром. Игровые упражнения: “Накормим зверей”, “Чьи детеныши?”, “Кто в лесу живет” знакомят детей с понятием “быстро – медленно”, “Громко – тихо”, “протяженно – отрывисто”. Ребенок воспроизводит голосом звучание звуков природы, голосов животных в нужном темпе, ритме, контролирует силу голоса, ритм, темп, развивает координацию голоса с движением. Развивать слуховое восприятие и понимание речи, формировать связь между словом и образом помогают игры “Доскажи слово” :

Когда дети накопили представления о природе, возник интерес к речевым играм, мы перешли ко второму этапу. Цель которого: закрепление умений играть в дидактические игры.

Для развития словаря мы использовали следующие дидактические игры на развитие словаря : разнообразные лото, назови одним словом, домино с картинками, «Чего не стало?», «Кто больше действий назовет?», «Ассоциации», «Что, откуда», «Знаю все профессии», «Чей домик?», «Что растет в саду?». Также использовался наглядный материал: «Мой дом», «Профессии», «Посуда», «Домашние и дикие животные».

Детям нравиться планировать в начале дня мероприятия, это позволяет им задавать вопросы воспитателям о названии мероприятия, его сущности. Важное место в развитии речи занимают беседы. Содержанием бесед является материал по ознакомлению детей с природой родного края. Для повышения познавательной активности детям служат эмоциональные средства, такие как картины, стихотворения, вопросы о впечатлениях, фактах или событиях из жизни природы, связанных с темой занятий.

Когда дети освоили игры, мы перешли к третьему этапу: На данном этапе мы использовали те же игры, элементарные проблемные ситуации. Главная цель данного этапа - обобщение умений, навыков общения и перенос в другие виды деятельности. Игры на развитие словаря стоны стали неотъемлемой частью деятельности. В роли, в кукольном спектакле говорят сложные предложения, используют обобщающие слова. Дети не стеснительны, при приходе в группу незнакомых взрослых предлагают войти, знакомятся, задают вопросы. Особое внимание уделяем молчаливым, скромным детям. Например, предлагаем упражнения на звукопроизношения. А дети, которые плохо говорят, постоянные участники наших совместных игр.

Ребята стали более разговорчивыми. Они говорят друг с другом на разные темы: о погоде, о проведённом дне, о посещении зоопарка и тд. Дети с удовольствием слушают сказки, составляют рассказы-впечатления, заучивают стихотворения

Повторное обследование развития речи по методике О. С. Ушаковой показало следующие результаты: речевое развитие соответствует возрасту, улучшилось развитие связной речи и словаря детей.

Исходя из результатов обследования и наблюдений за деятельностью детей, результатами нашей работы стали:

* повышение уровня речевого развития каждого ребёнка

* повышение самостоятельной речевой активности детей

* увеличение числа задаваемых детьми вопросов

* повышение культуры общения.

Результаты проведенной работы показали, что работа по развитию речи детей средствами дидактических игр обогащает связную речь детей, способствует развитию не только речи детей, но и общения, и любознательности.

Литература:

1. ФГОС дошкольного образования», 2013 г.

2. Алексеева М. М., Яшина В. И. Методика развития речи и обучения родному языку дошкольников. - М., 1997.

3. Алтухова Н. Г. Научитесь слышать. – С. П., 1999.

4. Калмыкова И. Р. Таинственный мир звуков. – Яр. 2015.

5. Короткова Э. П. Обучение детей дошкольного возраста рассказыванию.

Москва «Просвещение» 1984.

6. Ожегов С. И. Словарь русского языка / Под ред. Н. Ю. Шведовой. – М. 1990.

7. Сохин Ф. А. Развитие речи детей дошкольного возраста. –М. 1984.

8. Ушакова О. С., Струнина Е. М. Методика развития речи детей дошкольного возраста. - М. 2015.

Публикации по теме:

Дидактические игры на развитие словаря в старшей группе 1. Игра «Я собрал в огороде…» Цель: расширение объема словаря, развитие слуховой памяти Оборудование: предметы или изображения по изучаемой.

Дидактические игры в развитии математических способностей у детей с задержкой психического развития Дидактические игры в развитии математических способностей у детей с задержкой психического развития. Для детей с ЗПР игра имеет исключительное.

Дидактические игры в развитии речи дошкольников Консультация для родителей и воспитателей. Говорить мы учимся с пелёнок и продолжаем учиться коммуникации всю жизнь. И, вроде бы - что.

Дидактические игры в развитии изобразительного творчества детейДидактические игры в развитии изобразительного творчества детей Формирование творческой личности – одна из важнейших задач педагогической теории и практики на современном этапе В истории дошкольной.

Игры «Друдлы» как средство обогащения словаря детей «Игра для дошкольников – способ познания окружающего, игры имеют большую педагогическую ценность – они развивают у детей смекалку, выдержку,.

Картотека «Игры и игровые упражнения в развитии словаря у детей раннего возраста» Давайте предложим ребенку такие задания, от которых он просто не сможет отказаться. Работа по развитию речи ведется в 2 направлениях: 1.

Проект «Дидактические игры как средство развития словаря у детей младшего дошкольного возраста»Проект «Дидактические игры как средство развития словаря у детей младшего дошкольного возраста» Содержание проекта: Дидактическая игра является одним из эффективных средств развития словаря детей младшего дошкольного возраста, так.

Проект «Дидактические игры с использованием мнемотехники в развитии связной речи детей» в старшей группе по теме «Домашние и дикие животные» Вид проекта: творческий. Продолжительность: две недели Сроки проведения: 12.11.2018г. по 29.11.2018.

Современные технологии в развитии словаря у детей старшего дошкольного возраста Современные технологии в развитии словаря у детей старшего дошкольного возраста. Серкиза Тамара Леонидовна апрель 2019 Речь ребенка формируется.

Дидактические игры в развитии элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста Для детей дошкольного возраста игра имеет важное значение: игра для них – способ приобретения новых знаний, труд, серьезная форма воспитания.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Дидактические игры в развитии словаря детей 3–4 лет
Опубликовано: 11 октября 2019 в 21:37
+24Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 9.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
28 апреля. Вербное воскресенье. Передвижка «Вербное воскресенье»

За неделю до Пасхи христиане празднуют Вербное воскресенье. Красивый символ этого праздника – веточки вербы с белоснежными пушистыми комочками.

В 2024 году БАМ отмечает 50-летний юбилей. Передвижка «БАМ»

8 июля – памятная дата в честь строительства Байкало-Амурской магистрали, знаменитого БАМа. В этот день, 8 июля 1974 года, было подписано постановление о начале строительства Байкало-Амурской магистрали....


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД