Получи документы

Дидактические игры в экологическом воспитании детей старшего дошкольного возраста

Айсылу Хабибрахманова
Дидактические игры в экологическом воспитании детей старшего дошкольного возраста

Экологическое воспитание детей дошкольного возраста - новое направление педагогики, складывающееся в последние годы и сменившее традиционно представленное в программах ознакомление детей с природой. Проблема экологического воспитания подрастающего поколения возникла, в первую очередь, в связи с внимательным исследованием современными учёными взаимодействия человеческого общества и природы.

Публикация «Дидактические игры в экологическом воспитании детей старшего дошкольного возраста» размещена в разделах

Экологическому воспитанию дошкольников уделяется особое внимание, так как в этом возрасте закладываются основы экологической культуры личности, что является частью духовной культуры. Экологическое воспитание детей - целенаправленный, систематический педагогический процесс, целью которого является экологически воспитанная личность.

Дошкольное детство – это период формирования первоосновы экологического мышления, сознания, экологической культуры. На этом этапе развития детей закладываются основные способы познания окружающей действительности, развивается ценностное отношение к ней. Это период выработки новых понятий: «экологическое сознание», «экологическое мышление», «экологическая культура», «непрерывное экологическое образование», «экологическое образование школьников, студентов» и многих других, в том числе и понятия «экологическое воспитание дошкольников".

Обострение неблагоприятной экологической ситуации диктует необходимость воспитательной работы по формированию у детей экологического сознания, культуры природопользования. Ведь всё чаще мы сталкиваемся с проблемой такого плана, что наши дети экологически не воспитаны, то есть не у всех проявляется доброжелательное отношение к живым существам, объектам природы, не у всех достаточен запас знаний об окружающей нас природе, а отсюда и потребительское отношение к ней.

В связи с этим возникает необходимость максимального использования дошкольного детства, как периода времени для развития ценностного отношения к окружающей действительности, воспитания у детей осознано правильного отношения к природе.

Судебные психологи рассказывают, что большинство преступников, отбывающих срок за убийство, насилие или причинение тяжкого вреда здоровью, в детстве отличались агрессивным поведением по отношению к домашним питомцам, насекомым и просто бродячим животным. Возможность «слить» агрессию на беззащитных существах взращивает в личности идею о возможности причинения боли тому, кто не в силах защититься. Очень важно, в детском возрасте дать ребенку понятия о ценности любой жизни, о взаимосвязи каждого насекомого, животного, и даже, казалось бы, незаметного полевого цветка. Экологическое воспитание – не просто свод правил о защите природы. Это целая философия, образ жизни, которая учит человека быть в гармонии с природой, ценить каждое ее явление. Учит беречь то, с чем мы накрепко соединены, от чего непосредственно зависим мы сами.

Идеи экологического воспитания и образования можно реализовывать через различные виды детской деятельности: экспериментирование, наблюдение, труд, а также игру.

Одним из эффективных и наиболее интересных для детей средством экологического воспитания является дидактические игры с природным материалом. Игры доставляют детям много радости, и содействует их всестороннему развитию. В процессе игр формируются знания об окружающем мире, воспитываются познавательные интересы, любовь к природе, бережное и заботливое отношение к ней, а так же эколого-целесообразное поведение в природе. Они расширяют кругозор детей, создает благоприятные условия для решения задач сенсорного воспитания. Играя в игры с природоведческим материалом, дети знакомятся со свойствами и качествами, состояниями объектов природы, усваивают способы установления этих свойств.

Цели и задачи экологического воспитания детей дошкольного возраста

Экологическое воспитание — это формирование у человека способности и желания поступать в соответствии с законами экологии.

Сегодня нельзя не заниматься экологическим воспитанием и развитием, в какой бы области не специализировался педагог. Все сферы развития личности неразрывно связаны с воспитанием у ребенка ответственного отношения к миру природы.

Целью экологического воспитания дошкольников является – формирование у ребенка начал экологической культуры – базисных компонентов личности, позволяющих в дальнейшем, в соответствии со стандартами образования, успешно присваивать в совокупности практический и духовный опыт взаимодействия ребенка с природой, который обеспечит его выживание и развитие.

Задачи экологического воспитания :

- создание и реализация воспитательно-образовательной модели, при которой достигается эффект – очевидные проявления начал экологической культуры у детей дошкольного возраста;

-создание в педагогическом коллективе атмосферы значимости экологических проблем и приоритетности экологического воспитания;

-создание в дошкольном образовательном учреждении условий, обеспечивающих, реализацию экологического воспитания детей дошкольного возраста;

-систематическое повышение квалификации педагогического персонала: овладение новыми методами экологического воспитания, совершенствование экологической пропаганды среди родителей;

- осуществление систематической работы с детьми в рамках той или другой технологии, постоянное ее совершенствование;

- выявление у детей дошкольного возраста уровня экологической культуры – реальных достижений в интеллектуальной, эмоциональной, поведенческой сферах детской личности при ее взаимодействии с окружающим миром.

Необходимо отметить, что именно дошкольный возраст является базой для формирования основ мировидения и представляет, широкие возможности для экологического воспитания детей.

Воспитатель – главная фигура педагогического процесса и решающий фактор в экологическом воспитании.

Экологическое воспитание дошкольников сегодня - это целенаправленный, организованный, систематичный, последовательный, планомерный педагогический процесс формирования системы экологических знаний, умений, навыков, взглядов, убеждений, нравственных качеств, который обеспечивает становление и развитие у личности ответственного отношения к природе как к универсальной ценности.

Главной задачей экологического воспитания детей дошкольного возраста является воспитание экологической культуры, в рамках которого происходит формирование у детей экологических представлений и знаний, развитие положительных эмоций и чувств по отношению к природе, развитие восприятия природы как ценности, создание устойчивой мотивации к деятельности, направленной на защиту, сбережение и сохранение природной среды обитания, формирование экологических убеждений на основе экологической деятельности.

В дошкольных образовательных учреждениях необходимо создать целостную систему экологического воспитания через все виды детской деятельности, направленные на решение следующих задач:

• развитие положительных нравственных качеств, побуждающих детей к соблюдению норм и правил поведения в природе и в обществе.

воспитание у детей дошкольного возраста этических и эстетических чувств, развитие эмоций средствами природы.

• формирование познавательных, практических и творческих умений экологического характера у детей дошкольного возраста.

Для успешного решения задач экологического воспитания, необходима реализация в дошкольных образовательных учреждениях воспитательно-образовательной работы. Где особое место занимают занятия интегрированного типа, предусматривающие сочетание различных видов деятельности, в том числе двигательной, игровой и творческой. Интегрированные формы работы позволяют не допустить перегрузки детей в течение дня, повышают заинтересованность детей, создают условия для развития каждого ребенка.

Методы и формы экологического воспитания детей старшего дошкольного возраста в соответствии с ФГОС ДО

Особенностью образовательного процесса в соответствии с ФГОС является то, что процессы воспитания и обучения не сами по себе непосредственно развивают ребенка, а лишь тогда, когда они имеют деятельностные формы и обладают соответствующим содержанием.

Один из путей повышения эффективности экологического развития состоит в использовании разнообразных методов и приемов работы. Воспитатель должен уметь правильно отобрать познавательный материал и продумать методы и приемы, с помощью которых он сможет лучше всего передать его содержание.

Задачи по развитию экологической культуры могут реализоваться с помощью таких форм и методов как:

-экологические марафоны, викторины, КВН;

-экологические акции, особенно совместно с родителями;

-составление экологических карт и планов экологических троп;

-экологические выставки и экспозиции;

-создание экологических музеев;

-экологические тренинги;

-создание экологических агитбригад и «зеленого патруля»;

- коллекционирование объектов природы;

- инсценировки и театрализации на экологические темы;

-встречи с представителями профессий, связанных с защитой окружающей среды;

-посещение выставок (домашних животных, выставки цветов);

-участие вместе с родителями в проведении выставок, изготовление кормушек и скворечников с последующим их размещением на территории детского сада или во дворах домов.

Формы работы с родителями по экологическому воспитанию дошкольников Немалое значение в воспитании детей имеет пример родителей. Если родители будут заниматься вопросами экологического воспитания, то и у детей будет воспитываться интерес, любовь к природе и бережное отношение к ней. Поэтому экологическое воспитание детей должно проходить в тесном взаимодействии с семьёй ребёнка.

В работе с родителями по экологическому воспитанию детей используются как традиционные формы, так и нетрадиционные, но все эти формы основываются на педагогике сотрудничества:

-Анкетирование, проведение опросов

- Беседы за круглым столом, родительские собрания в нетрадиционной форме (ток-шоу, деловые игры, бюро педагогических услуг, прямой телефон,

-Консультации и сообщения экологической направленности для родительского уголка.

- Календарь интересных дат–совместные досуги, праздники, КВНы, викторины и т. д.

- Участие в выставках, смотрах-конкурсах.

- Привлечение родителей к совместной с детьми трудовой деятельности на участке и в уголке природы.

- Выпуск газет, фотогазет, экологических альбомов, плакатов, папок- передвижек.

Таким образом, перечисленные методы и формы организации экологического воспитания позволяют целенаправленно формировать у детей дошкольного возраста начало экологической культуры, закладывать основы нравственного взаимодействия с окружающей природой.

Виды дидактических игр экологического содержания

Одним из эффективных и наиболее интересных для детей средством экологического воспитания является дидактические игры с природным материалом. Игры доставляют детям много радости, и содействует их всестороннему развитию. В процессе игр формируются знания об окружающем мире, воспитываются познавательные интересы, любовь к природе, бережное и заботливое отношение к ней, а так же эколого-целесообразное поведение в природе. Они расширяют кругозор детей, создает благоприятные условия для решения задач сенсорного воспитания. Играя в игры с природоведческим материалом, дети знакомятся со свойствами и качествами, состояниями объектов природы, усваивают способы установления этих свойств.

Дидактические игры - наиболее эффективное средство, способствующее более полному и успешному решению задач экологического воспитания детей дошкольного возраста. Проблема экологического воспитания дошкольников не может потерять своей актуальности на современном этапе развития дошкольного образования. В педагогике существует несколько видов дидактических игр. Бондаренко А. указывает, что все дидактические игры можно разделить на три основных вида:

- игры с предметами (игрушками, природным материалом);

- настольные печатные игры;

- словесные игры.

Особенности руководства дидактическими играми в старшем дошкольном возрасте

Дети старшего дошкольного возраста обладают значительным игровым опытом и настолько развитым мышлением, что они легко воспринимают чисто словесные объяснения игры. Лишь в отдельных случаях требуется наглядный показ. С детьми этого возраста проводятся дидактические игры со всей группой, с небольшими группками. У них, как правило, складываются коллективные взаимоотношения на почве совместных игр. Поэтому с детьми этого возраста уже могут быть использованы в игре элементы соревнования. В дидактических играх детей старшего дошкольного возраста отражаются более сложные по своему содержанию жизненные явления (быт и труд людей, техника в городе и деревне). Дети классифицируют предметы по материалу, назначению (например, игра «Где что спрятано»). Широко используются в этом возрасте словесные игры, требующие большого умственного напряжения.

Дидактическая игра имеет определенную структуру, характеризующую ее как форму обучения и игровую деятельность. Выделяют следующие структурные составляющие дидактической игры :

1)дидактические и игровые задачи;

2)игровые действия;

3) игровые правила;

4)результат.

Также можно выделить следующие отличительные особенности дидактических игр :

-они являются чаще всего совместной деятельностью;

-имеют готовое содержание и правила, носящие формализованный и обязательный характер;

-действия участников игры реальны и однозначны;

-дидактические игры имеют совершенно определенный, заранее заданный конечный результат;

-носят цикличный, повторяемый характер (цикл игры заканчивается выигрышем одной из сторон; продолжение игры есть повторение игрового цикла, вновь завершающегося выигрышем);

-тип отношений играющих - состязательный, связанный с установлением первенства в чем-либо одного из играющих.

При отборе дидактической игры воспитатель должен четко представлять себе требования, которым она должна отвечать. Дидактические игры должны :

• отражать реальную картину окружающего мира и быть доступными дошкольникам;

• обеспечивать возможность играть как отдельному ребенку, так и не большой группе детей;

• позволять ребенку самостоятельно контролировать правильность выполнения задания;

• материалы для игры должны быть прочными, красочно оформленными, привлекательными и отвечать гигиеническим нормам.

Организация дидактических игр педагогом должна осуществляться в трех основных направлениях: подготовка к проведению дидактической игры, ее проведение и анализ.

Таким образом, используя огромный воспитательно-образовательный потенциал дидактической игры, педагог может решать самые разнообразные задачи воспитания, обучения и развития детей, добиваясь высокой эффективности их реализации.

Экологически направленную деятельность дошкольников можно определить как форму активности личности, обуславливающую развитие экологического сознания, проявляющуюся в трех сферах:

а) познавательной сфере в развитии познавательных потребностей, в готовности принимать, находить и перерабатывать информацию о природе;

б) эмоционально-мотивационной сфере в развитии комплекса эстетических потребностей, проявляющихся в готовности и стремлении взаимодействовать с природой на эмоциональном уровне;

в) практической сфере в развитии потребности в компетентности, проявляющейся в стремлении к непрагматическому практическому взаимодействию с природой.

Постоянно использовать наглядный материал в дидактических играх со старшими дошкольниками (картинки, игрушки, природный материал). Привлекать детей к изготовлению наглядного материала для игр.

Дидактическая игра может быть включена в любой раздел программы и её возможности следует использовать как для развития экологического сознания, экодеятельности, так и для формирования личности ребенка-дошкольника в целом.

В каждой группе воспитатель намечает последовательность игр, усложняющихся по содержанию, дидактическим задачам, игровым действиям и правилам. Отдельные, изолированные игры, могут быть очень интересными, но, используя их вне системы, нельзя достигнуть обучающего и развивающего результата. Поэтому следует четко определять взаимодействие обучения на занятиях и в дидактической игре.

В старшей и подготовительной к школе группах непосредственное обучение на занятиях также связано с обучение в дидактических играх. Но соотношение их, особенно в подготовительной группе, изменяется, главным становится обучение на занятиях, где дети овладевают систематизированными знаниями, элементарными формами учебной деятельности.

Следует учитывать, что в дидактической игре необходимо правильное сочетание наглядности, слова воспитателя и действий самих детей с игрушками, игровыми пособиями, предметами, картинками и т. д.

Руководя дидактической игрой, педагог использует разнообразные формы организации детей. Если необходим близкий контакт, то дошкольников усаживают на стульчики, поставленные в круг или полукруг, а педагог садится в центре. В дидактической игре всегда имеется возможность неожиданного расширения и обогащения ее замысла в связи с проявленной детьми инициативой, вопросами, предложениями. Умение удерживать игру в пределах установленного времени - большое искусство. Воспитатель уплотняет время прежде всего за счет сокращения своих объяснений. Ясность, краткость описаний, рассказов, реплик является условием успешного развития игры и выполнения решаемых задач.

Заканчивая игру, педагог должен вызвать у детей интерес к ее продолжению, создать радостную перспективу.

Дидактические игры проводятся в групповой комнате, в зале, на участке, в лесу, в поле и т. д. Этим обеспечивается более широкая двигательная активность детей, разнообразные впечатления, непосредственность переживаний и общения.

Экологическое воспитание является новым направлением в дошкольной педагогике. Еще в середине прошлого столетия не возникал вопрос о необходимости экологического образования подрастающего поколения и это направление в образовании не выступало как часть общего образования, но как показывает время, технический прогресс - это не только достижения и успехи человечества, но и гибель, упадок для природы в целом. От активной деятельности человека в природе страдает вся экосистема, баланс в которой нарушен деятельностью человека; именно поэтому есть необходимость воспитания экологически развитой и природосообразной личности, которая бы не вредила природе, не губила бы её, а знала, любила, охраняла бы её и жила с ней в гармонии.

На этапе дошкольного детства складывается начальное ощущение окружающего мира: ребенок получает эмоциональное впечатления о природе, накапливает представления о разных формах жизни. Таким образом, уже в этот период формируются первоосновы экологического мышления, сознания, экологической культуры. Но только при одном условии – если взрослые, воспитывающие ребенка, сами обладают экологической культурой : понимают общие для всех людей проблемы и беспокоятся по их поводу, показывают маленькому человеку прекрасный мир природы, помогают маленькому человеку прекрасный мир природы, помогают наладить взаимоотношения с ним.

Комплекс мероприятий по повышению уровня экологической воспитанности старших дошкольников на занятиях и в повседневной жизни показал свою эффективность: уровень экологических знаний и экологически правильного отношения к миру природы дошкольников оказался выше, чем у дошкольников старой системы образования. Сущность игры как ведущего вида деятельности заключается в том, что дети отражают в ней различные стороны жизни, особенности взаимоотношений взрослых, уточняют свои знания об окружающей действительности, учатся любить и беречь природу. Игра – есть, своего рода, средство познания ребенком действительности.

Публикации по теме:

«Речевое развитие в экологическом воспитании старшего дошкольного возраста в условиях реализации ФГОС ДО» Подготовила: воспитатель Бравко В. В. В ходе непосредственно образовательной деятельности, вслушиваясь в речь детей своей группы, мною было.

Дидактические игры для развития произносительной стороны речи детей старшего дошкольного возраста Дидактические игры для развития произносительной стороны речи детей старшего дошкольного возраста. Цель игры – подготовка артикуляционного.

Дидактические игры на формирование экологических знаний для детей старшего дошкольного возраста «Природа и человек» Дидактическая задача. Закреплять, систематизировать знания детей о том, что создано человеком и что дает человеку природа.

Дидактические игры по формированию экономических представлений у детей старшего дошкольного возрастаДидактические игры по формированию экономических представлений у детей старшего дошкольного возраста Дидактические игры по формированию экономических представлений у детей старшего дошкольного возраста. Разработал: воспитатель Потапова Ольга.

Дидактические игры по развитию речи для детей старшего дошкольного возраста «Что общего» Цель: Развивать навыки понятийного обобщения. Ход игры: Объясните, что общее у предметов. У 2 предметов: огурец, помидор.

Дидактические игры по экологии для детей старшего дошкольного возраста 1.«Что положим в корзинку». Дидактическая задача: закрепить у детей знание о том, что урожай можно собирать в саду, в огороде, в лесу. Научить.

Дидактические игры с блоками Дьенеша для детей старшего дошкольного возраста Дидактические игры с блоками Дьенеша для детей старшего дошкольного возраста Дидактическая игра «Собери бусы для куклы» Цель: умеет.

Дидактические игры в экологическом воспитании Дидактическая игра «Кто где живет?» Дидактическая игра занимает важную роль в экологическом воспитании детей. С ее помощью у дошкольников.

Экспериментальная деятельность в экологическом воспитании детей дошкольного возрастаЭкспериментальная деятельность в экологическом воспитании детей дошкольного возраста Доклад на тему: «Экспериментальная деятельность в экологическом воспитании детей дошкольного возраст». С развитием промышленного производства,.

Электронные дидактические игры для детей старшего дошкольного возраста Математические понятие часть 1 «Чудо цифры» Цель: умение сопоставлять количество предметов с числом Ход: Поместите рабочий коврик с цифрами.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Дидактические игры в экологическом воспитании детей старшего дошкольного возраста
Опубликовано: 15 октября 2019 в 22:51
+12Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 5.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
День весенней безопасности. Передвижка «Паводок, весеннее половодье»

Стремительное таяние снега или выпадение большого количества осадков может стать причиной весеннего паводка. Необходимо знать правила поведения во время этого стихийного бедствия и рассказать о них...

27 апреля. Международный день настольных игр. Передвижка «Польза настольных игр»

Ежегодно в последнюю субботу апреля отмечается Международный день настольных игр. Настольные игры – полезный семейный досуг на все времена.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД